Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 26.04.2023 N 307-ЭС23-5507 отказано в передаче дела N А21-11952/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2023 N Ф07-20347/2022 по делу N А21-11952/2021
Требование: О признании недействительным предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Союзом был представлен отчет по оценке пожарного риска на объекте: нежилое здание имеет ряд существенных недостатков.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание отвечает критериям определенности и исполнимости, не возлагает на союз не предусмотренных законом обязанностей, направлено на недопустимость и снижение риска причинения вреда жизни и здоровью людей, уничтожения имущества при возникновении пожара.
Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19.01.2023 N Ф07-20347/2022 по делу N А21-11952/2021
Требование: О признании недействительным предписания управления МЧС РФ.
Обстоятельства: В ходе проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности. Союзом был представлен отчет по оценке пожарного риска на объекте: нежилое здание имеет ряд существенных недостатков.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предписание отвечает критериям определенности и исполнимости, не возлагает на союз не предусмотренных законом обязанностей, направлено на недопустимость и снижение риска причинения вреда жизни и здоровью людей, уничтожения имущества при возникновении пожара.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 января 2023 г. по делу N А21-11952/2021
Арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Толкунова В.М., судей Алешкевича О.А., Мунтян Л.Б., рассмотрев 16.01.2023 в открытом судебном заседании кассационную жалобу Калининградского областного союза рыболовецких колхозов на
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 по делу N А21-11952/2021,
установил:
Калининградский областной союз рыболовецких колхозов, адрес: 236006, Калининград, Ленинский пр., д. 13А, ОГРН 1023900994985, ИНН 3906008967 (далее - Союз), обратился в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее - МЧС России) по Калининградской области, адрес: 236029, Калининград, Озерная ул., д. 31, пом. лит. III из лит. А, ОГРН 1043902848835, ИНН 3906129263 (далее - Управление), от 27.08.2021 N 190/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
Решением суда первой инстанции от 11.05.2022, оставленным без изменения
постановлением суда апелляционной инстанции от 26.08.2022, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе Союз просит отменить состоявшиеся судебные акты и удовлетворить заявленные требования, поскольку в предписании не изложено, каким образом его требования подлежат исполнению без изменения функционального назначения и без проведения работ по реконструкции объекта защиты. В материалах дела имеются подтверждения того, что индивидуальный пожарный риск не превышает значение одной миллионной в год. Соответствие пожарной безопасности на объекте подтверждается декларацией пожарной безопасности, зарегистрированной Управлением 07.04.2021 за N 27401 368-ТО-00970. Никаких разъяснений и предложений о проведении экспертизы со стороны суда не поступало, в то время как именно этим способом возможно устранить сомнения в части выполнения или невыполнения на объекте требований пожарной безопасности.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, своих представителей в суд не направили, что в соответствии с
частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании решения от 12.08.2021 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении Союза в связи с истечением срока исполнения ранее выданного предписания об устранении нарушений требований пожарной безопасности от 29.01.2021 N 7/1/1.
В ходе проверки Управлением выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно: Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
СП 1.13130.2020 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденного
приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020),
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила N 1479), результаты которой зафиксированы в акте проверки от 27.08.2021 N 190.
В ходе проверки Союзом был представлен отчет от 12.03.2021 N 06/2021 по оценке пожарного риска на объекте - нежилое здание Союза, расположенное по адресу: Калининград, Ленинский пр., д. 13А.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: постановление Правительства Российской Федерации N 1084 имеет дату 22.07.2020, а не 22.07.2021. | |
При проверке соответствия исходных данных, а также параметров и характеристики объекта, которые учитываются в расчете по оценке пожарного риска, фактическим данным, полученным в ходе его обследования и соответствия требованиям, установленным
Правилами проведения расчетов по оценке пожарного риска, утвержденными
постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2021 N 1084 (далее - Правила N 1084), Управлением выявлены следующие несоответствия:
1. В отчете, содержащем результаты расчета по оценке пожарного риска для здания, не приведены следующие исходные данные:
- сведения о количестве и размещении людей, не имеющих возможности передвигаться самостоятельно, передвигающихся несамостоятельно на кресле-коляске, действия, по транспортировке которых являются недопустимыми вследствие прямой угрозы жизни, вызванной такой транспортировкой (
подпункт "в" пункта 6 Правил N 1084);
- наличие или отсутствие автоматических установок пожаротушения в помещении очага пожара (
подпункт "е" пункта 6 Правил N 1084);
2. При расчете рассмотрены сценарии пожара N 1, 2, 3, 4, при которых реализуются не наихудшие условия для обеспечения безопасности людей в прочих равных условиях. В качестве сценариев выбраны условия с не наихудшими условиями пожара, характеризуемыми затрудненными условиями эвакуации людей и наиболее высокой динамикой нарастания опасных факторов пожара (
пункт 7 Методики определения расчетных величин пожарного риска в зданиях, сооружениях и пожарных отсеках различных классов функциональной пожарной опасности, утвержденной
приказом МЧС России от 30.06.2009 N 382).
На основании изложенного Управление пришло к выводу о том, что результаты по оценке пожарного риска не могут быть приняты.
По результатам проверки с учетом выявленных нарушений Управлением выдано предписание от 27.08.2021 N 190/1/1 об устранении нарушений требований пожарной безопасности, сроком исполнения до 10.01.2022, в котором отражены следующие нарушения:
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в данном случае и далее по тексту имеется в виду Правила противопожарного режима в Российской Федерации N 1479, а не N 1429. | |
1. Четвертый, третий, второй этажи здания не имеют второго эвакуационного выхода, соответствующего требованиям, предъявляемым к эвакуационным выходам (
статья 89 Закона N 123-ФЗ,
пункт 23 Правил N 1429,
пункты 4.2.9,
4.2.19,
4.4.3 СП 1.13130.2020);
2. Лестница 3-го типа располагается на расстоянии менее 1 м до проекции первого этажа здания, а именно: 0,4 м (
статья 53 Закона N 123-ФЗ,
пункт 23 Правил N 1429,
пункт 4.4.7 СП 1.13130.2020);
3. При двустороннем расположении дверей, открывающихся из помещений в коридоры, ширина эвакуационного пути по коридорам менее 1,0 м (ширина составляет: для четвертого этажа - 0,76 м, для третьего этажа - 0,86 м, для второго этажа - 0,9 м, для первого этажа - 0,46 м) (
пункт 23 Правил N 1479,
пункты 4.3.4,
4.3.3 СП 1.13130.2020).
Не согласившись с данным предписанием, Союз обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о законности предписания, в связи с чем в удовлетворении заявленных требований отказал.
Суд апелляционной инстанции согласился с позицией суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив доводы жалобы, проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности заключается в невыполнении или ненадлежащем выполнении требований пожарной безопасности.
Согласно положениям
статей 37,
38 Закона N 69-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно
статье 5 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 2 статьи 4 Закона N 123-ФЗ к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований настоящего Федерального
закона (
часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Согласно
статье 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной, если:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с
частью 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание или сооружение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. При невозможности безопасной эвакуации людей должна быть обеспечена их защита посредством применения систем коллективной защиты.
Согласно
части 2 статьи 53 Закона N 123-ФЗ для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть:
1) установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов;
2) обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы;
3) организованы оповещение и управление движением людей по эвакуационным путям (в том числе с использованием световых указателей, звукового и речевого оповещения).
СП 1.13130.2020 разработан в соответствии со
статьей 89 Закона N 123-ФЗ, является нормативным документом по пожарной безопасности в области стандартизации добровольного применения и устанавливает требования к эвакуационным путям и выходам из зданий, сооружений и строений.
Управление установило, что при моделировании процесса эвакуации рассмотренных сценариев пожара такой контингент, как инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную (категории М4), не был учтен.
Доказательств, свидетельствующих о невозможности нахождения контингента как инвалиды, передвигающиеся на креслах-колясках, приводимых в движение вручную (категории М4), в спорном здании, не представлено.
Суды двух инстанций согласились с Управлением, что комплекс предложенных дополнительных мероприятий (установка приспособлений для самозакрывания на дверях и установка противопожарных дверей помещений с очагом пожара) не обеспечивает безопасность людей при возникновении пожара в других помещениях здания.
Управление пришло к обоснованному выводу о том, что результаты по оценке пожарного риска, приведенные в отчете от 12.03.2021 N 06/2021, не могут быть приняты. Ссылки заявителя на наличие декларации пожарной безопасности отклонены судами двух инстанций, поскольку в имеющихся конкретных обстоятельствах наличие такой декларации не является доказательством исполнения заявителем требований пожарной безопасности и устранения выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности, учитывая, в том числе, то, что указанная декларация носит уведомительный характер.
Материалами дела подтверждено, что расчет пожарного риска представленный Союзом, имеет ряд существенных недостатков, в том числе, выбор ситуаций с не наихудшими условиями пожара, моделирование процесса эвакуации без учета контингента категории М4. На листе 129 отчета прямо указано, что отчет действителен при выполнении ряда дополнительных мероприятий по пожарной безопасности, а также при обеспечении безопасной эвакуации людей по эвакуационным путям и выходам в соответствии с правилами противопожарного режима в Российской Федерации.
Кроме того, судами обоснованно принято во внимание, что вступившим в законную силу решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 15.12.2021 по делу N 12-457/2021 признано законным постановление Управления от 14.09.2021 N 145-4-5-49 о привлечении Союза к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (за нарушение требований пожарной безопасности).
Довод Союза об отсутствии разъяснений и предложений суда о проведении экспертизы не учитывает принципы диспозитивности, состязательности сторон и равного отношения суда к сторонам, отсутствие необходимости в назначении судебной экспертизы при достаточности и ясности представленных в дело доказательств.
Оспариваемое предписание отвечает критериям определенности и исполнимости, выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий, не возлагает на Союз не предусмотренных законом обязанностей, направлено на недопустимость и снижение риска причинения вреда жизни и здоровью людей, уничтожения имущества при возможном возникновении пожара в занимаемом здании (объекте защиты).
Таким образом, обжалуемые судебные акты по существу являются правильными, нарушений норм материального и процессуального права апелляционным судами не допущено, оценка доказательств произведена с учетом требований
статей 65 -
71,
200 АПК РФ в их совокупности и взаимной связи.
Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, в том числе их допустимости, достаточности, достоверности, не допускается (
пункт 32 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции",
часть 3 статьи 286,
часть 2 статьи 287 АПК РФ).
Заявителю следует возвратить сумму государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы по данной категории дел.
Основания для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта отсутствуют (
статья 288 АПК РФ).
постановил:
решение Арбитражного суда Калининградской области от 11.05.2022 и
постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2022 по делу N А21-11952/2021 оставить без изменения, а кассационную жалобу Калининградского областного союза рыболовецких колхозов - без удовлетворения.
Возвратить Калининградскому областному союзу рыболовецких колхозов, адрес: 236006, Калининград, Ленинский пр., д. 13А, ОГРН 1023900994985, ИНН 3906008967, из федерального бюджета 1500 руб. государственной пошлины, излишне уплаченной при подаче кассационной жалобы платежным поручением от 19.10.2022 N 304.
Председательствующий
В.М.ТОЛКУНОВ
Л.Б.МУНТЯН
Судьи
О.А.АЛЕШКЕВИЧ