Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2019 N Ф06-44000/2019 по делу N А72-3661/2018
Требование: Об обязании произвести пересчет арендной платы по дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка и внести изменения в сумму арендной платы по дополнительному соглашению.
Обстоятельства: Арендатор полагал, что размер арендной платы должен быть исчислен с применением корректирующего коэффициента с учетом степени повреждения лесных насаждений в результате шквалистого ветра.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку подтверждено наличие оснований для применения понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы, коэффициент определен судом с учетом степени повреждения лесных насаждений, зафиксированных в акте лесопатологического состояния.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 28.02.2019 N Ф06-44000/2019 по делу N А72-3661/2018
Требование: Об обязании произвести пересчет арендной платы по дополнительному соглашению к договору аренды лесного участка и внести изменения в сумму арендной платы по дополнительному соглашению.
Обстоятельства: Арендатор полагал, что размер арендной платы должен быть исчислен с применением корректирующего коэффициента с учетом степени повреждения лесных насаждений в результате шквалистого ветра.
Решение: Требование удовлетворено в части, поскольку подтверждено наличие оснований для применения понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы, коэффициент определен судом с учетом степени повреждения лесных насаждений, зафиксированных в акте лесопатологического состояния.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 28 февраля 2019 г. N Ф06-44000/2019
Дело N А72-3661/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 февраля 2019 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Петрушкина В.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при участии представителя Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области - Фомина А.С., доверенность от 09.01.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области
на
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2018 (судья Карсункин С.А.) и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018
по делу N А72-3661/2018
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" (ОГРН 1027300707587, ИНН 7306000113) к Министерству природы и цикличной экономики Ульяновской области (ОГРН 1187325014326, ИНН 7325161645) (правопреемник Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области) об обязании ответчика произвести перерасчет арендной платы и внести изменения в договор,
установил:
общество с ограниченной ответственностью производственная фирма "Инзенский деревообрабатывающий завод" (далее - истец, общество "Инзенский деревообрабатывающий завод", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Министерству сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области об обязании ответчика произвести пересчет арендной платы по дополнительному соглашению от 01.11.2017 N 4 к договору аренды лесного участка от 15.07.2016 N 811 с применением корректирующих ставок платы с учетом степени повреждения лесных насаждений согласно акту лесопатологического обследования лесных насаждений от 27.09.2017 N 193 и внести изменения в сумму арендной платы по дополнительному соглашению от 01.11.2017 N 4, согласно приложенному расчету, изложив в следующей редакции: 1. В целях выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий: А) пункт 6 договора изложить в следующей редакции: "6. Арендная плата по Договору составляет: за 2017 год - 3 240 762 рублей в год".
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2018, оставленным без изменения
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018, исковые требования удовлетворены частично; внесены изменения в дополнительное соглашение от 01.11.2017 N 4 к договору аренды лесного участка от 15.07.2016 N 811, подпункт а) пункта 1 дополнительного соглашения изложен в следующей редакции: "1. В целях выполнения санитарно-оздоровительных мероприятий: а) пункт 6 Договора изложить в следующей редакции: "6. Арендная плата по договору составляет: за 2017 год - 3 247 247 (Три миллиона двести сорок семь тысяч двести сорок семь) рублей в год, за 2018 год - 3 390 996 (Три миллиона триста девяносто тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей в год, за 2019 год - 3 541 230 (Три миллиона пятьсот сорок одна тысяча двести тридцать) рублей в год, за 2020 и последующие года - 7 082 460 (Семь миллионов восемьдесят две тысячи четыреста шестьдесят) рублей в год."; в остальной части исковые требования оставлены без удовлетворения.
Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области является правопреемником Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области. Следовательно, ответчиком по настоящему делу выступает Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области (далее - ответчик, Министерство).
Не согласившись с судебными актами, Министерство обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении искового заявления, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ и в информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru в порядке, предусмотренном
статьей 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства поддержал доводы, приведенные им в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание явку своих представителей не обеспечили, кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Изучив материалы дела, выслушав представителя Министерства, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 15.07.2016 между Министерством сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области (арендодатель) и обществом "Инзенский деревообрабатывающий завод" (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка N 811, по условиям которого арендодатель на основании распоряжения Министерства сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области от 05.07.2016 N 1032 обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное пользование лесные участки, находящиеся в федеральной собственности общей площадью 48803,6001 га (пункты 1, 2 договора).
Арендатору передан лесной участок в целях использования лесов для заготовки древесины (реализация приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов на основании
приказа Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 08.04.2016 N 1081 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов") (пункт 4 договора).
Указанный лесной участок был передан обществу "Инзенский деревообрабатывающий завод", что подтверждается актом приема-передачи от 15.07.2016.
В соответствии с пунктами 6 раздела 2 указанного договора аренды лесного участка арендная плата по договору составляет 1 534 533 руб. в 2016 году, 3 197 838 руб. в 2017 - 2019 годах, 6 395 676 руб. в год в 2020 и последующих годах.
В июле 2017 года на территории Ульяновской области в Тереньгульском районе в результате шквалистого ветра были повреждены лесные насаждения на землях лесного фонда.
Согласно акта лесопатологического обследования от 27.09.2017 N 193 лесных насаждений по Тереньгульскому лесничеству (лесопарка) Ульяновской области, утвержденного Департаментом лесного хозяйства Минприроды Ульяновской области, лесные насаждения, расположенные в квартале 22 выделах 11,13,14, квартале 25 выделе 1 Ясашно-Ташлинского участкового лесничества являются погибшими в результате воздействия шквалистых ветров в июле 2017 года, требуется проведение сплошной санитарной рубки, выборке подлежат в квартале 22, выделах 11 - 90% насаждений. Полнота лесного насаждения после уборки деревьев, подлежащих рубке, составит 0,1. Критическая полнота для данной категории лесных насаждений составляет 0,3. Состояние лесных насаждений с утраченной устойчивостью от бурелома и ветровала составило 90% на площади 14,7 га в объеме 2587 куб. м (Ясашно-Ташлинское участковое лесничество).
Ответчик в ходе рассмотрения спора не отрицал факт того, что насаждения на поврежденных участках являются погибшими.
В связи с необходимостью проведения на территории арендуемого лесного участка санитарно-оздоровительных мероприятий обществом "Инзенский деревообрабатывающий завод" было разработано изменение N 1 к проекту освоения лесов по договору аренды лесного участка от 15.07.2016. N 811, которое Министерством было одобрено, что подтверждается заключением государственной экспертизы, утвержденное распоряжением Министерства от 07.11.2017 N 1720.
Согласно приложениям NN 2, 3, 6, 7 изменения N 1 к проекту освоения лесов при использовании лесов предусмотрена сплошная санитарная рубка лесных насаждений.
Дополнительным соглашением N 4 к договору аренды лесного участка от 15.07.2016 N 811 указанный договор был изложен в следующей редакции: пункт 6: "6. Арендная плата по договору составляет: за 2017 год - 3 305 608 (Три миллиона триста пять тысяч шестьсот восемь) рублей в год, за 2018 год - 3 390 996 (Три миллиона триста девяносто тысяч девятьсот девяносто шесть) рублей в год, за 2019 год - 3 541 230 (Три миллиона пятьсот сорок одна тысяча двести тридцать) рублей в год, за 2020 и последующие года - 7 082 460 (Семь миллионов восемьдесят две тысячи четыреста шестьдесят) рублей в год."; изложено Приложение N 4 к договору согласно Приложению N 1 к настоящему соглашению; изложено Приложение N 3 к договору согласно Приложению N 2 к настоящему соглашению.
Общество "Инзенский деревообрабатывающий завод" полагает, что размер арендной платы должен быть исчислен с применением корректирующего коэффициента "0" с учетом степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление от 22.05.2007 N 310).
Не согласившись с суммой арендной платы, установленной дополнительным соглашением N 4 к договору аренды лесного участка от 15.07.2016 N 811 в размере 3 305 608 руб., общество направило в адрес Министерства письмо от 15.12.2017 N 468, с указанием на необходимость пересчета суммы арендной платы за 2017 год в размере 3 240 762 руб. с применением корректирующих ставок платы с учетом степени повреждения лесных насаждений, установленных в актах лесопатологического обследования лесных насаждений от 27.09.2017 N 193, от 11.10.2017 N 203, от 24.11.2017 N 246.
Письмо получено 15.12.2017, что подтверждается отметкой ответчика на экземпляре истца, но оставлено без ответа.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения общества "Инзенский деревообрабатывающий завод" в арбитражный суд с настоящим исковым заявлением.
Удовлетворяя исковые требования частично, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что дополнительное соглашение к договору в части 2017 года обусловлено изменением количественных и качественных характеристик лесного участка, что является существенным изменением обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора; лесные насаждения имеют степень поврежденности 90 процентов, следовательно, применение понижающего коэффициента является обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводами судов.
В соответствии с
частью 4 статьи 71 Лесного кодекса Российской Федерации к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные Гражданским
кодексом Российской Федерации и Земельным
кодексом Российской Федерации, если иное не установлено настоящим
Кодексом.
Согласно
статье 606 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наниматель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
В силу
пункта 1 статьи 420 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Согласно
пункту 1 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора.
Пунктом 4 названной статьи предусмотрено, что условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (
статья 422 настоящего Кодекса).
На основании
пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения.
Статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим
Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом, другими законами или договором.
Изменение условий договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенного по результатам торгов, не допускается, за исключением случаев изменения целевого назначения или разрешенного использования лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такое изменение обстоятельств возникло вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стало основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр.
В соответствии с
частью 3 статьи 74.1 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам торгов, может быть изменен по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В силу
пункта 1,
2 статьи 424 Гражданского кодекса Российской Федерации исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.
Согласно
статье 614 Гражданского кодекса Российской Федерации и
статье 94 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы, порядок, условия и сроки ее внесения определяются
статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации и договором аренды лесного участка.
Статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с
частями 2,
3 и
4 настоящей статьи.
Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления (
часть 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с
частью 3 статьи 60.3 Лесного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации устанавливаются Правила санитарной безопасности в лесах.
В целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются лесопатологические обследования и лесопатологический мониторинг в соответствии с
подпунктом "б" пункта 2 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила).
В соответствии с
пунктом 14 Правил граждане и юридические лица, осуществляющие использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, в случае обнаружения погибших или поврежденных вредными организмами, иными природными и антропогенными воздействиями лесных насаждений обязаны в 5-дневный срок с даты обнаружения таких насаждений проинформировать об этом указанные в
подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил органы государственной власти или органы местного самоуправления, предоставившие лесные участки для использования или являющиеся заказчиками соответствующих работ по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно
части 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Постановлением от 22.05.2007 N 310 утверждены ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности.
Согласно
примечанию 10 к постановлению от 22.05.2007 N 310 при заготовке древесины в порядке проведения сплошных рубок лесных насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, ставки корректируются с учетом степени повреждения насаждений путем их умножения на коэффициенты. В частности, при степени повреждения лесных насаждений до 90 процентов применяется коэффициент 0,1; при степени повреждения лесных насаждений до 100 процентов - 0.
В соответствии с
пунктами 12,
13 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.05.2017 N 607 рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, рубка аварийных деревьев проводятся в соответствии с настоящими
Правилами, а также утвержденными в установленном порядке
правилами заготовки древесины,
правилами пожарной безопасности в лесах и
правилами ухода за лесами.
При заготовке древесины, осуществляемой в порядке проведения сплошных рубок насаждений, поврежденных вредными организмами, ветром, пожарами и в результате других стихийных бедствий, учитывается степень повреждения лесных насаждений, являющаяся основанием для корректировки ставок платы за единицу объема лесных ресурсов в соответствии с
постановлением от 22.05.2007 N 310.
Согласно
пункту 3.2.43 "ОСТ 56-108-98 Стандарт отрасли. Лесоводство. Термины и определения" (утвержденного
приказом Рослесхоза от 03.12.1998 N 203) лесное насаждение представляет собой совокупность растений, состоящая из древостоя, а также, часто, подроста, подлеска и живого напочвенного покрова, объединенных однородными лесорастительными условиями участка леса, и характеризующаяся определенной внутренней структурой.
В соответствии с
пунктами 46 -
47 Порядка проведения лесопатологических обследований, утвержденного Приказом Минприроды России от 16.09.2016 N 480, в лесных насаждениях с наличием более 50% ветровала, бурелома, снеголома, упавших деревьев в результате пожара назначение санитарно-оздоровительных мероприятий проводится визуальным способом, а недостающая информация переносится из таксационных описаний.
По результатам лесопатологического обследования в акте лесопатологического обследования указываются процент выборки деревьев по категориям состояния, назначения мероприятий, степень поражения лесного насаждения, причины повреждения и гибели лесных насаждений.
Таким образом, степень поражения лесного насаждения указывается в акте лесопатологического обследования.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 20.09.2017 было проведено обследование лесных насаждений Тереньгульского лесничества, по результатам которого составлен акт лесопатологического состояния N 193 лесного участка в Тереньгульском лесничестве (лесопарка) Ульяновской области на общей площади 16,5 га, который 27.09.2017 утвержден первым директором Департамента лесного хозяйства Минприроды Ульяновской области.
В результате обследования установлено, что на общей площади 16,5 га фактическая таксационная характеристика лесного насаждения не соответствует таксационному описанию. Причины несоответствия: изменились параметры древостоя, ввиду изменения возраста, и засухи 2012 года. Лесные насаждения на площади 16,5 га являются погибшими в результате шквалистых ветров текущего года (июль 2017 года). Требуется проведение сплошной санитарной рубки. Выборке подлежит 90% насаждений с утраченной устойчивостью, полнота лесного насаждения после уборки деревьев, подлежащих рубке, составит уровень ниже критического.
При этом акт содержит данные о степени повреждения лесных насаждений выраженных в процентах, на основании которых можно применить механизм корректировки ставок согласно
Постановлению от 22.05.2007 N 310.
Согласно
пункту 10 примечаний к постановлению от 22.05.2007 N 310 ставки корректируются в зависимости от изменения качественного и количественного состояния лесного участка в результате природных явлений и их применение корректирующих коэффициентов направлено на стимулирование арендатора лесного участка на проведение санитарных мероприятий (в том числе санитарных рубок) для предотвращения заражения смежных лесных участков в сроки, сокращенные по сравнению в первоначальными сроками освоения лесного участка.
Исходя из указанного, суды правомерно пришли к выводу, что применение понижающих коэффициентов к ставкам арендной платы обусловлено степенью повреждения лесных насаждений, в данном конкретном случае которое составило до 90 процентов, а не возможностью использования древесины, поваленной ветровалом и ее последующей реализацией.
При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимая во внимание ошибочное применение при заявлении иска коэффициента "0", подлежащего применению при повреждении лесных насаждений до 100 процентов, в то время как актом лесопатологического состояния подтверждается изменение количественных и качественных характеристик переданного в аренду обществу лесного участка на 90 процентов, руководствуясь
пунктом 10 примечаний к постановлению от 22.05.2007 N 310, которым установлен коэффициент "0,1" при повреждении лесных насаждений до 90 процентов включительно, суды правомерно удовлетворили требования о понуждении к внесению изменений в дополнительное соглашение от 01.11.2017 N 4 к договору аренды лесного участка от 15.07.2016 N 811 в части арендной платы за 2017 год в размере 3 247 247 руб.
Несогласие заявителя с оценкой доказательств не принимается во внимание судом округа в силу законодательно ограниченных пределов рассмотрения дела, установленных в
статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалованных судебных актов по доводам, приведенным в кассационной жалобе.
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21.08.2018 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2018 по делу N А72-3661/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные
статьями 291.1.,
291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА
Судьи
В.А.ПЕТРУШКИН
А.Ф.ФАТХУТДИНОВА