Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2022 N Ф06-23703/2022 по делу N А57-1583/2022
Требование: О признании недействительным представления прокурора об устранении нарушений требований противопожарного законодательства.
Обстоятельства: Прокурор вынес представление об устранении нарушений в сфере противопожарного законодательства, указав на нарушение противопожарного расстояния между многоквартирными домами и автозаправочной станцией бензина и дизельного топлива.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств того, что автозаправочная станция возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а также требований пожарной безопасности, не представлено.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 27.10.2022 N Ф06-23703/2022 по делу N А57-1583/2022
Требование: О признании недействительным представления прокурора об устранении нарушений требований противопожарного законодательства.
Обстоятельства: Прокурор вынес представление об устранении нарушений в сфере противопожарного законодательства, указав на нарушение противопожарного расстояния между многоквартирными домами и автозаправочной станцией бензина и дизельного топлива.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку доказательств того, что автозаправочная станция возведена с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а также требований пожарной безопасности, не представлено.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2022 г. N Ф06-23703/2022
Дело N А57-1583/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии в судебном заседании представителей:
публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" - Ивановой Н.С., доверенность от 01.01.2022,
прокуратуры Саратовской области - Золина И.А., доверенность от 27.09.2022,
прокуратуры города Саратова - Золина И.А., доверенность от 27.09.2022,
в отсутствие Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт"
на
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.04.2022 и
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022
по делу N А57-1583/2022
по заявлению публичного акционерного общества "Саратовнефтепродукт" о признании недействительным представления,
заинтересованные лица: прокуратура города Саратова, прокуратура Саратовской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области,
установил:
публичное акционерное общество "Саратовнефтепродукт" (далее - общество "Саратовнефтепродукт", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным представления прокурора города Саратова от 17.09.2021 N 57-2021 об устранении нарушений требований законодательства.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены прокуратура Саратовской области, Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Саратовской области (далее - ГУ МЧС России по Саратовской области).
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 21.04.2022, оставленным без изменением
постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022, в удовлетворении заявления общества "Саратовнефтепродукт" отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, общество "Саратовнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении его заявления, считая, что судами неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. По мнению подателя жалобы, оспариваемое представление внесено в его адрес неправомерно, так как принадлежащая ему автозаправочная станция N 37 (далее - АЗС N 37) была построена и введена в эксплуатацию в 1953 году, то есть ранее, чем было начато строительство спорных многоквартирных домов. Также представление прокуратуры является неисполнимым, поскольку общество "Саратовнефтепродукт" эксплуатирует АЗС на законном основании, законодательство о пожарной безопасности не нарушено. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Прокурор города Саратова в отзыве на кассационную жалобу, а также представитель прокуратуры Саратовской области и прокуратуры города Саратова в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
ГУ МЧС России по Саратовской области надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, прокуратурой города Саратова на основании обращения помощника депутата Государственной Думы Российской Федерации Володина В.В. в Саратовской области Ерохиной Т.В. проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере противопожарного законодательства на территории муниципального образования "Город Саратов" (далее - МО "Город Саратов").
На основании требования прокуратуры города Саратова от 08.09.2021 N 42-2021 к участию в проверке были привлечены должностные лица отдела пожарного надзора ГУ МЧС России по Саратовской области и территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Саратовской области в г. Саратове.
В ходе проверки установлено, что 28.10.2016 в соответствии со
статьей 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) администрацией МО "Город Саратов" акционерному обществу "Шелдом" (далее - общество "Шелдом") выдано разрешение N 64-RU 64304000-273-2016 на строительство многоэтажной жилой застройки II очереди строительства, жилой дом N 2 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050366:396, расположенном по адресу: г. Саратов, пл. Ильинская, д. 5. Заказчиком строительства представлена проектная документация и результаты инженерных изысканий, а также положительное заключение негосударственной экспертизы данной проектной документации. Впоследствии указанный дом введен в эксплуатацию.
Также 28.10.2016 обществу "Шелдом" в соответствии со
статьей 51 ГрК РФ администрацией МО "Город Саратов" выдано разрешение N 64-RU 64304000-274-2016 на строительство многоэтажной жилой застройки III очереди строительства, жилой дом N 3 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050366:391, расположенном по адресу: г. Саратов, пл. Ильинская, д. 5. Заказчиком строительства представлена проектная документация и результаты инженерных изысканий, а также положительное заключение негосударственной экспертизы данной проектной документации. В настоящее время данный объект находится в завершающей стадии строительства.
Кроме того, 21.12.2016 администрацией МО "Город Саратов" в соответствии со
статьей 51 ГрК РФ обществу "Шелдом" выдано разрешение N 64-RU 64304000-328-2016 на строительство многоэтажной жилой застройки IV очереди строительства, жилой дом N 4 на земельном участке с кадастровым номером 64:48:050366:393, расположенном по адресу: г. Саратов, пл. Ильинская, д. 5. Заказчиком строительства представлена проектная документация и результаты инженерных изысканий, а также положительное заключение негосударственной экспертизы данной проектной документации. В дальнейшем указанный дом введен в эксплуатацию.
Также проверкой установлено, что АЗС N 37, расположенная адресу: г. Саратов, ул. Симбирцева, принадлежит обществу "Саратовнефтепродукт" на праве собственности, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 10.01.2003 сделана запись регистрации N 64-01/48-1260/2002-182, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.04.2008 N 64 АБ 909589. Земельный участок, на котором расположена АЗС N 37, передан обществу "Саратовнефтепродукт" в аренду сроком на 49 лет на основании договора аренды земельного участка от 21.04.2017 N Ар-17-105/Ю-5, заключенного с администрацией МО "Город Саратов" (ранее действовал договор аренды земельного участка от 09.04.2002 N 766).
Данная АЗС предназначена для заправки жидким моторным топливом автотранспорта; на АЗС осуществляется прием и хранение жидкого моторного топлива, имеются раздаточные колонки и подземные резервуары.
По результатам проведенной проверки составлена справка от 16.09.2021, в которой указано, что в нарушение требований
части 2 статьи 71 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
таблицы 15 приложения к данному закону противопожарные расстояния между жилыми зданиями и автозаправочной станцией бензина и дизельного топлива с подземным резервуаром составляет менее 25 м (фактически 14 м и 17,2 м).
В этой связи 17.09.2021 прокурором города Саратова в адрес общества "Саратовнефтепродукт" внесено представление N 57-2021 об устранении нарушений требований законодательства в сфере противопожарного законодательства, в котором указано, что в нарушение требований
Закона N 123-ФЗ противопожарное расстояние между многоквартирными домами, расположенными в г. Саратове по адресам: ул. Симбирцева, д. 44; пл. Ильинская, д. 5 (жилой дом N 3), и АЗС N 37 составляет менее 25 м.
В представлении прокурор потребовал безотлагательно рассмотреть его с участием представителя прокуратуры города; принять незамедлительные меры к устранению нарушений действующего законодательства, причин и условий им способствующих, недопущению их впредь; рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, допустивших указанные в представлении нарушения закона; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в прокуратуру города в письменной форме в течение месяца со дня его получения с приложением распоряжений (приказов) о наложении дисциплинарных взысканий, документов, подтверждающих устранение нарушений.
Общество "Саратовнефтепродукт" не согласилось с указанным представлением и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу
пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в числе прочего, надзор за исполнением законов органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (
пункт 1 статьи 6 Закона о прокуратуре).
Согласно
пункту 1 статьи 21 Закона о прокуратуре предметом прокурорского надзора являются соблюдение
Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 22 Закона о прокуратуре в случае установления факта нарушения закона лицами, указанными в
пункте 1 статьи 21 Закона о прокуратуре, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона.
Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем лицу, которое полномочно устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме (
пункт 1 статьи 24 Закона о прокуратуре).
Таким образом, представление является мерой прокурорского реагирования, имеющей целью устранение нарушений закона, их причин и способствующих им условий. При этом нарушения со стороны проверяемого лица должны быть объективно доказаны.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в период с 2003 года по настоящее время право собственности общества "Саратовнефтепродукт" на АЗС N 37 не оспорено, доказательств того, что данный объект возведен с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, а также требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено; при этом оспариваемое представление не содержит ссылок на то, какие нормы действующего законодательства нарушены именно заявителем, а также ссылок на то, какие именно действия должен совершить заявитель и какие принять меры в целях исполнения требований данного представления.
Кроме того, вступившим в законную силу решением Октябрьского районного суда г. Саратова от 23.08.2022 по делу N 2-1150/2022 по иску прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу "Саратовнефтепродукт" об устранении нарушений требований пожарной безопасности и демонтаже АЗС N 37 установлено, что прокурором не доказано нарушение нормативных расстояний и прав неопределенного круга лиц, нахождением АЗС N 37 рядом с многоквартирными домами. Выводами судебной экспертизы, показаниями экспертов, приказами Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Саратовской области от 30.08.2019 N 49/19-П и от 28.09.2021 N 75/21-П, заключениями о соответствии построенного объекта проектной документации подтверждено отсутствие угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц при возведении многоквартирных домов. В этой связи в удовлетворении иска прокурора города Саратова в интересах неопределенного круга лиц к обществу "Саратовнефтепродукт" об устранении нарушений требований пожарной безопасности и демонтаже автозаправочной станции отказано.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 3(2015)
(вопрос 19), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015, разъяснено, что представление прокурора не может быть исключено из числа решений органов государственной власти, которые могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном
главой 24 АПК РФ. Таким образом, если орган или должностное лицо, в отношении которых внесено представление, считают, что представление нарушает их права и свободы, создает препятствия к осуществлению их прав и свобод либо незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, они вправе обратиться в суд с соответствующим заявлением в порядке, предусмотренном
главой 24 АПК РФ.
При таких обстоятельствах оспариваемое представление прокурора города Саратова не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
С учетом положений
пунктов 1 и
2 части 2 статьи 288 АПК РФ суд округа считает, что судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении настоящего дела неправильно применены нормы материального права.
Согласно
пункту 2 части 1 статьи 287 АПК РФ суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, установлены на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но неправильно применены нормы материального права, выразившееся в неверном истолковании и применении закона, суд кассационной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда первой инстанции и
постановление суда апелляционной инстанции подлежат отмене, а заявление общества "Саратовнефтепродукт" о признании недействительным представления прокурора города Саратова от 17.09.2021 N 57-2021 - удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь
статьями 284,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 21.04.2022 и
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2022 по делу N А57-1583/2022 отменить, принять новый судебный акт.
Признать недействительным представление прокурора города Саратова от 17.09.2021 N 57-2021 об устранении нарушений требований законодательства в сфере противопожарного законодательства.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Д.ХЛЕБНИКОВ