Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 23.01.2023 N 306-ЭС22-26834 отказано в передаче дела N А12-37456/2021 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2022 N Ф06-22415/2022 по делу N А12-37456/2021
Требование: О признании недействительными результатов проверки по контролю исполнения предписания административного органа; о признании недействительным данного предписания; об обязании принять решение о прекращении исполнения предписания.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности установил, что предписание выполнено учреждением не в полном объеме; выдал новое предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не нарушает права учреждения.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2022 N Ф06-22415/2022 по делу N А12-37456/2021
Требование: О признании недействительными результатов проверки по контролю исполнения предписания административного органа; о признании недействительным данного предписания; об обязании принять решение о прекращении исполнения предписания.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности установил, что предписание выполнено учреждением не в полном объеме; выдал новое предписание по устранению нарушений требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не нарушает права учреждения.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 сентября 2022 г. N Ф06-22415/2022
Дело N А12-37456/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 20 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 сентября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Мухаметшина Р.Р.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Хабибуллина Л.Ф.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер",
на
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2022 и
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022
по делу N А12-37456/2021
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (400005, г. Волгоград, пр-кт Ленина, д. 54, ОГРН 1023403439861, ИНН 3444011200) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (400005 г. Волгоград, ул. 13-й Гвардейской, д. 15, ОГРН 1043400340356, ИНН 3444118546) об оспаривании предписания,
установил:
государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Волгоградский областной клинический противотуберкулезный диспансер" (далее - ГБУЗ "ВОКПД", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением: о признании недействительными результатов выездной внеплановой проверки ГБУЗ "ВОКПД" от 22.10.2021 по контролю исполнения предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности; о признании недействительным предписания Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - Главное управление МЧС России по Волгоградской области, Управление, административный орган) от 23.09.2021 N 008/185-В/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности; о возложении на Главное управление МЧС России по Волгоградской области обязанности принять решение о прекращении исполнения предписания от 04.10.2019 N 134/1/1.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2022, оставленным без изменения
постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Учреждение обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями
статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со
статьей 286 АПК РФ, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании решения от 23.09.2021 N 008/185-В 11.10.2021 Управлением проведена внеплановая выездная проверка в связи с осуществлением надзора за выполнением ранее выданного предписания от 04.10.2019 N 134/1/1 об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности (далее - предписание от 04.10.2019).
В ходе проведения проверки административным органом установлено, что предписание от 04.10.2019 выполнено учреждением не в полном объеме. Нарушения зафиксированы в акте от 22.10.2021 N 008/185-В.
22.10.2021 учреждению выдано предписание N 008/185-В/1/1 по устранению вышеуказанных нарушений требований пожарной безопасности, со сроком исполнения - 01.10.2022.
Учреждение, полагая, что выданное административным органом предписание является незаконным и нарушает права и законные интересы заявителя, обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанции исходили из доказанности факта нарушения учреждением требований пожарной безопасности, соответствии оспоренного предписания нормам действующего законодательства.
Предписание представляет собой акт должностного лица, уполномоченного на проведение государственного надзора и контроля, содержащий властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан, индивидуальных предпринимателей и организаций.
При рассмотрении дела о признании недействительным предписания в предмет доказывания входит рассмотрение вопросов о наличии у органа, вынесшего предписание, соответствующих полномочий, соответствие предписания требованиям законодательства и наличие (отсутствие) нарушения прав заявителя в сфере экономической деятельности.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, имеется в виду статья 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации". | |
Полномочия должностных лиц органов государственного пожарного надзора выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных в ходе проверок нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты установлены
статьей 90 Федерального закона N 248-ФЗ и
статьей 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".
Федеральный
закон N 123-ФЗ определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения
В силу
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Текст документа приведен в соответствии с оригиналом. Вероятно, здесь и далее по тексту под Правилами N 1479 имеются в виду Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 N 1479, под Правилами N 390 имеются в виду Правила противопожарного режима в РФ, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390. | |
В оспариваемом предписании от 22.10.2021 указано на нарушение учреждением требований
статей 4,
5,
89 Федерального закона N 123-ФЗ,
пункта 23 Правил N 1479, а также
пунктов 5.21 и
6.13 СНиП 21.01-97 (пункты 1 и 5 предписания) и нарушение требований
статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ,
подпунктов "а" и
"б" пункта 16 Правил N 1479 (пункты 2, 3, 4 предписания). В неисполненных пунктах 3, 9, 10, 11, 14 ранее выданного предписания от 04.10.2019, помимо нарушения учреждением
статей 4,
5,
89 Федерального закона N 123-ФЗ, указано также на нарушение
пункта 33 и
подпункта "д" пункта 136 Правила N 390 и
пунктов 5.21 и
6.13 СНиП 21.01-97, утративших силу с 01.01.2021 в связи с изданием
Постановления Правительства РФ от 11.07.2020 N 1034. При этом
Правила N 390 и
СНиП 21.01-97, как указал заявитель, входят в перечень документов, оценка соблюдения обязательных требований которых не допускается ("регуляторная гильотина").
Заявитель указывает, что положения
пункта 33 Правил N 390 (на нарушение которого указано в пунктах 3 и 14 предписания от 04.10.2019), утративших силу с 01.01.2021, и
пункта 23 Правил N 1479 не являются идентичными.
Судами отмечено, что в
пункте 33 ранее действовавших Правилах N 390 содержалось требование, аналогичное
пункту 23 Правил N 1479, действующих в настоящее время. Различие заключалось лишь в указании в
пункте 33 Правил N 390 на соблюдение, помимо проектных решений, еще и требований нормативных документов. При этом отсутствие указанной фразы в
пункте 23 Правил N 1479 не свидетельствует об отсутствии у заявителя такой обязанности вообще.
Также, по мнению учреждения, является неправомерным указание в оспариваемом предписании на нарушение заявителем
СНиПов 21.01-97, утративших силу с 01.01.2021 и не подлежащих применению при проведении контрольных и надзорных мероприятий в рамках "регуляторной гильотины"
Судами при рассмотрение дела из пояснений административного органа установлено, что ссылка в пунктах 1 и 5 оспариваемого предписания на
пункты 5.21 и
6.13 СНиП 21.01-97, указанных в пунктах 3 и 14 ранее выданного предписания от 04.10.2019 и утративших силу с 01.01.2021, сделана ошибочно.
В настоящее время действует Свод правил "Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы"
СП 1.13130, утвержденный приказом МЧС России от 19.03.2020 N 194 (далее - СП 1.13130.2020), содержащий аналогичные требования.
СП 1.13130.2020 определяет требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам из помещений, зданий и сооружений.
Требования настоящего
свода правил установлены для обеспечения возможности своевременной и беспрепятственной эвакуации людей при пожаре; обеспечения возможности спасения людей при пожаре (
пункт 4.1.1 СП 1.13130.2020).
Судами отмечено, что
пункт 5.21 СНиП 21.01-97 содержит только классификацию зданий и их частей (помещений или групп помещений, функционально связанных между собой) по классу функциональной пожарной опасности.
Здание поликлиники по данной классификации имеет класс ФЗ.4, а здание административного корпуса - класс Ф4.3 как учреждение органов управления.
В соответствии с
пунктом 4.2.9 СП 1.13130.2020 не менее двух эвакуационных выходов, как правило, должны иметь этажи зданий класса Ф1.1, Ф1.2, Ф2.1, Ф2.2, ФЗ, Ф4. При высоте расположения этажа не более 15 м допускается (кроме зданий V степени огнестойкости) предусматривать один эвакуационный выход с этажа (или с части этажа, отделенной от других частей этажа противопожарными стенами не ниже 2-го типа или противопожарными перегородками 1-го типа) класса функциональной пожарной опасности Ф1.2, ФЗ и Ф4.3 площадью не более 300 м2 с численностью не более 20 человек и при оборудовании выхода на указанную лестничную клетку с этажа, а также с нижележащих этажей, противопожарными дверями 2-го типа. Выход с эксплуатируемой кровли в указанном случае должен вести непосредственно в лестничную клетку (соответствует
пункту 6.13 СНиП 21.01-97).
Число эвакуационных выходов из здания должно быть не менее числа эвакуационных выходов с любого этажа здания (
пункт 11 статьи 89 Технического регламента N 123,
пункт 4.2.15 СП 1.13130.2020).
Учреждение указывает, что проектными решениями зданий административного корпуса и поликлиники, построенных в 1954 году, изначально не предусмотрено наличие нескольких выходов со второго этажа.
Вместе с тем, судами правомерно отмечено, что данный довод носит предположительный характер. Заявителем не предоставлены доказательства того, что для соблюдения указанного требования пожарной безопасности необходимо изменить конструктивные и инженерно-технические характеристики спорных зданий.
Учитывая положения
пунктов 2 и
3 части 3 статьи 89 Федерального закона N 123-ФЗ, судами отмечено, что указанные требования пожарной безопасности относятся к противопожарному режиму эксплуатации здания, а не к его конструктивным, инженерно-техническим характеристикам.
На основании вышеизложенного доводы заявителя, касающиеся пунктов 1 и 5 оспариваемого предписания (пункты 3 и 14 предписания от 04.10.2019), отклонены судами как несостоятельные.
В пунктах 2, 3, 4 оспариваемого предписания (соответствуют пунктам 9, 10 и 11 предписания от 04.10.2019) указано, что в помещениях подвального этажа здания 1-го и 3-го легочного отделения главного корпуса допущено размещение столярной мастерской, складских помещений, а также помещений мастерских и архива, что является нарушением требований
статьи 4 Федерального закона N 123-ФЗ, а также
подпунктов "а" и
"б" пункта 16 Правил N 1479.
а) хранить и применять на чердаках, в подвальных, цокольных и подземных этажах, а также под свайным пространством зданий легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, порох, взрывчатые вещества, пиротехнические изделия, баллоны с горючими газами, товары в аэрозольной упаковке, отходы любых классов опасности и другие пожаровзрывоопасные вещества и материалы;
б) использовать чердаки, технические, подвальные и цокольные этажи, подполья, вентиляционные камеры и другие технические помещения для организации производственных участков, мастерских, а также для хранения продукции, оборудования, мебели и других предметов.
Судами отмечено, что требование о запрете размещения в подвальных и цокольных этажах мастерских, складов и кладовых, не предусмотренных проектной документацией, содержалось в
подпункте "д" пункта 136 ранее действовавших Правил N 390, на нарушение которого было указано в пунктах 9, 10 и 11 ранее выданного предписания от 04.10.2019.
Доводы ГБУЗ "ВОКПД" о том, что размещение мастерской, складских помещений и помещения архива предусмотрено проектным решением при строительстве здания главного корпуса, при этом в подвале главного корпуса помимо хозяйственных помещений для размещения мастерских находятся защитные помещения гражданской обороны (убежища), паспортом которых предусмотрено их использование в мирное время под хранение материальных ценностей, были исследованы судами и признаны несостоятельными, поскольку использование убежища в мирное время должно осуществляться с соблюдением противопожарных норм и правил и не подвергать опасности находящихся в здании людей.
Доказательств того, что для соблюдения указанного требования пожарной безопасности необходимо изменить конструктивные и инженерно-технические характеристики здания, заявителем также не предоставлено.
Таким образом, доводы заявителя, касающиеся пунктов 2, 3, 4 оспариваемого предписания (пункты 9, 10, 11 предписания от 04.10.2019), отклонены судами, как несостоятельные.
Судами исследованы и признаны несостоятельными доводы учреждения о том, что надзорный орган должен был принять решение о прекращении исполнения ранее выданного предписания от 04.10.2019, с учетом действия "регуляторной гильотины", под которую попали
Правила N 390 и
СНиП 21.01-97, утратили силу с 01.01.2021. При этом судами отмечено, что взамен
Правил N 390 и
СНиП 21.01-97 приняты и действуют
Правила N 1479 и
СП 1.13130.2020, согласно которым требования по обеспечению вторым эвакуационным выходом со 2-го этажа зданий административного корпуса и поликлиники, относящихся к классу функциональной пожарной опасности Ф 4.3 и Ф З.4, а также требования по запрету размещения в подвальных этажах зданий мастерских, складских и кладовых помещений остались неизменными.
Для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты учреждение обязано в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом N 123-ФЗ и нормативными документами по пожарной безопасности.
Эксплуатация объектов с нарушениями требований пожарной безопасности может привести к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей при возможном возникновении пожара.
На основании вышеизложенного суды пришли к выводу, что у Главного управления МЧС России по Волгоградской области имелись основания для выдачи оспариваемого предписания, которое, в свою очередь содержит указание на допущенные учреждением нарушения и нарушенные правовые нормы, а также конкретный срок устранения выявленных нарушений.
При этом судами установлено, что оспариваемое предписание вынесено компетентным органом в пределах его полномочий, не содержит незаконных либо неисполнимых требований, не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Кроме того, судами отмечено, что отсутствие указания на конкретный способ исполнения предписания не свидетельствует о неисполнимости и его незаконности. Контролирующий орган указал в предписании свое требование, подлежащее выполнению в целях устранения допущенных нарушений законодательства. Способ исполнения выданного предписания заявитель должен определить самостоятельно в соответствии с возложенными на него обязанностями законодательством в области пожарной безопасности.
Судебная коллегия суда кассационной инстанции соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, считает, что при рассмотрении заявления по существу суды полно и всесторонне определили круг юридических фактов, подлежащих исследованию и доказыванию, которым дали обоснованную юридическую оценку, и сделали правильный вывод о применении в данном случае конкретных норм материального и процессуального права, в связи с чем, основания для изменения или отмены судебных актов отсутствуют.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая правовая оценка, свидетельствуют не о нарушении или неправильном применении судами норм материального и процессуального права, а о несогласии таможенного органа с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Переоценка установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств дела и представленных участниками спора доказательств в силу положений
статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
постановил:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 05.04.2022 и
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2022 по делу N А12-37456/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть
обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные
статьями 291.1,
291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Р.Р.МУХАМЕТШИН
Судьи
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
Л.Ф.ХАБИБУЛЛИН