Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2021 N Ф06-7113/2021 по делу N А55-2613/2020
Требование: О признании недействительным предписания административного органа в части, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки теплоснабжающей организации выявил нарушения и выдал предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факты наличия нарушений требований пожарной безопасности подтверждены, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 24.08.2021 N Ф06-7113/2021 по делу N А55-2613/2020
Требование: О признании недействительным предписания административного органа в части, обязании устранить допущенные нарушения.
Обстоятельства: Административный орган по результатам проверки теплоснабжающей организации выявил нарушения и выдал предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности на объекте защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факты наличия нарушений требований пожарной безопасности подтверждены, оспариваемое предписание соответствует действующему законодательству.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 августа 2021 г. N Ф06-7113/2021
Дело N А55-2613/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 17 августа 2021 года
Полный текст постановления изготовлен 24 августа 2021 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Кормакова Г.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Т Плюс"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2021 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021
по делу N А55-2613/2020
по заявлению публичного акционерного общества "Т Плюс" к Главному управлению МЧС России по Самарской области Отделу надзорной деятельности и профилактической работы по городскому Тольятти, с участием в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительных предмета спора: Администрации г.о. Тольятти, акционерного общества "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти" об оспаривании предписания,
установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, в котором просит:
1) признать недействительными пункты 1, 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19 предписания Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.о. Тольятти Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС по Самарской области (далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган) от 01.11.2019 N 34/1/1;
2) обязать Отдел надзорной деятельности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ПАО "Т Плюс".
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены, Администрация г.о. Тольятти и АО "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2021, оставленным без изменения
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ПАО "Т Плюс" обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела, просят обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить в полном объеме.
В предоставленных отзывах на кассационную жалобу Администрация г.о. Тольятти и АО "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти" полагая, что судебные акты судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и законными, просят оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, проверив в соответствии со
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) законность обжалуемых судебных актов, установила следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжений от 24.09.2019 N 34 и от 17.10.2019 N 34/доп, Отделом надзорной деятельности проведена плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности в территориальном управлении теплоснабжения Самарского филиала ПАО "Т Плюс".
По результатам проверки административным органом в адрес ПАО "Т Плюс" вынесен акт проверки от 01.11.2019 N 34 и выдано предписание от 01.11.2019 N 34/1/1.
Согласно предписанию, на ПАО "Т Плюс", возложена обязанность устранить следующие нарушения:
1) в зданиях проверенного объекта защиты не обеспечено наличие исполнительной документации на установки и системы противопожарной, защиты объекта (автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией при пожаре (далее - СОУЭ)) (пункт 1);
2) в зданиях проверенного объекта защиты не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией) (пункт 2);
3) не обеспечено исправное состояние систем и установок противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ) (пункт 5);
4) не защищено автоматической пожарной сигнализацией помещения здания (пункт 6);
5) пути эвакуации не соответствуют нормативным требованиям пожарной безопасности (пункт 11);
6) не обеспечена в полном объеме установка световых оповещателей СОУЭ здания над дверями эвакуационных выходов, предусмотренных имеющимися планами эвакуации и ведущих с отм. +5.4, +72 на эвакуационные лестницы и из помещений здания непосредственно наружу (пункт 14);
7) при параллельной открытой прокладке расстояние от проводов и кабелей систем пожарной автоматики с напряжением до 60 В до силовых и осветительных кабелей составляет менее 0,5 м в помещениях здания (пункт 15);
8) здание охраны не защищено автоматической пожарной сигнализацией (пункт 16);
9) в нарушение требований здание охраны не оборудовано СОУЭ 1-го типа (пункт 17);
10) здание охраны не защищено автоматической пожарной сигнализацией комната гардероба, встроенная в складское помещение (пункт 18);
11) в нарушение требований здание не оборудовано СОУЭ 1-ого типа - по факту звуковые оповещатели отсутствуют (пункт 19).
ПАО "Т Плюс" 20.12.2019 в Главное управление МЧС России по Самарской области направлено возражения относительно исполнения предписания от 01.11.2019 N 34/1/1 и исключения из него пунктов 1, 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19, с указанием объективных причин необоснованности требований контролирующего органа.
Письмом от 20.01.2020 N 65-2-6-5 ПАО "Т Плюс" отказано в удовлетворении заявления.
Не согласившись с пунктами 1, 2, 5, 6, 11, 14, 15, 16, 17, 18, 19 предписания от 01.11.2019 N 34/1/1, ПАО "Т Плюс" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе: правилами и нормами пожарной безопасности, строительными нормами и правилами.
В силу положений
части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Согласно
статье 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Лица, указанные в
части первой настоящей статьи, иные граждане за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований ПАО "Т Плюс" ссылается на то, что в соответствии с законодательством, ответственность за нарушение несут лица, совершившие данные правонарушения, ПАО "Т Плюс таковым не является, в связи с чем, отсутствуют основания для выдачи ему оспариваемого предписания.
Судами установлено, что ПАО "Т Плюс" осуществляет эксплуатацию проверенного объекта защиты, расположенного по адресу: Самарская обл., г. Тольятти, улица Громовой, 43, на основании "Договора N 356/аи аренды муниципального имущества от 30.11.2018" (в редакции протоколов разногласия от 25.12.2018, согласования разногласий от 29.12.2019, дополнительного соглашения от 12.07.2019) (далее - договор аренды).
Согласно вышеуказанному договору в аренду, обществу переданы объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения согласно приложению N 1, а именно: здания котельных и ЦТП, сети теплоснабжения.
В соответствии с пунктами 2.2.2 и 2.2.3 договора аренды арендатор (ПАО "Т Плюс") обязуется своевременно и за свой счет производить текущий и капитальный ремонт арендуемого имущества в рамках тарифно-бюджетных решений, содержать арендуемое имущество в соответствии с правилами пожарной безопасности.
Кроме того, между ПАО "Т Плюс" и АО "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти" заключен договор аренды имущества от 25.12.2018 N 293-3/ДА/18, согласно которому в аренду передано имущество в соответствии с приложением N 1, а именно: отдельное оборудование (приборы, станки, насосы и т.д.), мебель, установки и системы, и т.п., имеющее самостоятельные инвентарные номера.
В соответствии с пунктами 3.4.4, 3.4.6 договора аренды оборудования арендатор (ПАО "Т Плюс") обязуется поддерживать имущество в исправном состоянии, выполнять действующие правила и предписания государственного пожарного надзора и нести полную ответственность за соблюдение пожарных норм и правил.
В актах приема-передачи не указано фактическое состояние переданного в аренду имущества на момент заключения этих договоров аренды.
ПАО "Т Плюс" эксплуатирует объект защиты не позднее чем с 2015-2016 годов, что подтверждается поданной ПАО "Т Плюс" декларацией пожарной безопасности регистрационный номер от 30.04.2016 N 36 440 373 - ТО 03742, к которой приложена копия страхового полиса серия 111 N 0100678961.
В ходе проведения проверки ПАО "Т Плюс" сопроводительным письмом от 25.09.2019 N 51111-04-01733 "О предоставлении документации" представлен "Акт от 08.10.2019 N 198 проверки работоспособности ЛУИС и СОУЭ" на объекте котельная N 2, мазутно-насосная, расположенных по адресу: г. Тольятти, ул. Громовой. 43.
В данном акте сотрудниками ПАО "Т Плюс" зафиксированы замечания (неисправности) имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ. а также запланировано их устранение в ходе реконструкции в 2020 году.
Результат плановой выездной проверки показал, что работы по устранению выявленных нарушений не были проведены.
При этом, согласно данным реестра лицензий, опубликованном на официальном сайте МЧС России в сети "Интернет" юридическое лицо - ПАО "Т Плюс" имеет лицензии на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Исследовав и оценив в порядке
статьи 71 АПК РФ доказательства, представленные участниками спора и верно применив нормы права, регулирующие спорные правоотношения, суды первой и апелляционной инстанций указав, что в данном случае предписание от 01.11.2019 N 34/1/1 выдано надлежащему лицу, в пределах полномочий уполномоченного органа, пришли к выводу, что оспариваемые пункты предписания соответствуют закону и не нарушают права и законные интересы ПАО "Т Плюс".
Как верно отмечено судами, объекты проверки, указанные в предписании, находились во владении и пользовании ПАО "Т Плюс", следовательно, в силу действующего законодательства и условий договоров аренды, именно фактические пользователи должны нести ответственность за нарушение норм пожарной безопасности и принимать меры по проведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Суды обоснованно исходили из того, что ПАО "Т Плюс" в лице своих сотрудников (специалистов), имеющих соответствующую квалификацию на выполнение работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, вправе самостоятельно проводить оценку технического состояния, работоспособности и соответствие требованиям нормативных документов имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ, смонтированных на проверенном объекте защиты.
Судами также принято во внимание, что ни в ходе проведения проверки, ни в ходе делопроизводства по делам об административных правонарушениях, возбужденных за выявленные нарушения требований пожарной безопасности, не были представлены иные документы, подтверждающие что ПАО "Т Плюс" предпринимало какие-либо действия по обеспечению защиты арендуемых объектов защиты установками автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ, а также по обеспечению работоспособного состояния и технического обслуживания этих систем.
В протоколах разногласий и дополнительных соглашениях указанных выше договоров аренды также не определен порядок эксплуатации имеющихся установок автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ.
Кроме того, также не определен порядок эксплуатации иных инженерных сетей зданий и сооружений арендуемых газовых котельных: электроснабжения, водоснабжения и т.д.
При этом, в адрес ПАО "Т Плюс" было направлено письмо от 03.07.2020 исх-994 от АО "Производственное объединение коммунального хозяйства г.о. Тольятти" о предоставлении допуска персонала на объекты, с целью проведения обследования состояния технических систем автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ.
Довод общества о том, что выданное предписание является неисполнимым, поскольку, срок устранения нарушения обязательных требований пожарной безопасности установлен до 01.12.2020, тогда как срок действия договора аренды от 29.12.2018 N 356/аи истекает 30.06.2020, подлежит отклонению.
В рассматриваемом случае отсутствие и (или) неисправность установок автоматической пожарной сигнализации и СОУЭ непосредственно влияют на обеспечение безопасных условий труда работников ПАО "Т Плюс" на проверенном объекте защиты газовой котельной, являющейся опасным производственным объектом, на котором обращаются горючие газы, мазут и прочее. Проверенная газовая котельная является опасным производственным объектом. Самоустранение ПАО "Т Плюс" от устранения выявленных нарушении требований пожарной безопасности может привести к негативным последствиям.
Иные доводы, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. По существу эти доводы направлены на переоценку исследованных судом доказательств и установленных обстоятельств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доказательств наличия объективных причин, препятствующих соблюдению требований действующего законодательства, а также свидетельствующих о том, что общество приняло все зависящие от него меры по недопущению совершения указанных в оспариваемом предписании нарушений, в материалы дела не представлено.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, не противоречат им и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу
статьи 286 АПК РФ.
Поскольку выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам, а нормы материального и процессуального права применены правильно, кассационная инстанция не находит оснований для иной оценки обстоятельств дела и отмены обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение Арбитражного суда Самарской области от 26.01.2021 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.04.2021 по делу N А55-2613/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без уведомления.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные
статьями 291.1,
291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Г.А.КОРМАКОВ
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ