Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2020 N Ф06-57163/2019 по делу N А06-10907/2019
Обстоятельства: Определением дело об отмене предписания административного органа передано на рассмотрение по подсудности.
Решение: Определение отменено. Дело передано в арбитражный суд для рассмотрения заявления по существу, поскольку оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами АПК РФ.


Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.02.2020 N Ф06-57163/2019 по делу N А06-10907/2019
Обстоятельства: Определением дело об отмене предписания административного органа передано на рассмотрение по подсудности.
Решение: Определение отменено. Дело передано в арбитражный суд для рассмотрения заявления по существу, поскольку оспариваемое предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами АПК РФ.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2020 г. N Ф06-57163/2019
Дело N А06-10907/2019
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Савкиной М.А.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" - Разгонова С.К., доверенность от 19.09.2019,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р"
на определение Арбитражного суда Астраханской области от 07.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019
по делу N А06-10907/2019
по заявлению акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" (ОГРН 1022302390736, ИНН 2310040800) к Управлению федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (ОГРН 1043000708695, ИНН 3012066698) о признании незаконным и отмене предписания N 27/1 от 17.06.2019,
установил:
акционерное общество "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" (далее АО "КТК-Р", Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области (далее - Управление) о признании незаконным и отмене предписания от 17.06.2019 N 27/1.
Определением Арбитражного суда Саратовской области от 07.11.2019, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019, дело N А06-10907/2019 передано на рассмотрение по подсудности в Астраханский областной суд.
В кассационной жалобе заявитель, ссылаясь на необоснованность выводов судов о неподсудности данного спора арбитражным судам, просит определение Арбитражного суда Астраханской области от 07.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Астраханской области. По мнению заявителя кассационной жалобы, заявленный спор подлежит рассмотрению арбитражным судом в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), поскольку нефтеперекачивающая станция А-НПС-4А, в связи с производственной деятельностью которой было выдано обжалуемое предписание, является частью нефтепроводной системы, находящейся в собственности АО "КТК-Р". Эксплуатация нефтепроводной системы, в целях извлечения прибыли, является основным видом экономической деятельности Общества.
Проверив законность обжалуемых судебных актов, правильность применения судами норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что вынесенные по делу судебные акты подлежат отмене, дело направлению в Арбитражный суд Астраханской области для рассмотрения заявления акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" по существу, в связи с неправильным применением судами норм процессуального права.
Основанием для обращения в арбитражный суд с настоящим заявлением явилось несогласие АО "КТК-Р" с вынесенным Управлением федеральной службы по надзору сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области предписанием об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований от 17.06.2019 N 27/1, в соответствии с которым необходимо обеспечить на объекте 12-0130-001194-П - Нефтеперекачивающая станция А-НПС-4А по адресу: 416156, Астраханская область, Красноярский район, МО "Степновский сельсовет", 483 км. Нефтепровода КТК, соблюдение предусмотренных проектом "Нефтепроводная система КТК Корректировка" показателей очищенных сточных вод по следующим веществам: хлоридам, взвешенным веществам, БПК.
Передавая дело на рассмотрение по подсудности в Астраханский областной суд, суды первой и апелляционной инстанций, руководствуясь частями 1, 2, 3 статьи 27, статьей 198 АПК РФ, пунктом 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 (в редакции пункта 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2013 N 40) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", сделали вывод, что заявленный спор к компетенции арбитражного суда не относится, поскольку оспариваемое предписание выдано АО "КТК-Р" не как субъекту предпринимательской деятельности и не в связи с его осуществлением, а как участнику публичных правоотношений в сфере охраны окружающей среды и природопользования, допустившему нарушение требований законодательства.
При этом, несмотря на то, что разъяснение Пленума Верховного суда Российской Федерации, содержащееся в пункте 33 постановления от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" касается порядка обжалования постановлений административных органов о привлечении к административной ответственности, суды первой и апелляционной инстанций сочли возможным учитывать данный правовой подход при определении подсудности споров при обжаловании выданных контролирующими органами предписаний в связи с установленными нарушениями в области охраны окружающей среды и природопользования, поскольку нарушение законодательства в этой сфере не обуславливает вне зависимости от допустившего его субъекта возникновение экономического спора.
Судебная коллегия кассационной инстанции считает позицию нижестоящих судов ошибочной в связи со следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 27 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 29 АПК РФ арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти и иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
На основании части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организациям предоставлено право обращения в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц.
Данную категорию дел арбитражный суд рассматривает в соответствии с главой 24 АПК РФ.
Под ненормативным правовым актом государственного органа понимается документально оформленное одностороннее властно-распорядительное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти (органа, должностного лица), содержащее обязательные предписания по конкретному вопросу, обращенное к конкретному лицу и направленное на установление, изменение или прекращение правоотношений.
Из оспариваемого предписания видно, что оно содержит обязательные для Общества требования об устранении выявленных нарушений законодательства в сфере природопользования, связанные с экономической деятельностью Общества, а именно, эксплуатации нефтепроводной системы, одним из составляющих которой является нефтеперекачивающая станция А-НПС-4А. Неисполнение предписания может повлечь неблагоприятные для заявителя последствия, следовательно, данное предписание является ненормативным правовым актом, возможность оспаривания которого предусмотрена нормами главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" судам общей юрисдикции подведомственны споры об оспаривании постановлений о привлечении лиц к административной ответственности на основании части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лиц, в случаях, когда административное правонарушение не связано с осуществлением им предпринимательской и иной экономической деятельности.
В рассматриваемом случае в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оспаривается предписание Управления, а не постановление о привлечении к административной ответственности.
При таких обстоятельствах, у судов первой и апелляционной инстанции отсутствовали правовые основания для передачи заявленного спора о признании недействительным предписания от 17.06.2019 N 27/1 на рассмотрение по подсудности в Астраханский областной суд, в связи с чем принятые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению в Арбитражный суд Астраханской области для рассмотрения по существу требований.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине по кассационной жалобе не рассматривался, поскольку в силу подпункта 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на оспоренные судебные акты государственной пошлиной не облагается. В связи с этим государственная пошлина в размере 3000 рублей, уплаченная за рассмотрение кассационной жалобы чек-ордером от 06.12.2019, подлежит возврату заявителю на основании статьи 104 АПК РФ и статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Поволжского округа
постановил:
определение Арбитражного суда Астраханской области от 07.11.2019 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.11.2019 по делу N А06-10907/2019 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Дело N А06-10907/2019 направить в Арбитражный суд Астраханской области для рассмотрения заявления акционерного общества "Каспийский Трубопроводный Консорциум - Р" по существу.
Возвратить Разгонову Сергею Константиновичу из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3000 рублей, оплаченную чек-ордером от 06.12.2019.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, установленные статьями 291.1., 291.2. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
М.А.САВКИНА
Судьи
И.Ш.ЗАКИРОВА
С.В.МОСУНОВ