Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2022 N Ф06-23975/2022 по делу N А72-15602/2021
Требование: О признании недействительным предписания органа по пожарному надзору.
Обстоятельства: Надзорный орган выявил неисполнение ранее выданного предписания, вынес новое предписание, в котором предложил обществу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара; оспариваемое предписание признано обоснованным.
Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 06.10.2022 N Ф06-23975/2022 по делу N А72-15602/2021
Требование: О признании недействительным предписания органа по пожарному надзору.
Обстоятельства: Надзорный орган выявил неисполнение ранее выданного предписания, вынес новое предписание, в котором предложил обществу устранить нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара; оспариваемое предписание признано обоснованным.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 октября 2022 г. N Ф06-23975/2022
Дело N А72-15602/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2022 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 октября 2022 года.
Арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сибгатуллина Э.Т.,
судей Мосунова С.В., Хлебникова А.Д.,
при участии в судебном заседании представителя:
заявителя - Носиковой М.С., доверенность от 23.09.2022,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Восточное"
на
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.03.2022 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022
по делу N А72-15602/2021
по заявлению закрытого акционерного общества "Восточное" к государственному инспектору Ульяновской области по пожарному надзору Идиатуллову Равилю Мансуровичу о признании недействительными пунктов 1 - 3 предписания и незаконным решения по досудебной жалобе закрытого акционерного общества "Восточное" в части пунктов 1 - 3 предписания;
заинтересованное лицо: Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области,
установил:
закрытое акционерное общество "Восточное" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительными пунктов 1 - 3 предписания государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Идиятуллова Рустама Асхатовича (далее - государственный инспектор Идиятуллов Р.А.) от 30.06.2021 N 211/1/1 и незаконным решения Главного государственного инспектора Ульяновской области по пожарному надзору Идиатуллова Равиля Мансуровича (далее - Главный государственный инспектор Идиатуллов Р.М.) от 23.07.2021 по досудебной жалобе Общества в части пунктов 1 - 3 предписания от 30.06.2021 N 211/1/1 (дело N А72-15602/2021).
Кроме того, генеральный директор Общества Носикова М.С. обратилась в Заволжский районный суд города Ульяновска с заявлением к Главному государственному инспектору Идиатуллову Р.М. о признании незаконными и отмене пунктов 1 - 3 предписания от 30.06.2021 N 211/1/1 (дело N 2а-3583/2021).
К участию в деле N 2а-3583/2021 в качестве административных ответчиков также привлечены Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ульяновской области (далее - Управление) и государственный инспектор Идиятуллов Р.А.
Определением Заволжского районного суда города Ульяновска от 22.09.2021 дело N 2а-3583/2021 передано для рассмотрения по подсудности в Арбитражный суд Ульяновской области.
Определением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.10.2021 по делу N А72-15860/2021 указанное заявление генерального директора Общества Носиковой М.С. принято к производству и данное дело объединено с делом N А72-15602/2021 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением объединенному делу номера А72-15602/2021.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 14.03.2022, оставленным без изменением
постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с состоявшимися по делу судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и нарушение норм процессуального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела. По мнению подателя жалобы, административным органом нарушено право Общества нести ответственность за нарушение только тех требований пожарной безопасности, которые допущены в помещениях, находящихся в его собственности, поскольку на Общество возложена обязанность устранить нарушения, которые им не допускались. Доводы заявителя подробно изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в
статьях 274,
284 и
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как видно из материалов дела, 12.08.2019 Управлением Обществу было выдано предписание об устранении нарушений требований пожарной безопасности N 225/1/99, которое получено генеральным директором Общества 12.08.2019.
На основании распоряжения Управления от 15.06.2021 N 211 государственным инспектором Идиятулловым Р.А. в отношении Общества проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения предписания от 12.08.2019 N 225/1/99, в ходе которой установлено неисполнение этого предписания.
По результатам проверки государственным инспектором Идиятулловым Р.А. составлен акт проверки от 30.06.2021 N 211 и Обществу выдано предписание от 30.06.2021 N 211/1/1, в котором предложено устранить следующие нарушения обязательных требований пожарной безопасности, выявленные в ходе проверки:
1. Здание предприятий торговли (торговый центр) площадью более 3500 кв. м не оборудовано установкой автоматического пожаротушения (в том числе помещения Общества). Двухэтажное здание общей площадью 4913,61 кв. м, площадь подвала - 603,91 кв. м. Таким образом, площадь первого и второго этажей торгового центра составляет 4309,7 кв. м. При необходимости защиты здания автоматической установкой пожаротушения соответствующей установкой следует защищать все помещения независимо от площади, кроме помещений: с мокрыми процессами, душевых, плавательных бассейнов, санузлов, мойки; венткамер, насосных водоснабжения, бойлерных, тепловых пунктов; категории В4 и Д по пожарной опасности; лестничных клеток; тамбуров и чердаков;
2. Помещения Общества оборудованы самостоятельными системами автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. При этом арендатором (магазин "Гулливер") смонтированы аналогичные системы для арендуемых помещений. Все установки автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией смонтированные на объекте функционируют обособлено. Таким образом, здание предприятия торговли с площадью пожарного отсека более 3500 кв. м не оборудовано четвертым типом системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (отсутствует централизованный пожарный пост);
3. В местах перепада высот кровли установлены вертикальные металлические пожарные лестницы. При этом не организовано не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц с составлением соответствующего протокола испытаний. Указанные лестницы являются общим имуществом и вопрос содержания этого имущества распространяется на всех собственников здания.
Данные нарушения административный орган посчитал не соответствующими положениям Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479, Сводам правил
СП 3.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности",
СП 5.13130.2009 "Системы противопожарной защиты. Установка пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования",
СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации. Требования пожарной безопасности", а также Нормам пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией"
(НПБ 110-03) и Нормам пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях"
(НПБ 104-03), утвержденным приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003
N 315 и от 20.06.2003
N 323 соответственно.
Не согласившись с предписанием от 30.06.2021 N 211/1/1, Общество обжаловало его Главному государственному инспектору Идиатуллову Р.М., который решением от 23.07.2021 оставил жалобу Общества без удовлетворения.
Общество не согласилось с предписанием от 30.06.2021 N 211/1/1 и решением от 23.07.2021 и обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу
части 1 статьи 198 и
части 4 статьи 200 АПК РФ действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ под обязательными требованиями пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии со
статьей 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
На основании
статьи 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители органов власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе и руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения определены
Законом N 123-ФЗ.
Согласно
частям 2 и
3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся технические регламенты, принятые в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований
Закона N 123-ФЗ.
В соответствии с
частью 1 статьи 4 Закона N 123-ФЗ, техническое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой:
1) установление в нормативных правовых актах Российской Федерации и нормативных документах по пожарной безопасности требований пожарной безопасности к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования, реализации и утилизации;
2) правовое регулирование отношений в области применения и использования требований пожарной безопасности;
3) правовое регулирование отношений в области оценки соответствия.
В силу
статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Как правильно отметили суды, для обеспечения пожарной безопасности объекта защиты заявитель обязан в полном объеме выполнить требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с
Законом N 123-ФЗ, и нормативными документами по пожарной безопасности.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что в ходе проверки административным органом было выявлено невыполнение Обществом в полном объеме требований пожарной безопасности, установленных техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
В данном случае выявленные нарушения непосредственным образом касаются обеспечения жизни и безопасности людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара.
В этой связи суды сделали верный вывод о том, что период постройки и введения в эксплуатацию спорного объекта недвижимости не освобождает Общество от соблюдения действующих (введенных после сдачи здания в эксплуатацию) норм и правил пожарной безопасности. Приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам
статьи 71 АПК РФ в совокупности и взаимосвязи, суды обоснованно пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судом округа отклоняются, поскольку были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, не свидетельствуют о наличии предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных актов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу
статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Принятые по делу судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, а содержащиеся в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
постановил:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 14.03.2022 и
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2022 по делу N А72-15602/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные
статьями 291.1,
291.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
Э.Т.СИБГАТУЛЛИН
Судьи
С.В.МОСУНОВ
А.Д.ХЛЕБНИКОВ