Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением Верховного Суда РФ от 29.09.2014 N 305-АД14-475 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2014 N Ф05-5587/2014 по делу N А40-130737/13
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт допущения заявителем складирования материалов под лестничным маршем между подвальным и первым этажом.
Постановление ФАС Московского округа от 19.06.2014 N Ф05-5587/2014 по делу N А40-130737/13
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку доказан факт допущения заявителем складирования материалов под лестничным маршем между подвальным и первым этажом.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу N А40-130737/13
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2014 года
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Ворониной Е.Ю.,
судей Агапова М.Р., Туболец И.В.,
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Царицыно" Стародубова В.С., доверенность от 09.01.2013,
от 1 РОНД Управления по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве не явился, уведомлен,
от ГУ МЧС России по г. Москве не явился, уведомлен,
рассмотрев 17 июня 2014 года в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Царицыно"
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Андрияновой С.М.,
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Румянцевым П.В., Кольцовой Н.Н., Мухиным С.М.,
по делу N А40-130737/13
по заявлению открытого акционерного общества "Царицыно" (ОГРН 1027700321274)
к 1 РОНД Управления по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве; ГУ МЧС России по г. Москве;
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Открытое акционерное общество "Царицыно" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к о признании незаконным и отмене постановления 1 РОНД Управления по ЮАО ГУ МЧС России по г. Москве (далее - административный орган) N 764 от 02.09.2013 о привлечении к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 22.11.2013, оставленным без изменения
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014, удовлетворены требования общества в части признания незаконными пунктов 2, 3, 4 оспариваемого постановления, в удовлетворении остальной части заявленных обществом требований отказано.
Законность судебных актов проверена в порядке
статей 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по кассационной жалобе общества, которое просит об их отмене в части отказа в удовлетворении требований, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, и удовлетворении заявленный обществом требований в указанной части.
Отзывы на кассационную жалобу административным органом и ГУ МЧС России по г. Москве не представлены.
Дело рассмотрено в порядке
статей 123,
156,
284 АПК РФ в отсутствие представителей административного органа и ГУ МЧС России по г. Москве, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
Выслушав представителя заявителя, поддержавшего требования кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене обжалуемых судебных актов.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в период с 15.08.2013 по 19.08.2013 административным органом совместно с прокуратурой проведена проверка на предмет соблюдения обществом требований федерального законодательства о пожарной безопасности в занимаемом здании по адресу: г. Москва, Кавказский бульвар, д. 58, стр. 1.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. Здесь и далее по тексту, видимо, допущены опечатки: имеются в виду пункт 4 и пункт 5.1 таблицы 2 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315. | |
В ходе проверки выявлены факты нарушения заявителем требований
пунктов 23 "к",
61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
пункта 4 и
пункта 5.1 таблицы 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, а именно:
1) в нарушение
пункта 23 "к" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" в административном здании допущено складирование материалов под лестничным маршем между подвальным и первым этажом;
2) в нарушение
пункта 4 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 в подвальных помещениях административного здания, в производственном помещении переработки кости отсутствует система автоматической пожарной сигнализации;
3) в нарушение
пункта 5.1 таблицы 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 в подвальных помещениях административного здания, в производственном помещении переработки отсутствует система оповещения и управления эвакуации людей в случае пожара;
4) в нарушение
пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" отсутствует договор на систему автоматического пожаротушения, не представлен акт работоспособности системы (не реже 1 раза в квартал).
По данному факту постановлением прокуратуры от 19.08.2013 в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ и материалы дела об административном правонарушении в соответствии с
пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ направлены в административный орган для рассмотрения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности.
По результатам рассмотрения административным органом вынесено постановление от 02.09.2013 N 764, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Применив положения
статьи 210 АПК РФ,
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ,
статей 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
пунктов 23 "к",
61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
пункта 4 и
пункта 5.1 таблицы 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, исследовав и оценив в соответствии со
статьей 71 АПК РФ материалы административного дела, суды пришли к правильному выводу о подтверждении факта допущения заявителем складирования материалов под лестничным маршем между подвальным и первым этажом, что является нарушением
пункта 23 "к" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и составляет объективную сторону вменяемого правонарушения, и с учетом соблюдения административным органом порядка и срока давности привлечения к административной ответственности, обоснованно отказали обществу в удовлетворении его требований в этой части.
При этом, суды признали незаконным оспариваемое постановление в части выводов о нарушении обществом положений
пункта 4,
пункта 5.1 таблицы 2 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 и
пункта 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", ввиду отсутствия в действиях заявителя события указанных правонарушений, за которые предусмотрена ответственность
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В данном случае, заявитель в силу положений
статей 37,
38 Закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" является надлежащим субъектом вменяемого правонарушения.
Как правильно установлено судами, факт допущения заявителем складирования материалов под лестничным маршем между подвальным и первым этажом, что является нарушением
пункта 23 "к" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" и составляет субъективную сторону административного правонарушения, за которое
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность, подтвержден материалами дела, и обществом не опровергнут.
Доказательства невозможности соблюдения заявителем
правил противопожарного режима в силу чрезвычайных событий, которые он не мог предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, а равно доказательств принятия исчерпывающих мер для соблюдения указанных
правил в материалах дела не содержатся, что свидетельствует о наличии вины заявителя в совершении вменяемого ему правонарушения применительно к
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ.
Как постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, так и оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении вынесены уполномоченными должностными лицами, что соответствует положениям
статей 23.34,
28.4 КоАП РФ, с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного
статьей 4.5 КоАП РФ.
Наказание за совершенное административное правонарушение назначено с учетом требований
статьи 4.1 КоАП РФ в минимальном размере санкции, установленной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вывод судов о соблюдении административным органом порядка привлечения к ответственности подтверждается материалами дела, соответствует положениям
пункта 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 и заявителем в порядке, предусмотренном
статьей 65 АПК РФ, не опровергнут.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о доказанности установленного пунктом 1 оспариваемого постановления факта нарушения заявителем
пункта 23 "к" Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", и правомерности его привлечения за данное правонарушение к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
При этом, судами обоснованно отклонена ссылка заявителя на положения
подпункта 2 пункта 1 статьи 4.2 КоАП РФ с указанием, что факт устранения заявителем выявленных нарушений, на который он, в том числе ссылается в кассационной жалобе, не является основанием для его освобождения от административной ответственности.
Довод общества о малозначительности совершенного административного правонарушения также обоснованно не принят судами во внимание со ссылкой на положения
статьи 2.9 КоАП РФ и правовую позицию Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенную в
пунктах 18 и
18.1 Постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Таким образом, выводы судов по настоящему делу относительно законности оспариваемого постановления административного органа и отсутствия оснований для его отмены соответствуют обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, не противоречат правовой позиции, изложенной Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлениях от 27.01.2003
N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и от 02.06.2004
N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
В соответствии со
статьей 286 АПК РФ суд кассационной инстанции проверяет законность обжалуемых судебных актов исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, поэтому, поскольку судебные акты в части удовлетворения требований не обжалуются, суд кассационной инстанции в силу
статей 286,
287 АПК РФ их законность в указанной части не проверяет.
Между тем, доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов, положенные в основу судебных актов, поскольку направлены на иную, отличную от суда оценку обстоятельств дела и имеющихся в материалах дела доказательств, в связи с чем, эти доводы не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Вопреки доводам жалобы нормы материального права судами применены правильно. Нарушений процессуальных норм, в том числе, влекущих безусловную отмену судебных актов, не выявлено.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь
статьями 284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 ноября 2013 года,
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13 марта 2014 года по делу N А40-130737/13 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Е.Ю.ВОРОНИНА
Судья
М.Р.АГАПОВ
Судья
И.В.ТУБОЛЕЦ