Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2015 N Ф05-1717/2015 по делу N А40-82741/14
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтвержден документально.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 26.03.2015 N Ф05-1717/2015 по делу N А40-82741/14
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. ч. 1, 3, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку факт совершения обществом вмененного ему административного правонарушения подтвержден документально.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. по делу N А40-82741/14
Резолютивная часть постановления объявлена 19 марта 2015 года
Полный текст постановления изготовлен 26 марта 2015 года
Арбитражный суд Московского округа
в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова А.М.,
судей Красновой С.В., Крекотнева С.Н.,
при участии в заседании:
от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Южный Двор-166" - Комочкова А.А., доверенность б/н от 05.01.2015 г.,
от заинтересованного лица - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве - Астапова А.В., доверенность N 274-25 от 02.02.2015 г.,
рассмотрев 19 марта 2015 г. в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Южный Двор-166" (заявителя)
на решение от 22 сентября 2014 года
Арбитражного суда города Москвы,
принятое судьей Дранко Л.А.,
Девятого арбитражного апелляционного суда,
принятое судьями Яковлевой Л.Г., Поповым В.И., Поташовой Ж.В.,
по делу N А40-82741/2014,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Южный Двор-166" (ОГРН 1107746447555)
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (ОГРН 1047796935295)
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Южный Двор-166" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве (далее - заинтересованное лицо, административный орган, ГУ МЧС России по г. Москве) о признании незаконным и отмене постановлений от 13.05.2014 N 1/367, 1/368, 1/369, которыми заявитель привлечен к административной ответственности по
частям 3,
4,
1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) соответственно.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2014 года, оставленным без изменения
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Принимая указанные судебные акты, арбитражные суды исходили из наличия в действиях общества события и состава правонарушения, соблюдения процедуры привлечения к ответственности.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, общество обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции и
постановление апелляционного суда отменить ввиду существенного нарушения норм материального и процессуального права.
Поскольку в силу
части 5.1 статьи 211 АПК РФ решение по делу об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, если за совершение административного правонарушения законом установлено административное наказание только в виде предупреждения, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным
частью 4 статьи 288 настоящего Кодекса, суд кассационной инстанции не проверяет законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в отношении постановления административного органа N 1/369 от 13.05.2014, которым общество привлечено к административной ответственности в виде предупреждения.
В обоснование своей кассационной жалобы заявитель указывает, что общество не было извещено о рассмотрении дела об административном правонарушении, а представитель общества, участвовавший в процессуальных действиях, имел общую доверенность на представления интересов общества, прокурорская проверка проведена без соответствующих правовых оснований, доводам заявителя не дана оценка, выводы судов затрагивают права и законные интересы Кузьминской межрайонной прокуратуры города Москвы.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу, составленный в порядке
статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), не представил.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы жалобы поддержал, просил отменить обжалуемые судебные акты как незаконные и необоснованные.
Представитель заинтересованного лица возражал против доводов кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов и несостоятельность доводов жалобы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке
статьи 286 АПК РФ законность обжалуемых судебных актов, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии решения и
постановления, а также соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, суд кассационной инстанции пришел к выводу, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы в период с 10.04.2014 по 17.04.2014 проведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности Российской Федерации ООО "Южный Двор-166", расположенным по адресу: г. Москва, Волгоградский пр-т, д. 54.
В ходе проведения проверки установлено, что общество нарушило требования пожарной безопасности, установленные Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности",
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "Правила противопожарного режима в Российской Федерации", а именно: помещения не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией и системой оповещения управления эвакуацией; в помещении магазина отсутствуют огнетушители; допущено загромождение тамбура, коридора различными предметами; не разработана и не утверждена инструкция пожарной безопасности на объект; лица допускаются к работе на объекте без прохождения обучения мерам пожарной безопасности, а также без проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума; ширина основных эвакуационных проходов в торговом зале при торговой площади до 100 м 2 составляет менее 1,4 м.
Результаты проверки отражены в Справке о результатах проверки от 10.04.2014.
На основании выявленных фактов, 17.04.2014 Кузьминской межрайонной прокуратурой г. Москвы вынесены постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных
ч. ч. 1,
3,
4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Материалы дел об административных правонарушениях в отношении общества в порядке
п. 5 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ направлены в ГУ МЧС России по г. Москве для рассмотрения вопроса о привлечении общества к административной ответственности.
По результатам рассмотрения материалов дел об административных правонарушениях должностным лицом административного органа 13.05.2014 вынесены постановления N 1/367, 1/368, 1/369 о привлечении общества к административной ответственности по
ч. ч. 3,
4,
1 ст. 20.4 КоАП РФ. Обществу назначены наказания в виде административного штрафа в размере 150 000 руб., 150 000 руб. и предупреждения соответственно.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества с заявлением в арбитражный суд.
В соответствии со
статьей 210 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд, в судебном заседании, проверяет законность и обоснованность оспариваемого постановления, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое постановление, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В соответствии со
ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Приказом Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), которые устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно
части 3 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В силу
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение же требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 "О пожарной безопасности" N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено наличие событий административных правонарушений, вменяемых обществу, что подтверждается Справкой о результатах проверки от 10.04.2014, составленной помощником Кузьминского межрайонного прокурора г. Москвы, объяснением представителя ООО "Южный Двор-166" от 17.04.2014 Абоятти Р.В. (по доверенности от 07.04.2014), Постановлениями о возбуждении дел об административных правонарушениях от 17.04.2014.
Указанные обстоятельства общество в своей кассационной жалобе не опровергает. Доводы кассационной жалобы сводятся к наличию существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судами правомерно установлено, что заместителем начальника 1 РОНД Управления по ЮВАО Мироновым Ю.Ю. вынесены определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях N 1/367, 1/368, 1/369 от 05.05.2014, в соответствии с которыми рассмотрение административных дел было назначено на 13.05.2014 в 15 час. 00 мин. по адресу: г. Москва, Хвалынский б-р, д. 9, каб. N 4. Данные определения о назначении времени и места рассмотрения дел об административных правонарушениях были направлены Почтой России 05.05.2014 по юридическому адресу ООО "Южный Двор-166": 125363, г. Москва, ул. Сходненская, д. 44\17, определения получены ООО "Южный Двор-166" 07.05.2014.
Согласно
пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных
КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (
ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (
ч. 2 ст. 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
Заинтересованным лицом не было ограничено право общества квалифицированно возражать и давать объяснения по существу выявленного правонарушения, а, следовательно, не допущено нарушения процедуры привлечения его к административной ответственности.
Доводы заявителя, что прокурорская проверка проведена без соответствующих правовых оснований, не основаны на нормах права, поскольку меры прокурорского реагирования реализованы в связи с поступлением информации о нарушении требований противопожарной безопасности.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судебные акты по настоящему делу не приняты о их правах и обязанностях Кузьминской межрайонной прокуратуры города Москвы, поскольку данными судебными актами непосредственно не затрагиваются права и обязанности указанного лица, в том числе не создаются препятствия для реализации субъективных прав или надлежащего исполнения обязанности по отношению к одной из сторон спора.
При этом суд кассационной инстанции отмечает, что согласно
части 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают в порядке административного производства дела об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Порядок рассмотрения арбитражным судом дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности регулируется
§ 2 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу
части 2 статьи 207 указанного Кодекса производство по делам об оспаривании решений административных органов возбуждается на основании заявлений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, привлеченных к административной ответственности в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности, а также на основании заявлений потерпевших.
Таким образом, из совокупности приведенных норм следует, что арбитражному суду подведомственны дела по жалобам на постановления по делам об административных правонарушениях, совершенных юридическими лицами или лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в связи с осуществлением ими предпринимательской или иной экономической деятельности.
Дела по жалобам на постановления об административных правонарушениях, вынесенные в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, если совершенные ими административные правонарушения не связаны с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, подведомственны суду общей юрисдикции.
Следовательно, при определении подведомственности дел по жалобам в соответствии с
частью 3 статьи 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и разъяснений, содержащихся в
п. 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 г. N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и в
п. 33 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в редакции от 19.12.2013 г.) следует учитывать не только субъектный состав участников правонарушения, но и характер административного правонарушения (объективную сторону совершенного административного правонарушения).
Согласно представленным материалам, заявителю вменялось в вину совершение административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 КоАП РФ, согласно которой административным правонарушением признается нарушение правил пожарной безопасности.
Правовая
норма, предусматривающая состав данного административного правонарушения, имеет объектом посягательства общественные отношения в области обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.
Оснований полагать, что указанное административное правонарушение было совершено юридическим лицом непосредственно в связи с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, не имеется.
Таким образом, данное дело об административном правонарушении было рассмотрено Арбитражным судом города Москвы с нарушением правил подведомственности.
В силу
пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится постановление об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным
Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Ошибки, связанные с юрисдикцией, в принципе, могут рассматриваться в качестве "существенных нарушений", подлежащих исправлению посредством надзорного производства (см.
Постановление Европейского Суда от 10 апреля 2008 г. по делу "Лучкина против Российской Федерации" (Luchkina v. Russia), жалоба N 3548/04, § 21).
Следовательно, требования правовой определенности и стабильности не являются абсолютными и не препятствуют возобновлению производства по делу в связи с появлением новых или вновь открывшихся обстоятельств или при обнаружении существенных нарушений, которые были допущены на предыдущих стадиях процесса, если это привело к неправильному разрешению дела.
При этом необходимо установить, могло ли нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам конкретного дела рассматриваться в качестве "существенного нарушения", требующего пересмотра решения, которое заявитель считал окончательным.
Допущенное нарушение правил подведомственности при рассмотрении настоящего дела не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении жалобы управления, поскольку судами установлено, что предметом спора по делу является вопрос о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного
статьей 20.4 КоАП РФ.
Лица, участвующие в деле, не выражали возражений относительно рассмотрения дела в арбитражном суде. Кроме того, заявитель сам обратился в арбитражный суд за судебной защитой.
Как разъяснил Пленум Верховного Суда Российской Федерации в
Постановлении от 10 октября 2003 года N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации", применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения
Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Согласно
пункту 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Статья 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод.
Европейский Суд по правам человека, рассматривая дело "Безымянная (Bezymyannaya) против Российской Федерации", указал на факт нарушения в деле заявительницы
пункта 1 статьи 6 Конвенции, отметив недопустимость ситуации, при которой национальные суды, отказываясь рассмотреть дело в силу предполагаемых ограничений их подведомственности, фактически оставляют заявителя без какой-либо вины с его стороны в судебном вакууме.
С учетом изложенного, прекращение производство по делу является недопустимым в той мере, в которой преграждается доступ заявителей к правосудию.
Арбитражный процессуальный
кодекс не содержит иных правил рассмотрения дела об административном правонарушении, существенным образом видоизменяющих процедуру рассмотрения спора, как то: иных правил распределения бремени доказывания или оценки доказательств.
Нарушение правил подведомственности применительно к обстоятельствам настоящего конкретного дела не повлияло на правильность выводов, сделанных при рассмотрении спора, не повлекло нарушение всесторонности, полноты и объективности рассмотрения дела, в связи с чем обжалуемые судебные акты не подлежат отмене либо изменению.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, и выводы о виновности заявителя были сделаны на основании всестороннего, полного и объективного исследования собранных по делу доказательств, которые были оценены судами двух инстанций в совокупности на предмет достоверности, достаточности и допустимости в соответствии с требованиями
статьи 26.11 КоАП РФ и в соответствии с
частью 1 статьи 71,
частью 2 статьи 271 АПК РФ.
Выводы судов о применении норм права соответствуют установленным ими обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы жалобы не опровергают установленных судами обстоятельств и не влияют на законность принятого по делу судебного постановления.
Суд кассационной инстанции считает, что доводы кассационной жалобы ошибочны и основаны на неправильном толковании норм законодательства, поэтому отклонены. При этом в кассационной жалобе не приведено доказательств, указывающих на несоответствие выводов судов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Суд кассационной инстанции не находит и безусловных оснований для отмены обжалуемых решения и
постановления, так как не усматривает процессуальных нарушений при принятии названных судебных актов, перечисленных в
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 22 сентября 2014 года и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 11 декабря 2014 года по делу N А40-82741/2014 - оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
А.М.КУЗНЕЦОВ
Судья
С.В.КРАСНОВА
Судья
С.Н.КРЕКОТНЕВ