Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2023 N Ф05-28994/2023 по делу N А41-70291/2022
Требование: Об обязании снести металлические ограждения, строения и сооружения, расположенные в охранной зоне и зоне минимальных расстояний от газораспределительной станции.
Обстоятельства: Газотранспортная организация ссылается на нарушение предпринимателем требований промышленной и пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение предпринимателем при застройке территории охранных зон и минимальных безопасных расстояний до опасного производственного объекта препятствует транспортировке природного газа по магистральным трубопроводам; спорные сооружения возведены с грубым нарушением требований земельного законодательства, строительных и градостроительных норм и правил.


Постановление Арбитражного суда Московского округа от 24.11.2023 N Ф05-28994/2023 по делу N А41-70291/2022
Требование: Об обязании снести металлические ограждения, строения и сооружения, расположенные в охранной зоне и зоне минимальных расстояний от газораспределительной станции.
Обстоятельства: Газотранспортная организация ссылается на нарушение предпринимателем требований промышленной и пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нарушение предпринимателем при застройке территории охранных зон и минимальных безопасных расстояний до опасного производственного объекта препятствует транспортировке природного газа по магистральным трубопроводам; спорные сооружения возведены с грубым нарушением требований земельного законодательства, строительных и градостроительных норм и правил.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 ноября 2023 г. по делу N А41-70291/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 23.11.2023
Полный текст постановления изготовлен 24.11.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Анисимовой О.В.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва": Белоусов Д.В. по доверенности от 23.11.2021, паспорту, Столаева П.И. по доверенности от 22.09.2022, паспорту;
от индивидуального предпринимателя Спичкова Александра Владимировича: Батюченко А.А., по доверенности от 06.09.2022, паспорту;
от Администрации Наро-Фоминского городского округа: не явился, извещен;
от публичного акционерного общества "Газпром": не явился, извещен;
рассмотрев 23.11.2023 в судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Спичкова Александра Владимировича
на решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2023,
на постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023
по делу N А41-70291/2022
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва"
к индивидуальному предпринимателю Спичкову Александру Владимировичу
об обязании,
третьи лица: Администрация Наро-Фоминского городского округа, публичное акционерное общество "Газпром",
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром Трансгаз Москва" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к индивидуальному предпринимателю Спичкову Александру Владимировичу (далее - предприниматель) со следующими требованиями, с учетом принятых судом уточнений:
обязать предпринимателя снести металлические ограждения автомобильной стоянки, строения и сооружения, расположенные в охранной зоне и зоне минимальных расстояний ГРС "Селятино" на земельном участке с кадастровым номером 50:26:0151425:17 по адресу: Московская обл., Наро-Фоминский р-н, ЗАО "Нара", участок 25/36.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Наро-Фоминского городского округа (далее - администрация), публичное акционерное общество "Газпром" (далее - ПАО "Газпром").
Решением Арбитражного суда Московской области от 06.06.2023, оставленным без изменения постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе предприниматель просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, неполное выяснение фактических обстоятельств.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представитель общества возражал против удовлетворения кассационной жалобы.
В удовлетворении ходатайства общества о приобщении к материалам дела пояснений судебной коллегией отказано в связи с нарушением положений статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при их подаче.
Иные лица, извещенные надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства в суде кассационной инстанции, своих представителей не направили, что в силу положений части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения кассационной жалобы в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Арбитражные суды установили, что общество (до 2008 года - ООО "Мострансгаз"), являясь в соответствии с уставом газотранспортной организацией, эксплуатирует объекты Единой системы газоснабжения Российской Федерации (ст. 5 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации"), в том числе газораспределительную станцию "Селятино" (ГРС "Селятино").
ГРС "Селятино" введена в эксплуатацию Государственной приемочной комиссий 1968 году, принадлежат на праве собственности ПАО "Газпром", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 16.03.2000 (запись регистрации N 50-01.00-04.2000-68.1) и эксплуатируется истцом на основании договоров аренды имущества.
В соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ) газораспределительная станция (ГРС) является опасным производственным объектом, включена в реестр опасных производственных объектов в рамках Закона N 116-ФЗ устанавливает особые требования к обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности и общества от аварий на опасных производственных объектах последствий таких аварий.
Основным гарантом безопасности от возможных техногенных последствий аварий на ГРС "Селятино" являются минимальные расстояния от ГРС до различных объектов гражданского и промышленного назначения.
В целях защиты жизни и здоровья людей от поражающих факторов при возникновении аварии на объектах системы газоснабжения в соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", пунктом 7.16 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные, трубопроводы". Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85*, пунктом 22 Правил охраны магистральных газопроводов (утв. постановлением Правительства РФ 08.09.2017 N 1083) законодателем предусмотрены минимальные безопасные расстояния, в пределах которых запрещено возводить здания, строения и сооружения.
Ограничения по застройке земельных участков вблизи объектов системы газоснабжения ранее были установлены пунктом 23 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341 отменены постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80), пунктом 3.12 СНиП "Магистральные трубопроводы" II-45-75, пунктом 3.9 СНиП "Магистральные трубопроводы" II-Д.10-62, пунктами 10, 11, 15, 16 Правил проектирования и сооружения магистральных газопроводов (утв. Приказом Главгаза СССР от 20.01.1960), пунктами 5, 6, 11 Положения о землях, предоставленных Министерству нефтяной промышленности под трассы магистральных трубопроводов (утв. постановлением Совета Министров СССР от 03.01.1951).
В соответствии с пунктом 23 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341 отменены постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80) строительство жилых массивов (населенных пунктов), промышленных и сельскохозяйственных предприятий, отдельных зданий, строений (жилых и нежилых) и сооружений может производиться в районе нахождения трубопроводов при строгом соблюдении минимальных расстояний от оси трубопровода (от его объектов) до строений и сооружений, предусмотренных соответственно строительными нормами и правилами по проектированию магистральных трубопроводов, утвержденными Госстроем СССР, и правилами проектирования и строительства магистральных трубопроводов для транспортировки жидкого аммиака, утверждаемыми соответствующими министерствами и ведомствами СССР по согласованию с Госстроем СССР. При рассмотрении соответствующими органами ходатайств о предоставлении земельных участков для указанных целей места расположения объектов строительства должны предварительно согласовываться с предприятиями (организациями), эксплуатирующими трубопроводы.
В целях обеспечения безопасности ГРС от внешних воздействий согласно пункту 7 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341 отменены постановлением Правительства РФ 03.02.2020 N 80) и пункту 3 Правил охраны магистральных газопроводов (утв. постановлением Правительства РФ 08.09.2017 N 1083) устанавливается охранная зона 25 м от оси газопровода в обе стороны, 100 м от границ территории газораспределительных станций (ГРС). В охранной зоне запрещено производство каких-либо работ без разрешения организации, эксплуатирующей опасный производственный объект.
Указанные ограничения прав собственности на земельные участки считаются установленными и действуют с момента ввода в эксплуатацию объекта системы газоснабжения.
Данная правовая позиция подтверждается решением Верховного Суда РФ от 18.09.2013 N АКПИ13-851.
По смыслу приведенных законоположений, охранные зоны считаются фактически установленными в силу расположения газопровода на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.).
Следовательно, охранные зоны и зоны минимальных расстояний считаются фактически установленными в силу расположения объектов системы газоснабжения на земельном участке и действия нормативных правовых актов, определяющих границы этих зон.
Размеры минимальных расстояний в зависимости от технических характеристик объектов системы газоснабжения определяются СП 36.13330.2012 Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* (далее - СП 36.13330.2012), и ранее действовавшими СНиП 2.05.06-85* "Магистральные трубопроводы", СНиП II-45-75 "Магистральные трубопроводы". Установленные, указанными нормативными актами минимальные безопасные расстояния в связи с изменением названий СНиП не менялись.
Согласно ст. 74 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" противопожарные расстояния от оси подземных магистральных газопроводов до населенных пунктов, отдельных промышленных и сельскохозяйственных организаций, зданий и сооружений должны соответствовать требованиям к минимальным расстояниям, установленным техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", для этих объектов, в зависимости от уровня рабочего давления, диаметра, степени ответственности объектов.
Предусмотренные в данном Техническом регламенте о требованиях пожарной безопасности противопожарные расстояния установлены сводом правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85* Магистральные трубопроводы".
Таким образом, нарушение минимальных безопасных расстояний является нарушением требований не только промышленной, но и пожарной безопасности.
Согласно пункту 5 Правил охраны магистральных трубопроводов (утверждены постановлением Совета Министров СССР от 12.04.1979 N 341, отменены постановлением Правительства РФ от 03.02.2020 N 80), материалы фактического положения трубопровода (исполнительная съемка), оформленные в установленном порядке строительно-монтажными организациями и заказчиком, должны быть переданы в исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов для нанесения их на районные карты землепользовании. Исполнительные комитеты районных (городских) Советов народных депутатов выдают сведения о местонахождении трубопровода заинтересованным предприятиям, организациям и учреждениям.
Постановлением главы администрации Московской области от 11.07.1995 N 134-ПГ "О состоянии мер по обеспечению безопасности эксплуатации продуктопроводов и газопроводов на территории Московской области" в целях защиты населения, предотвращения крупных аварий и катастроф на трубопроводном транспорте указано администрациям районов обеспечить проверку соответствия фактического прохождения магистральных газонефтепродуктов, нанесенных на планы (карты) землепользователей с оформлением двухсторонних актов (п. 2.1), выявить и восстановить охранные зоны и зоны минимальных безопасных расстояний трасс газонефтепродуктопроводов (п. 2.2), а также определено обязательное согласование с эксплуатирующей организацией отвода земли в охранной зоне и зоне минимальных расстояний магистральных газопроводов" (п. 2.3).
В соответствии с пунктами 4, 7, 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, в числе прочих, относятся организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района в пределах полномочий, установленных законодательстве Российской Федерации.
Учет особых условий использования территорий при формировании земельных участков органами местного самоуправления для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства является обязательным и необходимым условием с целью дальнейшего предотвращения негативных последствий.
В соответствии с вышеуказанными требованиями органы местного самоуправления Наро-Фоминского района надлежащим образом информированы об установленных ограничениях в использовании земельных участков, расположенных в охранных зонах и зонах минимальных расстояний от ГРС "Селятино".
Следует также учитывать, что ГРС "Селятино" является наземно расположенным сооружением, имеет ограждение, внутри которого расположено здание ГРС, оборудование. На входе ГРС расположены указатели с названием опасного производственного объекта.
Согласно п. 3 Правил охраны магистральных газопроводов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083 (далее - Правило) охранная зона объектов магистральных трубопроводом устанавливается вдоль линейной части магистрального газопровода - в виде территории, ограниченной условными параллельными плоскостями, проходящими на расстоянии 25 метром от оси магистрального газопровода с каждой стороны, охранная зона газораспределительных станций устанавливается в виде территории, ограниченной условной замкнутой линией, отстоящей от внешней границы объекта на 100 м от каждой стороны.
В соответствии с п. 4 Правил в охранных зонах без письменного разрешения собственника магистрального газопровода или организации, эксплуатирующей магистральный газопровод, запрещается:
к) огораживать и перегораживать охранные зоны;
л) размещать какие-либо здания, строения, сооружения, не относящиеся к объектам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, за исключением объектов, указанных в подпунктах "д" - "к" и "м" пункта 6 настоящих Правил.
Возведение каких-либо зданий, строений и сооружений в охранной зоне магистральных газопроводов препятствует обеспечению безопасной эксплуатации доступа тяжелой большегрузной техники к опасному производственному объекту для его обслуживания, ремонта и ликвидации аварий.
Любые работы и действия, производимые в охранных зонах трубопроводов, могут выполняться только при получении разрешения на производство работ в охранной зоне магистрального трубопровода (п. 6, п. 8, п. 12, п. 14, п. 18 Правил).
Правила являются обязательными для исполнения предприятиями трубопроводного транспорта, местными органами власти и управления, а также другими предприятиями, организациями и гражданами, производящими работы или какие-либо действия в районе прохождения трубопроводов.
Минимальные расстояния исполняют роль защиты опасных производственных объектов от воздействия на них третьих лиц, которое может повлечь возникновение аварий и инцидентов, а также предупреждение причинения вреда объектам гражданского и промышленного назначения при возникновении аварии или инцидента на самом объекте. Только строгое и неукоснительное соблюдение требований о минимальных расстояний обеспечивает защиту населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охрану окружающей среды, экологическую безопасность и пожарную безопасность.
Согласно п. 7.16 СП 36.13330.2012. Свод правил. Магистральные трубопроводы. Актуализированная редакция СНиП 2.05.06-85* минимальное расстояние от ограждения ГРС до зданий, строений и сооружений составляет 150 м.
Выявление нарушений застройки охранных зон и минимальных безопасных расстояний, помимо неисполнения вышеуказанных требований промышленной и противопожарной безопасности, влечет для общества препятствие в осуществлении основного вида деятельности по транспортировке природного газа по магистральным трубопроводам.
Согласно пункту 1 ст. 9 Закона N 116-ФЗ владелец опасного производственного объекта обязан приостановить его эксплуатацию при возникновении нарушений требований промышленной безопасности.
Несоблюдение данного требования может повлечь для общества привлечение к административной ответственности и отзыв лицензии.
Суды пришли к выводу, что выявленное нарушение требований промышленной безопасности препятствует осуществлению основного вида деятельности специализированной организации не только в месте нарушения, но и на всей территории присутствия.
В соответствии со ст. 1079 ГК РФ владелец источника повышенной опасности несет ответственность за причиненный им вред без учета вины. Следовательно, наличие нарушения застройки охранных зон и минимальных расстояний создает для общества дополнительный риск предъявления требований о возмещении вреда при возникновении аварии.
Прекращение эксплуатации магистральных газопроводов повлечет прекращение подачи газа на участок Единой системы газоснабжения Российской Федерации, что приведет к прекращению подачи тепла населению, социальным и промышленным предприятиям и нарушит энергетическую безопасность данной территории.
В случаях выявления нарушений застройки охранных зон и минимальных расстояний эксплуатирующие магистральные газопроводы организации подают негаторные иски о восстановлении права на безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов.
Подача негаторного иска для восстановления права на безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта предусмотрена законодателем в соответствии со ст. 156 ГК РСФСР от 11.06.1964, ст. 304 ГК РФ.
Механизм восстановления права на безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта определен законодателем следующими нормами права:
В соответствии с абзацем 4 ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежали сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
Федеральным законом от 03.08.2018 N 342-ФЗ данная норма с 01.01.2022 прекратила действие, и были установлены новые требования к сносу строений (часть 39 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ), согласно которым здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат сносу или их параметры и (или) разрешенное использование (назначение) подлежат приведению в соответствие с установленными ограничениями использования земельных участков, за исключением следующих случаев:
1) здания, сооружения, объекты незавершенного строительства возведены, созданы при наличии согласования с организацией - собственником системы газоснабжения, правообладателем магистрального или промышленного трубопровода либо уполномоченной ими организацией и в соответствии с условиями такого согласования, за исключением случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи;
2) здания, сооружения, объекты незавершенного строительства возведены, созданы до дня ввода в эксплуатацию магистрального или промышленного трубопровода, и получено согласование организации - собственника системы газоснабжения, правообладателя иного магистрального или промышленного трубопровода либо уполномоченной ими организации о размещении зданий, сооружений в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), за исключением случаев, если указанное согласование выдано с нарушением требований законодательства, действовавших на дату его выдачи;
3) применительно к зданиям, сооружениям, объектам незавершенного строительства, расположенным в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), или к указанным трубопроводам реализованы технические и (или) технологические решения, в результате которых отсутствует угроза жизни и здоровья граждан и (или) безопасной эксплуатации магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов);
4) применительно к указанным объектам трубопроводного транспорта в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", разработаны обоснования безопасности с реализацией технических и (или) технологических решений, в результате которых обеспечиваются достижение допустимого риска нахождения зданий и сооружений с нарушениями минимальных расстояний от опасных производственных объектов трубопроводного транспорта и безопасная эксплуатация самих объектов трубопроводного транспорта.
Суды установили, что общество осуществляет эксплуатацию ГРС "Селятино" расположенной на территории Наро-Фоминского района и введенной в эксплуатацию в 1968 году. В настоящее время в соответствии с таблицей 5 п. 7.16 Свода правил СП 36.13330.2012 "СНиП 2.05.06-85*. Магистральные газопроводы" зона минимальных расстояний от ГРС составлять 150 м.
На земельном участке с кадастровым номером 50:26:0151425:17, расположенном по адресу: Московская область, Наро-Фоминский район, ЗАО "Нара", участок 25/36, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, принадлежащем в соответствии с выпиской из ФГИС ЕГРН от 09.11.2021 (N 99/2021/4291) на праве собственности (запись регистрации N 50:26:0151425:17-50/026/2018-1 от 14.03.2018) предпринимателем в нарушение ограничений по использованию земельного участка в зоне минимальных расстояний ГРС "Селятино" возведено металлическое ограждение. В соответствии с актом о приостановлении работ от 07.10.2019 расстояние от ГРС "Селятино" до металлического ограждения составляет 82 м.
Суды установили, что требования предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 08.09.2017 N 1083, ст. 51 Градостроительного кодекса РФ, ст. 40, 42 Земельного кодекса РФ обязанности соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов со стороны предпринимателя выполнены не были, спорные сооружения возведены без соответствующего разрешения и выполнения технических условий владельца подземных коммуникаций, с грубым нарушением требований земельного законодательства, строительных и градостроительных норм и правил.
Сохранение спорных сооружений влечет за собой нарушение прав и законных интересов общества, как эксплуатирующей магистральные газопроводы организации в виде неблагоприятных последствий в случае возникновения аварийной ситуации на магистральных газопроводах, препятствует обеспечению безопасной эксплуатации и доступа тяжелой большегрузной техники к опасному производственному объекту для его обслуживания, ремонта и ликвидации аварий.
Также суды учли категорию земель, на которых расположены спорные сооружения.
Суды исходили из того, что общество вправе предъявлять исковые требования об устранении препятствия в безопасной эксплуатации магистральных газопроводов, поскольку осуществляет эксплуатацию опасных производственных объектов на основании договора аренды и несет ответственность за его безопасность в связи с регистрацией объекта за собой в качестве эксплуатирующей организации в Государственном реестре опасных производственных объектов.
Согласно части 39 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, расположенные в границах минимальных расстояний до магистральных или промышленных трубопроводов (газопроводов, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов), сведения о границах которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, подлежат сносу. Основания для сохранения строений на запрещенной к застройке территории, предусмотренные частью 39 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 N 342-ФЗ, отсутствуют.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" здания, строения и сооружения, построенные ближе установленных строительными нормами и правилами минимальных расстояний до объектов систем газоснабжения, подлежат сносу за счет средств юридических и физических лиц, допустивших нарушения.
С учетом изложенного суды удовлетворили исковые требования.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Доводы кассационной жалобы отклоняются, поскольку свидетельствуют о несогласии с установленными судами обстоятельствами и оценкой доказательств и направлены на их переоценку, что находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями статей 286, 287 АПК РФ.
Оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 06.06.2023 и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2023 по делу N А41-70291/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Ю.С.ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
О.В.АНИСИМОВА