Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2024 N Ф05-16462/2024 по делу N А40-224399/2023
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением установлено нарушение требований действующего законодательства ввиду осуществления заказчиком закупки медицинских услуг у единственного поставщика в отсутствие к тому каких-либо оснований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оснований для проведения закупок у единственного поставщика на оказание медицинских услуг по спорным государственным контрактам у заказчика не имелось, так как в спорном контракте нет обоснования какой-либо экстренной медицинской помощи, а все подлежащие оказанию услуги осуществляются в плановом порядке на основании выданных заказчиком своим сотрудникам направлений.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 09.09.2024 N Ф05-16462/2024 по делу N А40-224399/2023
Требование: Об оспаривании решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением установлено нарушение требований действующего законодательства ввиду осуществления заказчиком закупки медицинских услуг у единственного поставщика в отсутствие к тому каких-либо оснований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку оснований для проведения закупок у единственного поставщика на оказание медицинских услуг по спорным государственным контрактам у заказчика не имелось, так как в спорном контракте нет обоснования какой-либо экстренной медицинской помощи, а все подлежащие оказанию услуги осуществляются в плановом порядке на основании выданных заказчиком своим сотрудникам направлений.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 сентября 2024 г. по делу N А40-224399/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 9 сентября 2024 года
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Латыповой Р.Р.,
судей Петропавловской Ю.С., Филиной Е.Ю.
при участии в заседании
от заявителя: Главного управления МЧС России по г. Москве - Попов М.И., представитель по доверенности от 14 декабря 2023 года;
от заинтересованного лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по городу Москве - Орлов Г.А., представитель по доверенности от 29 июля 2024 года;
рассмотрев 4 сентября 2024 года в судебном заседании кассационную жалобу
Главного управления МЧС России по г. Москве
на решение от 6 марта 2024 года
Арбитражного суда города Москвы
Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-224399/2023
по заявлению Главного управления МЧС России по г. Москве
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по г. Москве
о признании незаконным решения.
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве (далее - Заявитель, ГУ МЧС России по г. Москве) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Московскому УФАС России (далее - заинтересованное лицо, антимонопольный орган) об оспаривании решения от 3 августа 2023 года N 077/06/99-10297/2023 о результатах проведения внеплановой проверки соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Решением Арбитражного суда города Москвы 6 марта 2024 года, оставленным без изменения
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2024 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ГУ МЧС России по г. Москве обратилось в Арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить оспариваемые решение и
постановление и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ГУ МЧС России по г. Москве в судебном заседании настаивал на удовлетворении кассационной жалобы по изложенным в ней доводам.
Представитель антимонопольного органа возражал против удовлетворения кассационной жалобы, просил оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, явившихся в суд кассационной инстанции, проверив в порядке
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых решения и
постановления, в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, Московское УФАС России на основании
части 15 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) провело внеплановую проверку в отношении ГУ МЧС России по г. Москве на предмет соблюдения законодательства о контрактной системе при проведении закупки у единственного поставщика услуг по оказанию медицинской помощи и иных медицинских услуг по ведению беременности и родам.
По результатам проверки, антимонопольным органом на основании
пункта 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе вынесено решение от 3 августа 2023 года N 077/06/99-10297/2023, которым установлено нарушение требований
пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе ввиду осуществления ГУ МЧС России по г. Москве закупки медицинских услуг у единственного поставщика в отсутствие к тому каких-либо оснований.
Не согласившись с указанным решением, ГУ МЧС России по г. Москве обратилось с рассматриваемым заявлением в суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций, исследовав и оценив доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, установив все обстоятельства, входящие в предмет доказывания и имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, руководствуясь положениями
Закона о контрактной системе, Федерального
закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального
закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Федерального
закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пришли к выводу о соответствии решения антимонопольного органа нормам действующего законодательства.
Выводы арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам соответствуют.
Согласно
части 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями закона. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
В силу
пункта 6 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно
пунктам 1,
2 статьи 10 Федерального закона от 30 декабря 2012 года N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обслуживание сотрудника осуществляется в иных организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В силу
части 1 статьи 1 указанного закона его действие распространяется, в том числе, на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, для обеспечения медицинского обслуживания которых Заявителем в настоящем случае осуществлялось заключение спорных государственных контрактов.
При этом, закупка у единственного поставщика является неконкурентным способом определения поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных нужд, являющимся исключением из общего правила удовлетворения государственных и муниципальных нужд путем проведения конкурентных процедур.
Несмотря на то, что контрактная система основана на принципах конкуренции и прозрачности, в ряде случаев использование конкурентных способов определения поставщика нецелесообразно, например, ввиду отсутствия конкурентного рынка определенных товаров и услуг, либо экономическая целесообразность закупки у единственного поставщика обоснована ввиду малой стоимости закупаемого товара (работ, услуг), а также по иным причинам.
В силу
части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается, в том числе на положениях Бюджетного
кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ).
В соответствии со
статьями 69 и
72 БК РФ закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд производятся за счет бюджетных ассигнований (расходы бюджетов), осуществление которых согласно
статье 34 БК РФ должно отвечать принципу эффективности - необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).
С учетом вышеуказанных положений бюджетного законодательства к числу основных принципов контрактной системы согласно
статье 6,
части 1 статьи 12 Закона о контрактной системе относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования).
Следовательно, закрепленный в
статье 8 Закона о контрактной системе принцип обеспечения конкуренции (создания равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок), равно как и корреспондирующие этому принципу специальные положения закона, устанавливающие запрет на ограничение количества участников закупочных процедур (доступа к участию в этих процедурах), должны применяться таким образом, чтобы контрактная система способствовала удовлетворению государственных (муниципальных) нужд, обеспечивала экономность и результативность соответствующих бюджетных ассигнований и не приводила к созданию условий для длительного неудовлетворения государственных (муниципальных) нужд, ущемлению прав и законных интересов граждан, в настоящем случае - сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, нуждающихся в медицинском обслуживании.
В соответствии с
частью 1 статьи 11 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 247-ФЗ) сотрудник имеет право на бесплатное получение медицинской помощи в медицинских организациях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или федерального органа исполнительной власти в сфере деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, в сфере оборота оружия, в сфере частной охранной деятельности и в сфере вневедомственной охраны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно
части 2 статьи 11 Закона N 247-ФЗ при отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел либо при отсутствии в них отделений соответствующего профиля, специалистов либо специального медицинского оборудования сотрудник имеет право на получение медицинской помощи в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
При этом согласно той же
части статьи 11 Закона расходы, связанные с оказанием медицинской помощи сотруднику, возмещаются медицинским организациям государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных на эти цели федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Частью 8 статьи 21 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ, Закон об основах охраны здоровья граждан) предусмотрено, что выбор врача и медицинской организации военнослужащими и лицами, приравненными по медицинскому обеспечению к военнослужащим, гражданами, проходящими альтернативную гражданскую службу, гражданами, подлежащими призыву на военную службу или направляемыми на альтернативную гражданскую службу, и гражданами, поступающими на военную службу по контракту или приравненную к ней службу, осуществляется с учетом особенностей оказания медицинской помощи, установленных
статьей 25 настоящего Федерального закона, а также с учетом особенностей, установленных Федеральным
законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Согласно
части 6 статьи 25 Закона N 323-ФЗ особенности охраны здоровья военнослужащих и приравненных к ним лиц, а также отдельных категорий граждан, проходящих военную службу или приравненную к ней службу в федеральных органах исполнительной власти и федеральных государственных органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба или приравненная к ней служба, определяются законодательством Российской Федерации, регламентирующим деятельность этих органов.
Согласно
пункту 1(1) Правил оказания медицинской помощи (медицинского обеспечения) военнослужащим войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудникам федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системы, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, лицам начальствующего состава органов федеральной фельдъегерской связи, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из войск национальной гвардии Российской Федерации и внутренних войск, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, уголовно-исполнительной системе, органах федеральной фельдъегерской связи, а также лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 911 (далее - Правила N 911, Правила), медицинская помощь за счет средств, выделяемых из федерального бюджета Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, оказывается военнослужащим, лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, бесплатно.
Правилами N 911 предусмотрен порядок оказания медицинской помощи.
При этом,
пункты 2 -
4,
7 постановления Правил N 911 устанавливают порядок возмещения расходов медицинских организаций на осуществление медицинской помощи, в том числе сотрудникам противопожарной службы.
Данный процесс имеет несколько этапов:
(1) заключение договора об оказании медицинской помощи между медицинской организацией (исполнитель) и федеральным государственным органом (заказчик);
(2) обращение/направление в медицинскую организацию сотрудника, оказание медицинской помощи сотруднику;
(3) оформление медицинской организацией, по результатам оказанной помощи, необходимых документов (выписка из медицинской карты сотрудника, счет-фактура, дополнительные материалы), направление документов в адрес федерального государственного органа;
(4) проверка федеральным государственным органом направленных документов и сведений об оказании медицинской помощи сотруднику.
Пункты 5 -
6 Правил N 911 устанавливают особенности возмещения расходов медицинских организаций на осуществление медицинской помощи экстренного характера, в том числе сотрудникам противопожарной службы. Заключение договора об оказании медицинской помощи между медицинской организацией может происходить уже после оказания медицинской помощи сотруднику.
Документы, оформленные по факту оказания помощи, передаются непосредственно сотруднику.
При этом в случае оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании
пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Аналогичная правовая позиция изложена в
определении Верховного Суда Российской Федерации от 9 октября 2023 N 305-ЭС23-9643 по делу N А40-76838/2022.
Судами обоснованно сделан вывод о том, что в данном случае оснований для проведения закупок у единственного поставщика на оказание медицинских услуг по ранее упомянутым государственным контрактам у Заявителя не имелось, поскольку в названных контрактах нет обоснования какой-либо экстренной медицинской помощи, а все подлежащие оказанию услуги осуществляются в плановом порядке на основании выданных Заявителем своим сотрудникам направлений, что также свидетельствует об отсутствии в настоящем случае характера срочности спорных медицинских услуг.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные доказательства, суды пришли к правомерному выводу о том, что решение антимонопольного органа не противоречит действующему законодательству.
Доводы кассационной жалобы Управления были предметом рассмотрения судов, им дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции согласен.
Несогласие Управления с принятыми судебными актами не опровергает выводы судов об обстоятельствах дела и о применении норм материального права, основанные на полном и всестороннем исследовании представленных сторонами доказательств, в связи с чем не может служить основанием для отмены обжалуемых судебных актов.
Переоценка имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств находится за пределами компетенции и полномочий арбитражного суда кассационной инстанции, определенных положениями
статей 286,
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов в любом случае, по делу не установлено.
С учетом изложенного, судебные акты являются законными и обоснованными, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь
статьями 176,
284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 6 марта 2024 года и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2024 года по делу N А40-224399/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Р.Р.ЛАТЫПОВА
Судьи
Ю.С.ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ
Е.Ю.ФИЛИНА