Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2023 N Ф05-11373/2023 по делу N А41-13747/2022
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи, его подписание и направить проект договора.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что площадь принадлежащего обществу объекта капитального строительства составляет менее десяти процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (соразмерной).
Решение: Требование удовлетворено, так как исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим сооружением.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 07.06.2023 N Ф05-11373/2023 по делу N А41-13747/2022
Требование: О признании незаконным решения уполномоченного органа об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка, обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи, его подписание и направить проект договора.
Обстоятельства: Оспариваемое решение мотивировано тем, что площадь принадлежащего обществу объекта капитального строительства составляет менее десяти процентов от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (соразмерной).
Решение: Требование удовлетворено, так как исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника сооружения, не имеет права на приватизацию участка, занятого этим сооружением.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 7 июня 2023 г. по делу N А41-13747/22
Резолютивная часть постановления объявлена 31 мая 2023 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 июня 2023 года.
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Кузнецова В.В.,
судей: Петропавловской Ю.С., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен;
от третьих лиц: представители не явились, извещены;
рассмотрев 31 мая 2023 года в судебном заседании кассационную жалобу
заинтересованного лица - КУИ г.о. Ступино
на решение от 19 декабря 2022 года
Арбитражного суда Московской области,
Десятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А41-13747/22
по заявлению ООО "Ступ-Ойл"
об оспаривании решения
к КУИ г.о. Ступино,
третьи лица: Минмособлимущество, Администрация городского округа Ступино,
установил:
ООО "Ступ-Ойл" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к КУИ г.о. Ступино (далее - комитет) о признании незаконным решения от 02.12.2021 N Р001-4586756444-51819271 об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка и об обязании осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка, площадью 9.000 кв. м, с кадастровым номером 50:33:0040272:21, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино, в трех экземплярах и их подписание и направить проект указанного договора для подписания ООО "Ступ-Ойл" (с учетом принятых судом в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнений).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Минмособлимущество и Администрация городского округа Ступино (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2022 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, КУИ г.о. Ступино обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и
постановление отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель жалобы считает судебные акты незаконными и необоснованными, как принятые с неправильным применением норм материального и процессуального права.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание суда кассационной инстанции не направили, что в силу
части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для изменения или отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, общество является арендатором земельного участка, площадью 9.000 кв. м, с кадастровым номером 50:33:0040272:21, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения многотопливного автозаправочного комплекса (код 33203-33008) на автодороге "Ступино-Городище-Озеры", местоположение: Московская область, г. Ступино.
На указанном земельном участке расположен многотопливный автозаправочный комплекс, находящийся в собственности у общества, включающий в себя: нежилое здание - технопост на три машины, площадью 154,6 кв. м, с кадастровым номером 50:33:0040272:341 (площадь застройки 160,16 кв. м); нежилое здание - здание персонала (операторная), площадью 114,9 кв. м, с кадастровым номером 50:33:0040272:342 (площадь застройки 146,67 кв. м); нежилое здание - магазин, площадью 227,2 кв. м, с кадастровым номером 50:33:0040272:340 (площадь застройки 245,03 кв. м); сооружение топливной промышленности - навес, площадью 162 кв. м, с кадастровым номером 50:33:0040272:343; площадка для автоцистерны (слив топлива), площадью 59,2 кв. м; очистные сооружения ЛС, площадью 25,8 кв. м; площадка под резервуары для хранения топлива, площадью 109,8 кв. м; площадка под пожарные резервуары, площадью 54,2 кв. м; площадка под колонки для заправки ДТ, площадью 12 кв. м; пожарный пруд, площадью 223,2 кв. м; площадка для мусорных контейнеров, площадью 9,4 кв. м.
Все вышеперечисленные объекты занимают общую площадь земельного участка не менее 1.200 кв. м.
Общество обратилось в администрацию с заявлением о приобретении в собственность за плату без проведения торгов земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 в порядке
статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
По итогам рассмотрения заявления общества администрацией принято решение от 02.12.2021 N Р001-4586756444-51819274 об отказе в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов. В качестве основания для отказа указано, что площадь принадлежащего обществу объекта капитального строительства составляет менее 10% от площади испрашиваемого земельного участка и не является необходимой для его эксплуатации (несоразмерной).
Считая отказ незаконным, общество обратилось в Арбитражный суд Московской области с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные обществом требования, суды первой и апелляционной инстанций правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с
частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной
нормы, необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным или его решения, действия (бездействия) незаконным возможно при установлении несоответствия названных акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (
часть 1 статьи 198,
часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса).
Статьей 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов.
В силу
пункта 3 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, граждане и юридические лица, являющиеся арендаторами находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, имеют право на заключение нового договора аренды таких земельных участков без проведения торгов в следующих случаях:
1) земельный участок предоставлен гражданину или юридическому лицу в аренду без проведения торгов (за исключением случаев, предусмотренных
пунктом 13,
14 или
20 статьи 39.12 настоящего Кодекса);
2) земельный участок предоставлен гражданину на аукционе для ведения садоводства для собственных нужд.
Подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определен правовой принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно
пункту 1 статьи 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании:
1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование;
2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату;
3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду;
4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со
статьями 9 -
11 настоящего Кодекса (
статья 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно
подпункту 6 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, без проведения торгов осуществляется продажа, в том числе, земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных
статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Суды правомерно отметили, что исключительный характер права на приватизацию земельного участка означает, что никто, кроме собственника здания, строения, сооружения не имеет право на приватизацию земельного участка, занятого этим зданием, строением, сооружением.
Согласно
пункту 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей
статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с
пунктом 5 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.
Пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных
статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
К числу оснований возникновения прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, законодатель относит договор купли-продажи, в случае предоставления земельного участка в собственность за плату (
статья 39.1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Порядок предоставления в собственность за плату земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлен
статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанный порядок предусматривает подачу заявления о предоставлении земельного участка, содержащего исчерпывающий перечень сведений, необходимых для его рассмотрения, а также перечень прилагаемых к нему документов.
Согласно
пункту 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных
статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:
1) осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;
2) принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;
3) принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных
статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, и направляет принятое решение заявителю.
Суды правомерно отметили, что в таком решении должны быть указаны все основания отказа.
Проекты договоров и решения, указанные в
подпунктах 1 и
2 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, выдаются заявителю или направляются ему по адресу, содержащемуся в его заявлении о предоставлении земельного участка (
пункт 6 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу
пункта 7 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, проекты договоров, направленные заявителю, должны быть им подписаны и представлены в уполномоченный орган не позднее чем в течение тридцати дней со дня получения заявителем проектов указанных договоров.
Статья 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Суды правомерно указали, что согласно
пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации, предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с
пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Как разъяснено в
пункте 13 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно
пункту 2 статьи 35 Земельного кодекса Российской Федерации предельные размеры площади части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяются в соответствии с
пунктом 3 статьи 33 Земельного кодекса Российской Федерации исходя из утвержденных в установленном порядке норм отвода земель для конкретных видов деятельности или правил землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документации.
Подпунктом 3 пункта 7.5 Методических рекомендаций по проведению землеустройства при образовании новых и упорядочении существующих объектов землеустройства, утвержденных Росземкадастром 17.02.2003, предусмотрено, что в общую площадь земельного участка под объектами недвижимости включается площадь, непосредственно занятая этими объектами, и площадь прилегающей территории, необходима для обеспечения функционирования (обслуживания, эксплуатаций конкретного объекта недвижимости в соответствии с установленными нормами.
Площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
При этом, суды отметили, что необходимость той или иной площади земельного участка для использования находящегося на нем строения определяется не экономическими интересами собственника недвижимого имущества, не характером осуществляемой им деятельности, а утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Часть 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
С целью установления площади земельного участка, необходимого для эксплуатации объектов недвижимости, определением суда первой инстанции от 26.07.2022 по делу назначалась землеустроительная экспертиза. Проведение экспертизы поручено эксперту ООО "Геомикс" (Московская область, г. Ступино, ул. Калинина, д. 1а, офис 208, ОГРН 1085045002470) Пушкину А.С.
На разрешение эксперта поставлены следующие вопросы:
1. Какие здания, строения, сооружения расположены на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040272:21 по адресу: Московская область, г. Ступино? Указать правообладателей всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040272:21.
2. Соответствует ли фактическое использование указанных объектов виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21, расположенного по адресу: Московская область, г. Ступино?
3. Какая площадь земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 необходима для обслуживания и эксплуатации принадлежащих обществу на праве собственности зданий, строений, сооружений?
Согласно заключению экспертизы ООО "Геомикс", в границах обследованного земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 на момент экспертного обследования расположены следующие здания, строения и сооружения:
1. Здание персонала (операторная), назначение: нежилое здание, правообладатель: общество, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность от 08.09.2021 N 50:33:0040272:342-50/152/2021-1 (выписка из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2022 N 99/2022/488614599).
2. Подземные резервуары для хранения топлива (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
3. Навес для топливо-раздаточных колонок - сооружение, назначение: 1.2 сооружения топливной промышленности; наименование: навес; правообладатель: общество, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность от 09.09.2021 N 50:33:0040272:343-50/152/2021-1.
4. Площадка для автоцистерны (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
5. Очистные сооружения для ливневых стоков подземные (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
6. Резервуар аварийный (подземный) (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
7. Резервуар пожарный (подземный) (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
8. Магазин, назначение: нежилое здание; наименование: магазин; правообладатель: общество, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность от 09.09.2021 N 50:33:0040272:340-50/152/2021-1.
9. Технопост на 3 машины, назначение: нежилое здание; наименование: технопост на три машины; правообладатель: общество, вид, номер и дата государственной регистрации права: собственность от 09.09.2021 N 50:33:0040272:341-50/152/2021-1.
10. Колонки для заправки дизельным топливом (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
11. Водозаборный шахтный колодец (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
12. Септик (право собственности не подлежит регистрации, так как объект не является
ОКС).
13. Противопожарный пруд (
Нормы пожарной безопасности НПБ 111-98* "Автозаправочные станции. Требования пожарной безопасности", утвержденные приказом ГУГПС МВД России от 23.03.1998 N 25 (в редакции от 23.05.2002)).
Поскольку "Многотопливный автозаправочный комплекс (МАЗК)", расположенный на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040272:21, согласно разрешению на строительство от 24.02.2016 N RU50-31-4186-2016 (после внесения в него изменений), является единым имущественным комплексом, все объекты, расположенные в границах данного земельного участка (в том числе те, которые не являются
ОКС), входят в состав этого единого имущественного комплекса, проектировались и строились обществом и принадлежат обществу.
По результатам обследования создан план всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040272:21.
Общая площадь застройки на момент экспертного обследования определялась для наземных зданий и сооружений по фактическому расположению (по контурам внешних стен), для подземных сооружений - по проектным данным, для противопожарного пруда по зеркалу воды.
Площади застройки для зданий, сооружений, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040272:21 составляют:
1. Здание персонала (операторная) S = 241 кв. м.
2. Подземные резервуары для хранения топлива (в том числе резервуар аварийный) S = 110 кв. м.
3. Навес для топливо-раздаточных колонок S = 178 кв. м.
4. Площадка для автоцистерны S = 90 кв. м.
5. Очистные сооружения для ливневых стоков подземные S = 26 кв. м.
6. Резервуар пожарный (подземный) S = 54 кв. м.
7. Магазин S = 147 кв. м.
8. Технопост на 3 машины S = 162 кв. м.
9. Колонки для заправки дизельным топливом S = 12 кв. м.
10. Противопожарный пруд S = 369 кв. м. Общая площадь застройки на момент экспертного обследования S общ. = 90 + 110 + 178 + 147 + 12 + 54 + 241 + 26 + 162 + 369 = 1.389 кв. м, что составляет 15,4% от площади земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21, равной 9.000 кв. м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 22.08.2022 N 99/2022/488612735, разрешенное использование для земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 - для размещения многотопливного автозаправочного комплекса (код 3320333008) на автодороге "Ступино-Городище-Озеры".
Постановлением администрации от 03.11.2021 N 3016-п утверждены
Правила землепользования и застройки территории (части территории) городского округа Ступино Московской области, определяющие предельные размеры земельных участков, согласно видам разрешенного использования, утвержденным приказом Росреестра от 10.11.2020 N П/0412 "Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков".
Согласно сведениям ГИС "Региональная географическая информационная система", земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040272:21 расположен в зоне Т (зона транспортной инфраструктуры) со следующими основными и вспомогательными видами использования земельных участков: зона транспортной инфраструктуры Т установлена для размещения объектов транспортной инфраструктуры, в том числе различного рода путей сообщения и сооружений, используемых для перевозки людей или грузов либо передачи веществ, а также для установления санитарно-защитных зон таких объектов в соответствии с требованиями технических регламентов.
Вспомогательные виды разрешенного использования: 1 - коммунальное обслуживание - 3.12, связь - 6.8.3, обеспечение внутреннего правопорядка - 8.3.
Предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства применительно к вспомогательным видам разрешенного использования устанавливаются идентичными с соответствующими предельными (минимальными и (или) максимальными) размерами земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных для основных видов разрешенного использования и условно разрешенных видов использования, дополнительно к которым и совместно с которыми установлены вспомогательные виды разрешенного использования.
В 2014 году ООО "ПроектСервис" разработан проект многотопливного автозаправочного комплекса (МАЗК) по адресу: Московская область, г. Ступино, автодорога "Ступино - Городище - Озеры".
Проект разработан в соответствии с государственными нормами, правилами, стандартами, исходными данными, а также техническими условиями и требованиями, выданными органами государственного надзора и заинтересованными организациями при согласовании места размещения объекта.
Все объекты капитального строительства, расположенные в границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21, спроектированы с учетом вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 и необходимы для нормального функционирования многотопливного автозаправочного комплекса.
Согласно разрешению на строительство от 24.02.2016 N RU50-31-4186-2016 (после внесения в него изменений) в перечень объектов капитального строительства, входящих в состав имущественного комплекса, на которые выдано данное разрешение, входят здание персонала (операторная), магазин, технопост на 3 машины, навес.
По результатам обследования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 в рамках проведения судебной экспертизы экспертом установлено, что на момент проведения судебной экспертизы фактическое использование всех вышеперечисленных объектов капитального строительства, расположенных в границах земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21, соответствует виду разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21.
Земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040272:21, расположенный по адресу: Московская область, г. Ступино, изначально, предоставлен в аренду обществу для размещения многотопливного автозаправочного комплекса (постановление Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 30.04.2013 N 1859-п, постановление Администрации Ступинского муниципального района Московской области от 04.07.2016 N 3315-п).
Согласно ПЗУ проекта "Строительство МАЗК на 500 заправок в сутки по адресу: Московская область, г. Ступино, а/дорога "Ступино - Городище - Озеры" (правая сторона)", выполненного ООО "ПроектСервис", многотопливный автозаправочный комплекс на земельном участке с кадастровым номером 50:33:0040272:21, расположенном по адресу: Московская область, г. Ступино, проектировался как единый имущественный комплекс, включающий как объекты капитального строительства, так и другие сооружения и оборудование, обеспечивающие взрывную, взрывопожарную и пожарную безопасность при эксплуатации, а также необходимые для осуществления технологических операций по приему, хранению и заправке транспортных средств.
В пункте 8 "Технико-экономические показатели" ПЗУ проекта "Строительство МАЗК на 500 заправок в сутки по адресу: Московская область, г. Ступино, а/дорога "Ступино - Городище - Озеры" (правая сторона)" указана площадь земельного участка = 0,9 га.
В разрешении на строительство от 24.02.2016 N RU50-31-4186-2016 (после внесения в него изменений) прописана площадь земельного участка для размещения перечисленных в разрешении объектов капитального строительства, равная 9.000 кв. м.
Согласно
приказу МЧС России от 05.05.2014 N 221 "Об утверждении свода правил "Станции автомобильные заправочные. Требования пожарной безопасности" (далее - Приказ N 221), на территории многотопливных АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого моторного топлива допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств.
Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы; для сервисного обслуживания транспортных средств - посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
Согласно
пункту 3.40 Приказа N 221, технологическая система АЗС определена как "Комплекс оборудования, специально сконструированный, смонтированный и используемый для приема, хранения и выдачи топлива на АЗС".
С учетом территориальной зоны, в которой расположен обследуемый земельный участок, для вида разрешенного использования 4.9.1.1 (заправка транспортных средств) предельный минимальный размер земельного участка должен составлять 1.000 кв. м, предельный максимальный размер земельного участка должен составлять 20.000 кв. м.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040272:21, площадь которого по сведениям ЕГРН равна 9.000 кв. м, соответствует этим требованиям. Максимальный процент застройки для вида разрешенного использования 4.9.1.1 (заправка транспортных средств) составляет 75%.
По результатам экспертного обследования процент застройки земельного участка с кадастровым номером 50:33:0040272:21 составляет 15,4% от его площади, что также соответствует требованиям территориальной зоны, в которой расположен обследованный земельный участок.
С учетом всего вышеизложенного эксперт пришел к выводу о том, что данный земельный участок с кадастровым номером 50:33:0040272:21, расположенный по адресу: Московская область, г. Ступино, в его номинальной площади 9.000 кв. м сформирован с учетом назначения зданий, строений, сооружений, является соразмерным, необходимым и достаточным для обслуживания и нормальной эксплуатации (использования) по назначению объектов недвижимости (зданий, строений, сооружений), расположенных в его границах и принадлежащих обществу.
Указанное экспертное заключение в силу положений
части 1 статьи 64,
статей 67 и
68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно признано судами надлежащим доказательством и оценено в совокупности с иными доказательствами.
Суды первой и апелляционной инстанций, оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, заключение экспертизы, проведенной в рамках рассмотрения спора, пришли к обоснованному выводу о наличии условий для предоставления испрашиваемого участка в собственность.
Доказательств обратного судам не представлено, судами данные обстоятельства также не установлены.
Таким образом, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных обществом требований.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций законными и обоснованными, сделанными при правильном применении норм материального и процессуального права, с установлением всех обстоятельств по делу, имеющих существенное значение для правильного разрешения спора по существу.
Доводы кассационной жалобы о нарушении судами норм материального права судебной коллегией суда кассационной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании этих норм.
Указанные в кассационной жалобе доводы были предметом рассмотрения и оценки судов при принятии обжалуемых актов. Каких-либо новых доводов кассационная жалоба не содержит, а приведенные в жалобе доводы не опровергают правильности принятых по делу судебных актов.
Доводы кассационной жалобы сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, что в силу положений
статьи 286 и
части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Нарушений судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, могущих повлиять на правильность принятых судами судебных актов либо влекущих безусловную отмену последних, судом кассационной инстанции не выявлено.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных
статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для изменения или отмены обжалуемых в кассационном порядке судебных актов, по делу не имеется.
Руководствуясь
статьями 284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Московской области от 19 декабря 2022 года и
постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 16 марта 2023 года по делу N А41-13747/22 оставить без изменения, кассационную жалобу КУИ г.о. Ступино - без удовлетворения.
Председательствующий судья
В.В.КУЗНЕЦОВ
Судьи
Ю.С.ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ
Е.Е.ШЕВЧЕНКО