Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2023 N Ф05-5131/2023 по делу N А40-102838/2022
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением в действиях заказчика при проведении закупки у единственного поставщика установлено нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона контрактной системе.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ряд государственных контрактов заключен заказчиком, минуя проведение конкурентных процедур, в целях обеспечения оказания экстренных медицинских услуг, которые не могут быть оказаны ведомственными медицинскими учреждениями заказчика.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.05.2023 N Ф05-5131/2023 по делу N А40-102838/2022
Требование: О признании незаконным решения антимонопольного органа.
Обстоятельства: Оспариваемым решением в действиях заказчика при проведении закупки у единственного поставщика установлено нарушение требований п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона контрактной системе.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку ряд государственных контрактов заключен заказчиком, минуя проведение конкурентных процедур, в целях обеспечения оказания экстренных медицинских услуг, которые не могут быть оказаны ведомственными медицинскими учреждениями заказчика.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 мая 2023 г. по делу N А40-102838/2022
Резолютивная часть постановления объявлена 27.04.2023
Полный текст постановления изготовлен 04.05.2023
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Петропавловской Ю.С.,
судей: Ананьиной Е.А., Шевченко Е.Е.,
при участии в заседании:
от Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве: Попов М.И. по доверенности от 13.02.2023, паспорту;
от Московского УФАС России: Полькин Н.М. по доверенности от 26.12.2022, паспорту;
рассмотрев 27.04.2023 в судебном заседании кассационную жалобу Московского УФАС России
на решение от 31 августа 2022 года Арбитражного суда города Москвы
на
постановление от 19 декабря 2022 года Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-102838/2022
по заявлению Главного управления министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по г. Москве
к Московскому УФАС России
об оспаривании решения,
установил:
главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве (далее - заказчик, управление) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением об оспаривании решения Московского УФАС России (далее - антимонопольный орган) по делу N 077/06/17-6269/2022 от 25.04.2022.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2022 года, оставленным без изменения
постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2022 года, требования удовлетворены.
В кассационной жалобе антимонопольный орган просит отменить данные судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам.
До рассмотрения кассационной жалобы по существу определением Арбитражного суда Московского округа от 25 апреля 2022 года произведена замена судьи Кузнецова В.В. на судью Шевченко Е.Е.
В судебном заседании представитель антимонопольного органа поддержал требования кассационной жалобы, представитель управления возражал против удовлетворения кассационной жалобы по основаниям, изложенным в возражениях (приобщены к материалам дела).
Обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, проверив в порядке
статей 284,
286,
287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов в указанных судебных актах фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, кассационная инстанция пришла к выводу, что обжалуемые решение и
постановление подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Как установили арбитражные суды, 25.04.2022 Комиссией по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве проведена внеплановая проверка на предмет нарушений, допущенных государственным заказчиком - Главным управлением МЧС России по г. Москве (далее - заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на оказание медицинских услуг военнослужащим, сотрудникам федеральной противопожарной службы МЧС России.
По результатам проверки вынесено решение от 25.04.2022 по делу N 077/06/17-6269/2022, согласно которому комиссия Московского УФАС признало в действиях заказчика нарушение требований
пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился с заявлением о признании его незаконным в Арбитражный суд г. Москвы.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из следующего.
Согласно
части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с
частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В силу
п. 6 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае если работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо подведомственными ему государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно
п. 1,
2 ст. 10 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обслуживание сотрудника осуществляется в иных организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
В силу
ч. 1 ст. 1 указанного закона его действие распространяется, в том числе, на сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы.
Согласно
п. п. 1,
3 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются организацией оказания медицинской помощи по принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения; возможностью выбора медицинской организации и врача в соответствии с указанным
законом.
Нормы
части 8 статьи 21,
статьи 25 Закона N 323-ФЗ, Федерального
закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не содержат положений, исключающих применение законодательства о контрактной системе.
При этом в случае оказания медицинской помощи в неотложной или экстренной форме контракт может быть заключен с единственным исполнителем на основании
пункта 9 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Судами установлено, что управлением заключен ряд государственных контрактов, минуя проведение конкурентных процедур, в целях обеспечения оказания экстренных медицинских услуг сотрудникам Управления, которые не могут быть оказаны ведомственными медицинскими учреждениями Заказчика.
С учетом установленных обстоятельств в данном случае суды пришли к верному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Выводы судов основаны на обстоятельствах, установленных в результате оценки доказательств и на правильном применении норм материального и процессуального права с учетом таких обстоятельств.
Оснований, предусмотренных
статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 176,
284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31 августа 2022 года и
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 19 декабря 2022 года по делу N А40-102838/2022 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий судья
Ю.С.ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ
Судьи
Е.А.АНАНЬИНА
Е.Е.ШЕВЧЕНКО