Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2001 N Ф04/1181-316/А27-2001 по делу N А27-8543/2000-5
Дело по иску о возврате из бюджета излишне уплаченных отчислений на содержание пожарной охраны передано на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал обстоятельства, связанные с фактическим поступлением этих платежей в бюджет с нарушением срока их возврата, а также не обосновал свой вывод о том, что эти обязательные отчисления являются налогом.


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.04.2001 N Ф04/1181-316/А27-2001 по делу N А27-8543/2000-5
Дело по иску о возврате из бюджета излишне уплаченных отчислений на содержание пожарной охраны передано на новое рассмотрение, поскольку суд не исследовал обстоятельства, связанные с фактическим поступлением этих платежей в бюджет с нарушением срока их возврата, а также не обосновал свой вывод о том, что эти обязательные отчисления являются налогом.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 27 апреля 2001 года
Дело N Ф04/1181-316/А27-2001
(извлечение)
Арбитражный суд, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области от 13.03.2001 N 16-11-17/177 на решение от 25.12.2000, постановление апелляционной инстанции от 22.02.2001 по делу N А27-8543/2000-5 Арбитражного суда Кемеровской области по иску открытого акционерного общества акционерный коммерческий банк "Кузбассугольбанк" (далее - ОАО АКБ "Кузбассугольбанк") к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области, финансовому управлению администрации г. Кемерово о возврате излишне уплаченных платежей и взыскании процентов за нарушение срока возврата платежей,
УСТАНОВИЛ:
ОАО АКБ "Кузбассугольбанк" г. Кемерово обратилось с иском к Управлению Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области, финансовому управлению администрации г. Кемерово о возврате из бюджета г. Кемерово 339971 руб. 55 коп., излишне уплаченных в качестве налога на содержание пожарной охраны за 1999 год и первый квартал 2000 года и о взыскании 528 руб. 84 коп. процентов за просрочку возврата указанной суммы.
В обоснование заявленного требования истец ссылается на то, что отказ Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области (письмо от 25.09.2000 N 16-21-08/163-6340) о возврате 339971 руб. 55 коп., перечисленных в финансовое управление администрации г. Кемерово в 1999 году и в первом квартале 2000 года на содержание пожарной охраны, со ссылкой на наличие неотмененного и не признанного незаконным судом постановления администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100 "Об утверждении временного Положения "О порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово", противоречит статьям 2, 7 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации".
В соответствии с названными нормами Федерального закона, налоги и сборы, не установленные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются и с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации с 01.01.99, положения статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", предписывающие органам местного самоуправления устанавливать обязательный платеж в размере 0,5 процентов от общей сметной стоимости работ для выполнения возложенных на пожарную охрану задач, и названное постановление администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100 утратили силу и, следовательно, отсутствовали правовые основания для отчислений в 1999 году и в первом квартале 2000 года.
Таким образом, отказ в возврате из бюджета г. Кемерово отчислений в указанном периоде, являющихся по существу налогом, противоречит названным нормам.
За нарушение месячного срока возврата отчислений в сумме 339971 руб. 55 коп. в соответствии со статьей 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации на невозвращенную сумму отчислений подлежат уплате проценты, начисляемые со дня истечения месячного срока для возврата, - 11.10.2000, составившие сумму - 528 руб. 84 коп.
В связи с чем иск о возврате из бюджета г. Кемерово отчислений, произведенных на основании недействующих положений закона, недействующего правового акта органа местного самоуправления, и о взыскании процентов за просрочку возврата отчислений подлежит удовлетворению.
Решением от 25.12.2000 Арбитражный суд Кемеровской области иск удовлетворил.
Обязал Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области произвести возврат из бюджета ОАО АКБ "Кузбассугольбанк" 339971 руб. излишне уплаченных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово с начислением процентов в сумме 528 руб. 84 коп.
По требованию к финансовому управлению администрации г. Кемерово производство по делу прекращено.
Постановлением апелляционной инстанции от 22.02.2001 этого же суда решение оставлено без изменения, с уточнением резолютивной части решения в части возврата отчислений из местного бюджета.
Судебные акты мотивированы тем, что на основании статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" администрацией г. Кемерово постановлением от 17.04.95 N 100 утверждено временное Положение "О порядке исчисления и уплаты в бюджет г. Кемерово обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны", в соответствии с которым для выполнения возложенных на пожарную охрану задач установлены обязательные отчисления.
Обязательные отчисления по своей правовой природе являются налогом.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 31.07.98 N 147-ФЗ "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", налоги и сборы, не установленные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации от 27.12.91 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", не взимаются.
Названным Законом не предусмотрены обязательные отчисления для выполнения возложенных на пожарную охрану задач. Следовательно, положения статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановление администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100, устанавливающие такие отчисления, утратили силу с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации и отсутствуют основания о необходимости признания в судебном порядке незаконным постановления администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100.
Таким образом, на основании статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные отчисления подлежат возврату истцу налоговым органом из местного бюджета, с взысканием процентов за каждый день просрочки возврата.
Поскольку финансовое управление администрации г. Кемерово не является юридическим лицом, производство по делу в части требований к финансовому управлению подлежит прекращению.
В кассационной жалобе Управление Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области просит отменить решение в связи с неправильным применением судом норм материального права и неправильным выводом о том, что положения статьи 10 Федерального закона от 21.12.94 N 69 "О пожарной безопасности" и постановление администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100 об обязательных отчислениях на пожарную охрану утратили силу и отсутствуют основания для признания в судебном порядке незаконным постановления администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал жалобу.
Представитель истца в судебном заседании представил отзыв на жалобу и полагает правомерными выводы суда об отсутствии оснований для исполнения истцом обязанности по отчислениям в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. Судом дана оценка материалам дела и обоснованно удовлетворен иск, поэтому оснований для отмены судебных актов не имеется.
Рассмотрев жалобу и отзыв на жалобу, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Кемеровской области по следующим основаниям.
Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Кемеровской области письмом от 25.09.2000 N 16-21-08/136-6340 отказано ОАО АКБ "Кузбассугольбанк" в возврате из бюджета излишне уплаченных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово в связи с тем, что постановление администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100 "Об утверждении временного Положения "О порядке исчислений и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово" не отменено, не признано судом незаконным и действует.
Удовлетворяя иск ОАО АКБ "Кузбассугольбанк" о возврате из бюджета г. Кемерово 339971 руб. 55 коп. излишне уплаченных в качестве налога на содержание пожарной охраны за 1999 год и первый квартал 2000 года и о взыскании 528 руб. 84 коп. процентов за просрочку возврата суммы, оставляя решение без изменения, судебные инстанции исходили из того, что установленные администрацией г. Кемерово обязательные отчисления в размере 0,5 процентов от общей сметной стоимости работ, связанных со строительством, капитальным ремонтом, реконструкцией, по своей природе являются налогом. С введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации положение Федерального закона от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" и постановление администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100, устанавливающие обязательные отчисления, утратили силу и отсутствуют основания для признания в судебном порядке незаконным постановления администрации г. Кемерово от 17.04.95 N 100. В связи с чем на основании статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченные отчисления подлежат возврату истцу налоговым органом из местного бюджета, с начислением процентов.
Выводы судебных инстанций недостаточно обоснованные.
Положениями норм пунктов 1, 2, 9 статьи 78 части первой Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты на каждый день нарушения срока возврата.
Следовательно, разрешая спор о возврате из бюджета излишне уплаченного налога, арбитражный суд должен исследовать доказательства, подтверждающие фактическое поступление излишне уплаченной суммы налога в бюджет, исследовать обстоятельства, связанные с наличием недоимки по налогу либо иным налогам, с нарушением срока возврата излишне уплаченной суммы налога и с расчетом начисляемых процентов.
Приведенные обстоятельства имеют существенное значение для правильно разрешения спора.
Поскольку в нарушение статьи 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данным обстоятельствам судебными инстанциями не дана всесторонняя, полная и объективная оценка, судебные акты нельзя признать достаточно обоснованными и постановленными на правильном применении приведенной нормы материального права.
Федеральным законом от 21.12.94 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что финансовое обеспечение в области пожарной безопасности планируется и осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их компетенции целевым назначением с указанием отдельной строкой в соответствующих бюджетах (абзац 1 статьи 10).
Для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процентов от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов (абзац 7 статьи 10).
Федеральным законом органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями в области финансового обеспечения пожарной безопасности, путем установления обязательных отчислений.
Сделав вывод о том, что обязательные отчисления имеют все признаки налога и являются налогом и приведенные положения названного Федерального закона утратили силу в связи с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, судебные инстанции не указали конкретные признаки налога, установленные пунктом 1 статьи 8 части первой Налогового кодекса Российской Федерации, и не сделали вывод о цели обязательных отчислений, являющейся одним из важных признаков отчислений и налогов, и, следовательно, не указали, к какому виду налога относятся обязательные отчисления - федеральным налогам, налогам субъектов Российской Федерации, местным налогам.
Прекращая производство по делу в отношении финансового управления администрации г. Кемерово, судебные инстанции не сделали вывод о том, затрагивает ли данный предмет спора интересы администрации г. Кемерово, которая названным Федеральным законом наделена полномочиями на установление обязательных платежей.
Приведенные обстоятельства имеют существенное значение для правильного применения норм материального права и разрешения спора.
Таким образом, судебные акты нельзя признать достаточно обоснованными, постановленными на правильном применении норм материального права.
В связи с чем в силу пункта 3 статьи 175, частей 1 и 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в арбитражный суд.
На новом рассмотрении дела арбитражному суду необходимо: исследовать обстоятельства, связанные с фактическим поступлением в бюджет сумм обязательных отчислений, с наличием недоимки по налогам, с нарушением срока возврата излишне уплаченных сумм обязательных отчислений, с расчетом начисленных процентов, с признаками налога и обязательными отчислениями, на основании которых судебными инстанциями отчисления отнесены к налогу; исследовать вопрос о привлечении к участию в деле администрации г. Кемерово; в зависимости от рассмотрения дела, распределить судебные расходы, понесенные с уплатой государственной пошлины при подаче иска, и решить вопрос по государственной пошлине, не уплаченной при подаче апелляционной и кассационной жалоб.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 175, частями 1 и 2 статьи 176, статьей 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.12.2000, постановление апелляционной инстанции от 22.02.2001 по делу N А27-8543/2000-5 Арбитражного суда Кемеровской области отменить.
Дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию этого же арбитражного суда.
Определение от 24.04.2001 о приостановлении исполнения судебных актов отменить.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и обжалованию не подлежит.