Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2012 по делу N А70-5782/2011
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере пожарной безопасности в части.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено наличие в коридорах административного здания дверей, открывающихся в одну сторону. Обществу предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку обществом не демонтированы непроектные перегородки, препятствующие естественному освещению и ухудшающие условия для безопасной эвакуации людей в случае пожара.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.05.2012 по делу N А70-5782/2011
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа в сфере пожарной безопасности в части.
Обстоятельства: В ходе проверки установлено наличие в коридорах административного здания дверей, открывающихся в одну сторону. Обществу предписано устранить нарушения требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано в части, поскольку обществом не демонтированы непроектные перегородки, препятствующие естественному освещению и ухудшающие условия для безопасной эвакуации людей в случае пожара.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 мая 2012 г. по делу N А70-5782/2011
Резолютивная часть постановления объявлена 10 мая 2012 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 мая 2012 года
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новоселова В.И.
судей Ильина В.И., Отческой Т.И.
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Тюменьмежрайгаз" на решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области (судья Тихомиров В.В.) и постановление от 07.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Золотова Л.А., Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А.) по делу N А70-5782/2011 по заявлению открытого акционерного общества "Тюменьмежрайгаз" (625013, г. Тюмень, ул. Энергетиков, 163, ИНН 7203058440, ОГРН 1027200785677) к Отделу надзорной деятельности N 11 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (624014, г. Тюмень, ул. Чекистов, 33, ОГРН 1037200566083, ИНН 7203006762) об оспаривании предписания N 193/1/158 в части пунктов 6, 7, 8, 11, 22.
В заседании приняли участие представители сторон: от Отдела надзорной деятельности N 11 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области - Рогальская Н.А по доверенности от 12.01.2012.
от открытого акционерного общества "Тюменьмежрайгаз" - Варлаков В.А. по доверенности от 10.01.2012 N 10/12.
Суд
установил:
открытое акционерное общество "Тюменьмежрайгаз" (далее - ОАО "Тюменьмежрайгаз", Общество, заявитель) обратилось в суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности N 11 Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Тюменской области (далее - Отдел) о признании недействительным предписания от 15.04.2011 N 193/1/158 в части пунктов 6, 7, 8, 11, 22.
Решением от 10.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области требования заявителя были удовлетворены частично. Оспариваемое предписание признано недействительным в части пунктов 6, 7, 11 предписания.
Постановлением от 07.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции от 10.10.2011 оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права, несоответствие выводов фактических обстоятельств дела, просит отменить принятые по делу судебные акты в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 22 оспариваемого предписания, принять в названной части новый судебный акт об удовлетворении требований Общества в части признания недействительным пункта 22 предписания.
По мнению заявителя жалобы, установленные в коридорах административного здания двери не являются вращающимися, раздвижными и подъемно-опускными, турникетами, поэтому отсутствует ухудшение условий безопасной эвакуации людей. Данные двери не ограничивают доступ к первичным средствам пожаротушения (огнетушители, противопожарные краны) установленным в поэтажных коридорах, а также не уменьшают зону действия автоматических установок пожарной сигнализации и системы оповещения людей о пожаре, т.к. пожарные извещатели установленные в поэтажных коридорах расположены по обе стороны от этих дверей.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, указывая о том, что Обществу выдано в настоящее время новое предписание.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на данную жалобу.
Руководствуясь
статьями 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции, проверив правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, проанализировал доводы сторон, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на жалобу, пришел к выводу, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной в период с 17.03.2011 по 07.04.2011 Отделом проверки сделан вывод о нарушении Обществом требований пожарной безопасности в помещениях, расположенных по адресам: г. Тюмень ул. Энергетиков, 163, 165.
В отношении Общества вынесено предписание от 15.04.2011 N 193/1/158 об устранении выявленных нарушений, которые изложены в пунктах 6, 7, 8, 11, 22 вышеуказанного предписания.
Не согласившись с вышеуказанными пунктами предписания Отдела, Общество обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд о признании недействительным предписания от 15.04.2011 N 193/1/158 в части видов нарушений по порядковым номерам предписания: 6, 7, 8, 11, 22.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая Обществу в удовлетворении заявленных требований в части признания незаконными пунктов 8, 22 оспариваемого предписания, пришли к выводу о доказанности Отделом факта нарушения Обществом требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нормативные документы по пожарной безопасности представляют собой технические регламенты и стандарты, а также действующие до вступления в силу технических регламентов и вновь разрабатываемые нормы пожарной безопасности, правила пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие соответственно обязательные и рекомендательные требования пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности предусмотрено, что предприятия обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности.
В
статье 20 Закона о пожарной безопасности установлено, что нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти соответствующих нормативных правовых актов по пожарной безопасности, а также установление уполномоченными государственными органами в нормативных документах обязательных для исполнения требований пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Исходя из указанных норм при проверке законности оспариваемого предписания в оспариваемой части, суды обоснованно руководствовались
пунктом 53 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденными приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, согласно которому при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе устраивать на путях эвакуации пороги (за исключением порогов в дверных проемах), раздвижные и подъемно-опускные двери и ворота, вращающиеся двери и турникеты, а также другие устройства, препятствующие свободной эвакуации людей.
Исследовав материалы дела, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о доказанности Отделом факта нарушения ОАО "Тюменьмежрайгаз" требований пожарной безопасности, указанных в пункте 22 предписании от 15.04.2011 N 193/1/158, который оспаривается Обществом.
Из материалов дела усматривается, что пунктом 22 оспариваемого предписания установлено, что Обществом не демонтированы непроектные перегородки, препятствующие естественному освещению и ухудшающие условия для безопасной эвакуации людей в случае пожара.
Согласно
пункта 40 ППБ 01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается: производить изменения объемно-планировочных решений, в результате которых ухудшаются условия безопасной эвакуации людей, ограничивается доступ к огнетушителям, пожарным кранам и другим средствам пожарной безопасности или уменьшается зона действия автоматических систем противопожарной защиты (автоматической пожарной сигнализации, стационарной автоматической установки пожаротушения, системы дымоудаления, системы оповещения и управления эвакуацией).
Судами установлено и следует из материалов дела, что коридоры в административных зданиях ОАО "Тюменьмежрайгаз" перегорожены дверями. Указанные двери открываются в одну сторону, то есть с одной стороны они открываются по направлению движения людей, а с другой - против направления движения людей.
Оценив указанные обстоятельства, суды пришли к обоснованному выводу о том, что требование Отдела, изложенное в пункте 22 предписания о демонтаже вышеуказанных перегородок в виде дверей является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемых Обществом судебных актов обжалуемой части (пункт 22 предписания).
У суда кассационной инстанции отсутствуют правовые основания для переоценки выводов судов первой и апелляционной инстанций в силу
статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных актов (
статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), судом кассационной инстанции не установлено.
постановил:
решение от 10.10.2011 Арбитражного суда Тюменской области и постановление от 07.02.2012 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А70-5782/2011в части отказа в признании недействительным и не соответствующим
Правилам пожарной безопасности в российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 пункта 22 предписания N 193/1/158 от 15.04.2011, принятого в отношении открытого акционерного общества "Тюменьмежрайгаз", оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
В.И.НОВОСЕЛОВ
Судьи
В.И.ИЛЬИН
Т.И.ОТЧЕСКАЯ