Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2005 N Ф04-4871/2005(13485-А27-37)
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что неправильное отражение в бухгалтерском учете одной и той же хозяйственной операции применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 03.08.2005 N Ф04-4871/2005(13485-А27-37)
Арбитражный суд пришел к правильному выводу о том, что неправильное отражение в бухгалтерском учете одной и той же хозяйственной операции применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
от 3 августа 2005 года | Дело N Ф04-4871/2005(13485-А27-37) |
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Кемерово на решение от 25.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области и постановление апелляционной инстанции от 29.03.2005 по делу N А27-19471/04-6 по заявлению Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово к закрытому акционерному обществу "Регион-Система" о взыскании налоговых санкций,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по городу Кемерово (далее - налоговый орган) обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к закрытому акционерному обществу "Регион-Система" (далее - ЗАО "Регион-Система") о взыскании штрафных санкций в сумме 25079 руб.
Заявленные требования мотивированы тем, что должником нарушено налоговое законодательство и в добровольном порядке сумма штрафных санкций в бюджет не уплачена.
Решением от 25.11.2004 Арбитражного суда Кемеровской области требования налогового органа удовлетворены частично. Взыскан с закрытого акционерного общества "Регион-Система" штраф в сумме 10043 руб. в доход бюджета. В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением апелляционной инстанции от 29.03.2005 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Суд апелляционной инстанции, в соответствии со
статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произвел процессуальную замену Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кемерово ее правопреемником - Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Кемерово, в связи с реорганизацией налогового органа.
В кассационной жалобе налоговый орган, ссылаясь на неправильное применение судебными инстанциями норм материального права, просит состоявшиеся по делу решение и постановление апелляционной инстанции отменить в части освобождения от уплаты штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, за неполную уплату обязательных отчислений на содержание пожарной территориальной охраны в сумме 181 руб.; пунктом 2
статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации за грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета в виде штрафа в сумме 15000 руб., и принять новый судебный акт - о взыскании с налогоплательщика дополнительно штрафа в сумме 15036 руб. по основаниям, изложенным в кассационной жалобе.
По мнению подателя кассационной жалобы, судом не учтено то обстоятельство, что обязательные отчисления на содержание территориальной пожарной охраны введены на территории города Кемерово в соответствии с Федеральным
законом "О пожарной безопасности", то есть в период возникновения спорных правоотношений, сохранял свое действие в 2001 г.
Суд кассационной инстанции, в соответствии со
статьями 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации изучив материалы дела, проанализировав доводы жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Из материалов дела следует, что налоговым органом проведена выездная налоговая проверка ЗАО "Регион-Система" по вопросам правильности исчисления и уплаты в бюджет сумм налоговых и обязательных платежей, в том числе налога на прибыль, налогов, поступающих в дорожные фонды, обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны г. Кемерово за период с 01.01.2001 по 31.12.2002.
По результатам проверки принято решение N 104 от 25.03.2004 о привлечении налогоплательщика к ответственности по пункту 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в размере 9777 руб. за неполную уплату налога на прибыль, 266 руб. за неполную уплату налога на пользователей автомобильных дорог, 36 руб. за неполную уплату обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны. Также налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 2
статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации в виде взыскания штрафа в сумме 15000 руб. за грубое нарушение правил учета расходов и объектов налогообложения, выразившееся в систематическом (два раза и более в течение календарного года) неправильном отражении на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций по налогу на добавленную стоимость.
Требование об уплате налоговой санкции налогоплательщик в добровольном порядке не исполнил, в связи с чем налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением об их взыскании.
Суд первой и апелляционной инстанций, указав на обоснованность предъявления требований о взыскании с налогоплательщика сумм штрафных санкций по пункту 1
статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации за неполную уплату налога на прибыль и налога на пользователей автомобильных дорог, заявленные требования в указанной части удовлетворил.
Во взыскании штрафа за неполную уплату обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны отказано в связи с тем, что на момент принятия налоговым органом решения N 104 от 25.03.2004 нормативные акты, устанавливающие порядок исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны, не действовали.
Судом не усмотрено оснований для привлечения к ответственности по пункту 2
статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации.
Арбитражный суд кассационной инстанции, частично отменяя состоявшиеся судебные акты арбитражного суда, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
В соответствии со
статьей 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
На основании данной нормы постановлением Администрации города Кемерово от 17.04.1995 N 100 "Об утверждении Временного положения о порядке исчисления и уплаты обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны города Кемерово" (в редакции постановления N 388 от 19.12.1995) для предприятий и организаций установлены ежеквартальные обязательные отчисления на финансирование возложенных на пожарную охрану задач в доход городского бюджета в пределах определенной законом ставки.
Согласно
Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 239-О "Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Архангельского областного Собрания депутатов о проверке конституционности части седьмой статьи 10 Федерального закона "О пожарной безопасности" после вступления Федерального
закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" в силу (со дня опубликования в официальных изданиях) не подлежит применению норма части седьмой
статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", согласно которой для выполнения возложенных на пожарную охрану задач органами местного самоуправления устанавливаются обязательные отчисления в размере 0,5 процента от общей сметной стоимости работ по строительству, капитальному ремонту, реконструкции объектов, расширению, техническому переоснащению предприятий, зданий, сооружений и других объектов, за исключением работ, финансируемых за счет средств местных бюджетов.
То обстоятельство, что в названном Федеральном
законе она не указана среди утрачивающих силу норм, правового значения не имеет.
Однако, разъясняя данные положения, содержащиеся в
определении Конституционного Суда Российской Федерации от 13.11.2001 N 239-О, Конституционный Суд Российской Федерации своим
определением от 09.04.2002 N 82-О установил, что часть 7
статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" утрачивает силу с 01.01.2003, так как установленные ею отчисления являются одним из основных источников финансирования пожарной охраны на 2002 год и поступают в соответствующие бюджеты.
Следовательно, все правоотношения, связанные с уплатой на основании части 7
статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" обязательных отчислений на содержание пожарной охраны, утрачивают силу только с 01.01.2003.
Из вышеизложенного следует, что в период возникновения спорных правоотношений (2001 год) норма части 7
статьи 10 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не утратила силу, соответственно в 2001 - 2002 годах у ЗАО "Регион-Система" при наличии облагаемой базы сохранялась обязанность по исчислению и уплате в бюджет г. Кемерово 181 руб. обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны по ставке 0,5 процента от стоимости работ по строительству.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: текст документа соответствует оригиналу. | |
Таким образом, налоговая инспекция правомерно налогоплательщику уплате в бюджет обязательные отчисления на содержание территориальной пожарной охраны. Спора по размеру платежа, подлежащего уплате, между сторонами нет.
В соответствии с
пунктами 1,
2 статьи 120 Налогового кодекса Российской Федерации грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, влечет взыскание штрафа в размере 5000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода, влекут взыскание штрафа в размере 15000 рублей.
Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения для целей вышеуказанной
статьи понимается отсутствие первичных документов или отсутствие счетов-фактур, или регистров бухгалтерского учета, систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.
Кассационная инстанция считает, что, признавая начисление налоговых санкций в сумме 15000 руб. незаконным, суд правомерно исходил из того, что в действиях ответчика отсутствует нарушение правил учета доходов и расходов.
Налоговым органом не доказано, что указанные в решении нарушения совершены несколько раз в течение одного года, а также не указано, в чем именно выразилось неправильное отражение налогоплательщиком по счетам бухгалтерского учета хозяйственных операции.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что неправильное отражение в бухгалтерском учете одной и той же хозяйственной операции применительно к установленным фактическим обстоятельствам дела не является грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения.
В связи с тем, что арбитражным судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств установлены все фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, но при этом неправильно применена норма материального права, арбитражный суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новое решение - о частичном отказе в удовлетворении требований, заявленных ЗАО "Регион-Система".
В соответствии со
статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде кассационной инстанции в сумме 1000 рублей подлежат взысканию с ответчика по делу - ЗАО "Регион-Система".
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 2 части 1
статьи 287, пунктом 1 части 2
статьи 288,
статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 25.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по делу N А27-19471/04-6 в части отказа во взыскании штрафа в сумме 36 руб. за неполную уплату обязательных начислений на содержание территориальной пожарной охраны отменить. В этой части принять новое решение.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Регион-Система" в доход бюджета штрафные санкции в размере 36 руб. за неполную уплату обязательных отчислений на содержание территориальной пожарной охраны.
В остальной части решение от 25.11.2004 и постановление апелляционной инстанции от 29.03.2005 Арбитражного суда Кемеровской области по настоящему делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с закрытого акционерного общества "Регион-Система" в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1000 рублей.
Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать суду первой инстанции.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.