Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2008 N Ф04-5478/2008(12987-А03-43) по делу N А03-11804/07-2
Отсутствие необходимого финансирования на соблюдение правил пожарной безопасности не является основанием для признания незаконным решения уполномоченного органа в части привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 02.10.2008 N Ф04-5478/2008(12987-А03-43) по делу N А03-11804/07-2
Отсутствие необходимого финансирования на соблюдение правил пожарной безопасности не является основанием для признания незаконным решения уполномоченного органа в части привлечения лица к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 октября 2008 г. N Ф04-5478/2008(12987-А03-43)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в открытом судебном заседании без участия представителей сторон, кассационную жалобу администрации Железнодорожного района г. Барнаула на решение от 14.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11804/07-2 (07АП-2902/08) по заявлению администрации Железнодорожного района г. Барнаула к Отделению государственного пожарного надзора по Железнодорожному району г. Барнаула об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
администрация Железнодорожного района г. Барнаула (далее по тексту - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Алтайского края с заявлением к Отделению государственного пожарного надзора по Железнодорожному району г. Барнаула (далее по тексту - ОГПН по Железнодорожному району г. Барнаула) об оспаривании постановления о наложении административного взыскания в виде штрафа в размере 10 000 руб. за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), вынесенного главным государственным инспектором Железнодорожного района г. Барнаула по пожарному надзору.
Заявленные требования мотивированы тем, что должностным лицом административного органа не указано место совершения правонарушения.
Кроме того, заявитель указывает, что Администрация, как орган местного самоуправления, финансируется из бюджета и не вправе производить расходы, не предусмотренные сметой доходов и расходов, поэтому была направлена заявка на выделение денежных средств по устранению нарушений требований пожарной безопасности, которая оставлена без удовлетворения, поэтому отсутствовала реальная возможность выполнить требования правил пожарной безопасности, что свидетельствует об отсутствии вины Администрации в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Заявитель указывает также, что на момент проверки производились работы по устранению выявленных в ходе проверки нарушений правил пожарной безопасности, а именно - осуществление работ по монтажу охранной сигнализации.
Указывается также в заявлении о нарушении норм процессуального права в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Решением от 14.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края, оставленным без изменения постановлением от 09.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных Администрацией требований отказано.
В кассационной жалобе Администрация просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь при этом на те же доводы, изложенные в заявлении об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности, а также на неправомерность назначения наказания при отсутствии отягчающих обстоятельств и наличия обстоятельств, смягчающих наказание.
Отзыва на кассационную жалобу ОГПН по Железнодорожному району г. Барнаула до начала судебного заседания не представило.
Суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражными судами норм материального и процессуального права, исходя из доводов изложенных в кассационной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения.
Судом установлено и из материалов дела следует, что по поручению прокурора исполняющим обязанности Главного государственного инспектора ОГПН по Железнодорожному району г. Барнаула 26.09.2007 проведена проверка по соблюдению требований пожарной безопасности в помещениях Администрации, расположенных по адресу: г. Барнаул, пр. Красноармейский, 104, то есть непосредственно по месту нахождения данного органа местного самоуправления.
В результате вышеуказанной проверки был выявлены нарушения Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - ППБ 01-03), а именно:
1. отсутствуют противопожарные двери в помещениях архива (пункт 3 ППБ-01-03, пункт 1.55, пункт 1.82 СНиП 2.08.02-89 "Общественные здания");
2. на всех окнах кабинетов установлены глухие капитальные металлические решетки, что является нарушением пункта 40 ППБ-01-03;
3. не проведен замер на сопротивление электроизоляции электрической проводки (пункты 57, 60 ППБ-01-03, Правила эксплуатации электроустановок потребителей (пункт 26.1);
4. отсутствует речевое оповещение людей при пожаре (пункт 16 ППБ-01-03);
5. отсутствуют световые указатели "Эвакуационный (запасной) выход", "Дверь эвакуационного выхода" (пункт 61 ППБ 01-03);
6. на путях эвакуации всего коридора выполнена сгораемая отделка (пункт 53 ППБ-01-03);
7. не проводятся практические не реже одного раза в полугодие тренировки по планам эвакуации, инструкции по эвакуации (пункт 16 ПББ-01-03);
8. не все помещения оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (НПБ-110-03, таблица 1 пункт 7.2);
Кроме того, в ходе проверки выявлено, что в нарушение Правил пожарной безопасности (пункт 98 ППБ-01-03) Администрацией не заключен договор на обслуживание пожарной сигнализации, который был впоследствии исключен из числа нарушений правил пожарной безопасности в связи с наличием у Администрации вышеуказанного договора.
По материалам проверки 08.10.2007 прокурором Железнодорожного района г. Барнаула вынесено в отношении Администрации постановление N 0008516 о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, и материалы дела направлены в уполномоченный орган, рассматривающий данную категорию административных дел.
По материалам проверки главным государственным инспектором пожарного надзора Железнодорожного района г. Барнаула вынесено 08.11.2007 постановление N 473 о наложении административного взыскания на Администрацию по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 руб.
Полагая, что принятое постановление является незаконным, Администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд, отказывая в удовлетворении заявленных Администрацией требований, исходил из доказанности факта нарушения правил и норм пожарной безопасности в занимаемых заявителем помещениях.
Доводам Администрации об отсутствии необходимого финансирования на соблюдение правил пожарной безопасности, и, следовательно, и вины заявителя в нарушениях норм и правил пожарной безопасности, арбитражным судом первой и апелляционной инстанций дана правовая оценка.
Кроме того, арбитражным судом не установлено нарушений норм процессуальных требований при производстве по данному административному правонарушению.
Арбитражный суд кассационной инстанции считает выводы судебных инстанций законными и обоснованными, исходя из установленных обстоятельств и следующих норм права.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ.
Факт нарушения Администрацией требований пожарной безопасности установлен арбитражным судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем.
Процессуальных нарушений при привлечении Администрации к административной ответственности не установлено.
Законный представитель - глава администрации района присутствовал при вынесении прокурором Железнодорожного района г. Барнаула постановления от 08.10.2007 N 008516 о возбуждении дела об административном правонарушении, которому и были разъяснены права и обязанности, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, гарантирующие защиту прав и интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
В упомянутом постановлении указаны дата, адрес и место составления данного процессуального документа, указан также и адрес расположения Администрации, по которому проводилась проверка. С содержанием постановления прокурора глава администрации Железнодорожного района г. Барнаула ознакомился, о чем расписался и дал письменное объяснение.
Рассмотрение дела об административном правонарушении 08.11.2007 состоялось в отсутствии главы администрации района, который был надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрение дела об административном правонарушении, но не явился, направив на участие в рассмотрении дела в качестве представителя - Бассарабова С.В, который не был наделен на участие в рассмотрении конкретного административного дела.
Администрацией района не было направлено в адрес административного органа ходатайства об отложении рассмотрении дела по причине неявки законного представителя по уважительной причине.
Арбитражные суды первой и апелляционной инстанций, учитывая, что Администрацией и представлено доказательств о наличии объективных обстоятельств, препятствующих выполнению обязанностей по соблюдению Правил пожарной безопасности, принимая во внимание положение части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, обоснованно пришли к выводу о том, что факт нарушения норм и правил пожарной безопасности подтвержден, вина Администрации в совершении административного правонарушения доказана, и наказание назначено в пределах минимального размера санкции, предусмотренной за данное административное правонарушение.
Суды всесторонне и полно исследовали материалы дела, дали надлежащую правовую оценку всем доказательствам, применили нормы материального права, подлежащие применению, не допустив нарушений процессуального законодательства.
Выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования и рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций, им дана правильная правовая оценка, и у суда кассационной инстанции не имеется оснований для переоценки данных выводов в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 14.04.2008 Арбитражного суда Алтайского края и постановление от 09.07.2008 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А03-11804/07-2 (07АП-2902/08) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.