Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007, 06.03.2007 N Ф04-991/2007(31969-А45-43) по делу N А45-14751/06-40/458
Организация, осуществляющая эксплуатацию топливно-заправочного комплекса обязана иметь, помимо лицензии на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, также и лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, а отсутствие последней является основанием для привлечения к административной ответственности.


Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.03.2007, 06.03.2007 N Ф04-991/2007(31969-А45-43) по делу N А45-14751/06-40/458
Организация, осуществляющая эксплуатацию топливно-заправочного комплекса обязана иметь, помимо лицензии на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, также и лицензию на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта, а отсутствие последней является основанием для привлечения к административной ответственности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
1 марта 2007 года (дата принятия) Дело N Ф04-991/2007(31969-А45-43)
6 марта 2007 года (дата изготовления)
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу отдела государственного пожарного надзора по Кировскому району г. Новосибирска Главного Управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области на постановление апелляционной инстанции от 05.12.2006 Арбитражного суда Новосибирской области по делу А45-14751/06-40/458 по заявлению отдела государственного пожарного надзора по Кировскому району г. Новосибирска Главного Управления МЧС России по Новосибирской области к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазсвязьсервис" о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Отдел государственного пожарного надзора по Кировскому району г. Новосибирска Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Новосибирской области (далее по тексту - Отдел государственного пожарного надзора) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Нефтегазсвязьсервис" (далее по тексту - Общество) о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ).
Заявленные требования мотивированы тем, что Обществом осуществляется эксплуатация пожароопасного производственного объекта (топливно-заправочного пункта) без наличия соответствующей лицензии.
Решением от 14.02.2006 Арбитражного суда Новосибирской области, заявленные требования Отдела государственного пожарного надзора удовлетворены.
Принимая решение, суд руководствовался статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", пунктом 1 Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595.
Постановлением апелляционной инстанции от 05.12.2006 Арбитражного суда Новосибирской области решение суда первой инстанции отменено и принято новое решение, которым отказано в привлечении Общества к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В постановлении суда апелляционной инстанции указывается, что лицензия от 28.04.2003 N Д-277812 выдана на осуществление деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и срок действия данной лицензии не истек.
При этом суд апелляционной инстанции признал лицензию Министерства энергетики Российской Федерации от 28.04.2003 N Д-277812, выданную Обществу для осуществления деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, надлежащим документом для эксплуатации пожароопасного производственного объекта (топливно-заправочного пункта).
В кассационной жалобе Отдел государственного пожарного надзора просит отменить постановление апелляционной инстанции как принятое с нарушением норм материального права.
В отзыве на кассационную жалобу Общество не согласилось с доводами Отдела государственного пожарного надзора, считая обоснованным отказ суда апелляционной инстанции в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы кассационной жалобы, не отрицая отсутствие на день рассмотрения жалобы лицензии на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта (топливно-заправочного пункта).
Суд кассационной инстанции, в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и процессуального права и принимая во внимание доводы кассационной жалобы, считает, что кассационная жалобы подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 31.07.2006 старшим инспектором отдела государственной пожарного надзора по Кировскому району г. Новосибирска на основании распоряжения от 24.07.2006 N 712 проведена проверка противопожарного состояния территории и помещений, расположенных по адресу: г. Новосибирск, ул. Северный проезд, 17.
В ходе проводимых мероприятий выявлен факт эксплуатации пожароопасных производственных объектов (топливно-заправочного пункта) без специального разрешения (лицензии), что является нарушением Положения о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595.
Указанное нарушение зафиксировано в акте проверки соблюдения требований пожарной безопасности от 31.08.2006 N 547.
По результатам проверки составлен в отношении Общества протокол об административном правонарушении от 01.08.2006 N 832, предусмотренном частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
На основании указанного протокола исполняющий обязанности начальника Отдела государственного пожарного надзора обратился в суд с заявлением о привлечении Общества к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции, отменяя обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции, исходит из установленных судом обстоятельств дела и следующих норм материального права.
Частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Согласно подпункту 29 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее по тексту - Закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ) обязательному лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов.
Порядок лицензирования деятельности по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании деятельности по эксплуатации пожароопасных объектов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.08.2002 N 595 (далее по тексту - Положение).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 указанного Положения под пожароопасными производственными объектами понимаются те объекты, на которых используются (производятся, хранятся, перерабатываются) легковоспламеняющиеся, горючие и трудногорючие жидкости, твердые горючие и трудногорючие вещества и материалы (в том числе пыль и волокна), вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом.
Проанализировав указанные выше нормы права и учитывая обстоятельства дела, суд кассационной инстанции считает ошибочным вывод суда апелляционной инстанции о том, что лицензия на осуществление деятельности по хранению нефти, газа и продуктов их переработки, выданная Министерством энергетики Российской Федерации от 28.04.2003 N Д-277812, является также специальным разрешением и на эксплуатацию пожароопасного производственного объекта (топливно-заправочного пункта).
Данные выводы суда кассационной инстанции совпадают и с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, который в Постановлении Президиума от 12.07.2005 N 1487/05 указал, что эксплуатация автозаправочной станции без лицензии на осуществление деятельности как пожароопасного производственного объекта влечет административную ответственность по части 2 статьи 14.1 КоАП РФ.
В Информационном письме заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.07.2005 N С 8-7/УП-828 дано разъяснение о том, что в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию:
- деятельность по эксплуатации взрывоопасных производственных объектов;
- деятельность по эксплуатации пожароопасных производственных объектов, к которым отнесены и автозаправочные станции:
- хранение нефти, газа и продуктов их переработки.
В силу части 1 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, неправильное применение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела являются основаниями для изменения или отмены решения, постановления арбитражного суда первой и апелляционной инстанции.
При изложенных обстоятельствах постановление суда апелляционной инстанции от 05.12.2006 подлежит отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Вместе с тем судом первой инстанции установлено и Обществом не оспаривается факт эксплуатации топливно-заправочного пункта без специального разрешения (лицензии).
На основании вышеизложенного суд кассационной инстанции считает правильными выводы суда первой инстанции о том, что автозаправочные станции относятся к пожароопасным производственным объектам и подлежат обязательному лицензированию в соответствии со статьей 17 Закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ.
Установив в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 КоАП РФ, суд первой инстанции обоснованно привлек данное юридическое лицо к административной ответственности.
Указанную в акте N 547 дату его составления - 31.08.2006 суд кассационной инстанции признает технической ошибкой, поскольку исходя из указанного акта проверки соблюдения требований пожарной безопасности территории, на которой размещен топливно-заправочный пункт Общества, событие правонарушения имело место 31.07.2006, о чем и свидетельствует протокол об административном правонарушении от 01.08.2006 N 832.
Однако данная техническая ошибка в дате составления акта не повлияла на принятие судом первой инстанции 14.09.2006 законного и обоснованного решения.
Нарушений судом первой инстанции норм материального и процессуального права не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление от 05.12.2006 апелляционной инстанции Арбитражного суда Новосибирской области по делу N А45-14751/06-40/458 отменить.
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 14.09.2006 по настоящему делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.