Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2015 N Ф04-15521/2015 по делу N А75-5442/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочных станций (в частности, не обеспечивается противопожарное расстояние от АЗС до границ лесных насаждений хвойных пород, не предусмотрено хранение воды для целей пожаротушения, не обеспечено исправное состояние искрогасителя на технологическом трубопроводе дыхательной системы резервуара).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку совершение обществом правонарушения доказано, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 19.03.2015 N Ф04-15521/2015 по делу N А75-5442/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за несоблюдение обязательных требований пожарной безопасности при эксплуатации автозаправочных станций (в частности, не обеспечивается противопожарное расстояние от АЗС до границ лесных насаждений хвойных пород, не предусмотрено хранение воды для целей пожаротушения, не обеспечено исправное состояние искрогасителя на технологическом трубопроводе дыхательной системы резервуара).
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку совершение обществом правонарушения доказано, порядок привлечения к административной ответственности не нарушен.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 марта 2015 г. по делу N А75-5442/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 18 марта 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 19 марта 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Отческой Т.И.
судей Ильина В.И.
Шабановой Г.А.,
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "АЗС Эталон" на решение от 04.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) и постановление от 19.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Золотова Л.а., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-5442/2014 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АЗС Эталон" (400007, Волгоградская область, город Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 110, 1, 1.3, ИНН 8617029484, ОГРН 1108617001008) к Отделу надзорной деятельности по Сургутскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 5А, ИНН 8601024177, ОГРН 1048600008951) об оспаривании постановления об административном правонарушении.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "АЗС Эталон" (далее - ООО "АЗС Эталон", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности по Сургутскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - ОНД по Сургутскому району, административный орган, отдел) о признании незаконным постановлений об административном правонарушении от 27.03.2014, о привлечении к ответственности по части 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) общества и должностного лица - Малык Владимира Николаевича.
В ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции общество представило письменные уточнения к заявлению, в которых просило признать незаконным постановление об административном правонарушении от 27.03.2014 по части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, вынесенное в отношении ООО "АЗС Эталон", постановление в отношении должностного лица - не оспаривало.
Решением от 04.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования общества отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм права, просит решение от 04.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда отменить и направить дело на новое рассмотрение.
Податель кассационной жалобы считает, что в данном случае не должен применяться Федеральный закон от 04.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Технический регламент о требованиях пожарной безопасности), так как на момент введения в эксплуатацию спорного объекта действовали иные требования.
ООО "АЗС Эталон" считает, что на момент проверки АЗС действуют "Правила о противопожарном режиме в Российской Федерации", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 (далее - Правила о противопожарном режиме).
Общество также указывает, что судом апелляционной инстанции не дана надлежащая правовая оценка доказательствам по делу и доводам заявителя, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам законодательства Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу ОНД по Сургутскому району, соглашаясь с выводами судов первой и апелляционной инстанции, просит оставить обжалуемые обществом судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Суд кассационной инстанции, проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ правильность применения судами норм права, пришел к выводу об оставлении без изменения состоявшихся по делу судебных актов.
Как следует из материалов дела, в период с 13.02.2014 по 28.02.2014 административным органом проводились плановые выездные проверки в отношении объектов - автозаправочных станций, эксплуатируемых ООО "АЗС Эталон", расположенных по адресам: Сургутский район, поселок Солнечный, Нефтеюганское шоссе (справа); поселок Ульт-Ягун, улица Дачная, строение 2; город Лянтор, улица Кольцевая, строение 25.
В ходе проверки установлено, что обществом не соблюдаются обязательные требования пожарной безопасности.
Нарушения, выявленные в АЗС N 13 - Сургутский район, город Лянтор, улица Кольцевая, дом 25:
- не обеспечивается противопожарное расстояние от АЗС N 13 до границ лесных насаждений хвойных пород 25 метров;
- не предусмотрено хранение воды для целей пожаротушения в пожарных резервуарах в количестве не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 процентов объема воды на пожаротушение;
- не предусмотрен приемный колодец объемом от 3 до 5 м 3, т.к. непосредственный забор воды из пожарного резервуара автонасосами или мотопомпами затруднен;
- емкость пожарного резервуара и его оборудование не защищена от замерзания воды (по факту пожарный резервуар заморожен);
- не обеспечено исправное состояние искрогасителя, установленного на технологическом трубопроводе дыхательной системы резервуара N 3;
- на территории АЗС N 13 применяются металлические ящики, укрывающие горловины резервуаров с топливом (категория Ан) не во взрывобезопасном исполнении;
- в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено наличие аварийного освещения, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения;
- отсутствует специальная программа вводного противопожарного инструктажа, согласованная с территориальным отделом надзорной деятельности;
- отсутствует специальная программа первичного противопожарного инструктажа, согласованная с территориальным отделом надзорной деятельности.
Нарушения, выявленные в АЗС N 2 - Сургутский район, поселок Солнечный, правая сторона 15 км автодороги Сургут - Лянтор:
- емкость пожарного резервуара и его оборудование не защищено от замерзания воды (по факту пожарный резервуар заморожен).
- не обеспечивается противопожарное расстояние от АЗС N 2 до лесных насаждений хвойных пород 25 метров;
- в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено наличие аварийного освещения, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения;
- встроенная котельная не отделена от смежных помещений противопожарными перегородками 1 типа или противопожарными стенами 2 типа с соответствующим заполнением в проемах;
- в помещении котельной не предусмотрены легкосбрасываемые ограждающие конструкции, площадь которых определяется расчетом;
- не обеспечено наличие на двери помещения электрощитовой обозначение категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности";
- на территории АЗС N 2 применяются металлические ящики, укрывающие горловины резервуаров с топливом (категория Ан) не во взрывобезопасном исполнении;
- допущено размещение в электрощитовой у электрощита горючих веществ и материалов.
Нарушения, выявленные в АЗС N 12 - Сургутский район, поселок Ульт-Ягун, улица Дачная, дом 2:
- емкость пожарного резервуара и его оборудование не защищено от замерзания воды (по факту пожарный резервуар заморожен).
- в помещении с персоналом, ведущим круглосуточное дежурство, не обеспечено наличие аварийного освещения, которое должно включаться автоматически при отключении основного освещения.
- на территории АЗС N 12 применяются металлические ящики, укрывающие горловины резервуаров с топливом (категория Ан) не во взрывобезопасном исполнении.
Указанные обстоятельства отражены в протоколе осмотра от 18.02.2014 (с фотоматериалами), актах проверок от 28.02.2014 N 33, 34, 35.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении в отношении общества составлены протоколы об административных правонарушениях от 20.03.2014 по каждой из АЗС N 13, N 2, N 12.
27.03.2014 вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Отказывая в удовлетворении требования общества, суды первой и апелляционной инстанций исходили из доказанности совершенного ООО "АЗС Эталон" правонарушения и отсутствия нарушений порядка привлечения его к административной ответственности.
Суд кассационной инстанции считает выводы судов обоснованными, не противоречащими нормам права и представленным в материалах дела сторонами доказательствам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 КоАП РФ и частями 3 - 8 данной статьи, в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от 150 000 до 200 000 рублей.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности) под требованиями пожарной безопасности понимаются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу статьи 2 Закона о пожарной безопасности законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 37 Закона о пожарной безопасности установлено, что на каждое предприятие (его руководителя) возложена обязанность по соблюдению требований пожарной безопасности, разработке и осуществлению мер по обеспечению пожарной безопасности, а также обязанность выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом (статья 38 Закона о пожарной безопасности).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: в СНиПе 31-05-2003 пункты 9.29 и 9.32 отсутствуют.
Из оспариваемого постановления следует, что в вину заявителю вменяется нарушение требований статей 4, 6, 62, 71 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности; пунктов 6.9.6, 6.9.16 СП 4.13130.2013, пунктов 9.10, 9.13, 9.17 СП 8.13130.2009, пунктов 13.14.12, 13.14.13 СП 5.13130.2009, пунктов 9.9, 9.29, 9.32 СНиП 31-05-2003, пунктов 3, 20, 145, 151, подпункта "ж" пункта 42 Правил о противопожарном режиме; пунктов 6, 14, 18, 53 Приказа МЧС N 645 от 12.12.2007 "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций" (далее - Приказа МЧС N 645).
В обоснование заявленных требований общество указывало на отсутствие таких нарушений, как: не обеспечение противопожарного расстояния от АЗС N 13 до границ лесных насаждений хвойных пород 25 метров; хранение воды для целей пожаротушения в пожарных резервуарах в количестве не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 процентов объема воды на пожаротушение; наличие приемного колодца объемом от 3 до 5 метров, так как непосредственный забор воды из пожарного резервуара автонасосами или мотопомпами затруднен; не защищенность емкости пожарного резервуара и его оборудования от замерзания воды, поскольку АЗС N 13, N 2 введены в эксплуатацию в 1991 году и в апреле 2008 года, то есть до вступления в силу Технического регламента о требованиях пожарной безопасности.
Суды первой и апелляционной инстанции, исследуя доводы общества в совокупности с представленными сторонами доказательствами и нормами права, пришли к правомерному выводу о том, что вновь принятые после введения здания в эксплуатацию правила и требования пожарной безопасности подлежат применению к существующим зданиям, если дальнейшая эксплуатация указанных зданий и строений в соответствии с нормами, существовавшими в период ввода в эксплуатацию объекта, приводит к угрозе жизни или здоровью людей вследствие возможного возникновения пожара.
Суд кассационной инстанции считает обоснованной позицию суда апелляционной инстанции о том, что в рассматриваемом случае речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, несоблюдение правил пожарной безопасности влечет необеспечение безопасности и создает непосредственную угрозу для их жизни и здоровья.
Доказательств невозможности соблюдения приведенных правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Учитывая характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности, суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии оснований для признания его малозначительным.
Нарушений законодательства при привлечения общества к административной ответственности не установлено.
Иные доводы, изложенные обществом в кассационной жалобе, свидетельствуют о его несогласии с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с положениями главы 35 АПК РФ это выходит за пределы полномочий суда кассационной инстанции.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не установлено.
С учетом изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 04.08.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.11.2014 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5442/2014 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Судьи
В.И.ИЛЬИН
Г.А.ШАБАНОВА