Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2015 N Ф04-18963/2015 по делу N А75-5649/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении муниципалитета к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение противопожарных норм при эксплуатации зданий муниципальных общежитий, признании недействительными предписаний по устранению нарушений и протокола об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вина муниципалитета в совершении вменяемого правонарушения доказана.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.05.2015 N Ф04-18963/2015 по делу N А75-5649/2014
Требование: О признании незаконным постановления о привлечении муниципалитета к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение противопожарных норм при эксплуатации зданий муниципальных общежитий, признании недействительными предписаний по устранению нарушений и протокола об административном правонарушении.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку вина муниципалитета в совершении вменяемого правонарушения доказана.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 мая 2015 г. по делу N А75-5649/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2015 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 мая 2015 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Григорьева Д.В.
судей Отческой Т.И.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Лангепаса на
постановление от 02.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рыжиков О.Ю., Киричек Ю.Н., Кливер Е.П.) по делу N А75-5649/2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Лангепаса (628672, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Лангепас, улица Ленина, 35, ИНН 8607001063, ОГРН 1028601417734) к отделу надзорной деятельности по городам Лангепас и Покачи Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, 5 А, ИНН 8601024177, ОГРН 1048600008951) об оспаривании постановления об административном правонарушении, признании недействительными предписаний и протокола об административном правонарушении.
В заседании приняли участие представитель Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Лангепаса - Говора С.И. по доверенности от 19.01.2015.
Суд
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Лангепаса (далее - комитет, заявитель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления отдела надзорной деятельности по городам Лангепас и Покачи Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - отдел, административный орган) от 29.05.2014 N 37 (далее - постановление от 29.05.2014) о привлечении комитета к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб., о признании недействительными предписаний от 14.05.2014 NN 119/1/2, 120/1/2, 121/1/2, 122/1/2, 123/1/2, 124/1/2, 125/1/2 (далее - предписания от 14.05.2014) и протокола об административном правонарушении от 22.05.2014 N 48 (далее - протокол от 22.05.2014).
Решением от 24.09.2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Чешкова О.Г.) заявленные комитетом требования удовлетворены.
Постановлением от 02.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований, заявленных комитетом.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, комитет просит отменить
постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению подателя кассационной жалобы, комитет не является собственником проверяемых объектов защиты, а только осуществляет управленческие функции в рамках своих полномочий. Считает, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 01.01.2013 N 40/13 (далее - договор управления), заключенным между заявителем и Лангепасским городским муниципальным унитарным предприятием "Управляющая компания жилищно-коммунального комплекса" (далее - управляющая компания, предприятие), на последнее возложено содержание общего имущества.
Подробно доводы изложены в кассационной жалобе.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить оспариваемый судебный акт без изменения как соответствующий действующему законодательству.
Проверив в соответствии со
статьями 274,
284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях представителя комитета, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемый судебный акт подлежит оставлению без изменения.
Из материалов дела следует и судами установлено, что на основании распоряжений начальника отдела от 31.03.2014 N 79 и от 25.04.2014 NN 119, 120, 121, 122, 123, 124 125 от 25.04.2014 проведена внеплановая выездная проверка с целью контроля исполнения ранее выданного комитету предписания по устранению нарушении требований пожарной безопасности от 28.10.2013 N 381/1/1, а также плановая выездная проверка соблюдения требований пожарной безопасности на объектах защиты: общежитиях и комнатах, находящихся на обслуживании управляющей компании, расположенных по следующим адресам: город Лангепас, улица Ленина, 32, улица Солнечная, 50, 52, 54, 56, 58, улица Комсомольская, 17.
В ходе данной проверки выявлены нарушения требований пожарной безопасности, а именно:
- в жилых помещениях здания общежития СМТ-N 37 "Белзапсибстрой" по адресу: город Лангепас, улица Комсомольская, 17, не оборудованы системой автоматической пожарной сигнализации, (система автоматической пожарной сигнализации отсутствует в жилых комнатах общежития), а также автономными оптико-электронными дымовыми пожарными извещателями согласно СНиП 2.08.01;
- в здании "Общежитие УНИМО-80" по адресу: город Лангепас, улица Солнечная, 52, на 1 и 2 этажах здания в правой лестничной клетке, отсутствуют двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; в тамбурах эвакуационных выходов здания в полу на путях эвакуации допускается (имеется) перепад (выступ) высот менее 45 см;
- в здании "Общежитие УНИМО-80" по адресу: город Лангепас, улица Солнечная, 54: на 1 этаже здания в правой и левой лестничных клетках отсутствуют двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах;
- в здании "Общежитие УНИМО-80" по адресу: город Лангепас, улица Солнечная, 56: на 1 этаже здания в правой и левой лестничных клетках, отсутствуют двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; в тамбурах эвакуационных выходов здания в полу на путях эвакуации допускается (имеется) перепад (выступ) высот менее 45 см;
- в здании "Общежитие УНИМО-80" по адресу: город Лангепас, улица Солнечная, 58: на 1 этаже здания в лестничной клетке отсутствуют двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах, в тамбурах эвакуационных выходов здания в полу на путях эвакуации допускается (имеется) перепад (выступ) высот менее 45 см;
- в здании "Общежитие УНИМО-72" по адресу: город Лангепас, улица Солнечная, 50: на 1 этаже здания в лестничной клетке отсутствуют двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах; в тамбурах эвакуационных выходов здания в полу на путях эвакуации допускается (имеется) перепад (выступ) высот менее 45 см;
- в здании "Гостиница Сибирь" по адресу: город Лангепас, улица Ленина, 32: ширина дверей эвакуационных выходов из здания на I этаже в свету менее 1,2 м при числе эвакуирующихся более 50 человек (по факту ширина дверей 0,76 м и 0,77).
Выявленные в ходе проверки нарушения, отраженные в акте проверки от 30.04.2014 N 79 и актах проверки от 13.05.2014 NN 119, 120, 121, 122, 123, 124, 125 от 13.05.2014, послужили основанием для составления отделом протокола от 22.05.2014 и выдачи предписаний от 14.05.2014.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вынесено постановление от 29.05.2014 о привлечении заявителя к административной ответственности, предусмотренной
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с указанными актами отдела, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой пришел к выводу о том, что административным органом не установлена и не доказана вина заявителя в совершении вменяемого правонарушения.
При этом суд отметил, что комитет, являясь распорядителем бюджетных средств, обязан принять меры по надлежащему содержанию муниципальной собственности, что и было им сделано при привлечении к исполнению данной функции специализированной организации - управляющей компании.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, установил, что в данном случае обязанность по обеспечению выполнения требований пожарной безопасности возложена на заявителя.
Оставляя без изменения
постановление суда апелляционной инстанции, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) предусмотрено, что требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
В силу положений
части 2 статьи 37 Закона N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Часть 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с
частью 2 статьи 65 Жилищного кодекса Российской Федерации наймодатель жилого помещения по договору социального найма обязан, в том числе, принимать участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится сданное внаем жилое помещение, осуществлять капитальный ремонт жилого помещения.
Изложенное свидетельствует о том, что бремя ответственности за нарушение правил пожарной безопасности лежит как на собственнике имущества, так и на лицах, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
Арбитражными судами установлено и заявителем по существу не оспариваются факты нарушений противопожарных норм при эксплуатации зданий муниципальных общежитий расположенных по адресам: город Лангепас, улица Ленина, 32, улица Солнечная, 50, 52, 54, 56, 58, улица Комсомольская, 17.
Исследовав обстоятельства настоящего дела, проанализировав Положение о комитете, утвержденное совместным решением главы города Лангепаса и председателем Думы города Лангепаса от 29.03.2013 N 26, приказ комитета от 28.10.2004 N 590-04, договор управления, суд апелляционной инстанции правомерно поддержал выводы административного органа, о том, что в рассматриваемом случае комитет является субъектом вменяемого ему административного правонарушения.
Поскольку заявителем не представлены достаточные доказательства принятия всех зависящих от него мер для соблюдения правил пожарной безопасности, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в деянии комитета состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Судом апелляционной инстанций не установлено нарушение положений
КоАП РФ при привлечении общества к административной ответственности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно отказал заявителю в удовлетворении заявленных им требований.
Доводы комитета о том, что он не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку собственником проверяемых объектов защиты, а только осуществляет управленческие функции в рамках своих полномочий, основаны на ошибочном толковании действующего законодательства.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанций обстоятельств и сделанных на их основе выводов, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции исходя из положений
главы 35 АПК РФ.
Суд кассационной инстанции не усматривает оснований, предусмотренных
статьей 288 АПК РФ, для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
постановил:
постановление от 02.02.2015 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-5649/2014 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
Судьи
Т.И.ОТЧЕСКАЯ
Г.А.ШАБАНОВА