Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2024 N Ф05-19971/2024 по делу N А40-272403/2023
Требование: О признании недействительным в части предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: На основании спорного предписания на заявителя возложена обязанность по демонтажу металлических шкафов для хранения вещей, установленных собственниками МКД в габаритах машино-мест, принадлежащих им на праве собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные предписание и решение не противоречат нормам действующего законодательства РФ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.10.2024 N Ф05-19971/2024 по делу N А40-272403/2023
Требование: О признании недействительным в части предписания уполномоченного органа.
Обстоятельства: На основании спорного предписания на заявителя возложена обязанность по демонтажу металлических шкафов для хранения вещей, установленных собственниками МКД в габаритах машино-мест, принадлежащих им на праве собственности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку спорные предписание и решение не противоречат нормам действующего законодательства РФ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 25 октября 2024 г. по делу N А40-272403/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 15.10.2024
Полный текст постановления изготовлен 25.10.2024
Арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего судьи Шевченко Е.Е.,
судей Анисимовой О.В., Латыповой Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя по делу - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эго-Комфорт" - Авдюхина С.А. (представителя по доверенности от 20.08.2024), Асафовой Я.И. (представителя по доверенности от 20.08.2024),
от Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве - Кулемина Д.Ю. (представителя по доверенности от 14.12.2023), Рябова Д.П. (представителя по доверенности от 14.12.2023),
рассмотрев 15.10.2024 в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве
на
постановление от 13.06.2024 Девятого арбитражного апелляционного суда
по делу N А40-272403/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эго-Комфорт"
к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве
об оспаривании предписания в части, решения,
установил:
общество с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Эго-Комфорт" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по городу Москве (далее - управление) об оспаривании пункта 16 предписания от 31.08.2023 N 2308/203-77/266-В/ПВП, решения от 19.09.2023.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2024 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2024 решение отменено, заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе, в пояснении к кассационной жалобе управление просит отменить данное
постановление суда апелляционной инстанции, ссылаясь на неправильное применение апелляционным судом норм права, несоответствие обстоятельствам выводов апелляционного суда.
В судебном заседании представители управления поддержали доводы кассационной жалобы, просили ее удовлетворить, среди прочего сослались на
определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2021 N 303-ЭС20-21773 по делу N А24-8065/2019, в котором по вопросу применения рассматриваемых норм и правил поддержаны выводы о том, что период постройки и введения в эксплуатацию здания не освобождает заявителя от соблюдения действующих (введенных после постройки зданий) норм и правил пожарной безопасности, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, в связи с чем эксплуатация объекта с нарушением указанных требований пожарной безопасности ведет к недопустимому риску для их жизни или здоровья при возможном возникновении пожара; также указано, что приведение ранее введенных в эксплуатацию зданий в соответствие с актуальными требованиями пожарной безопасности обусловлено уровнем современных рисков возникновения и распространения пожара.
Представители общества в судебном заседании возражали против удовлетворения жалобы по доводам, изложенным в отзыве на нее, пояснили, что металлическими шкафами занято более 250 из 1147 машино-мест в подземном паркинге многоквартирного дома.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду статья 279 Арбитражного процессуального кодекса РФ. | |
В приобщении к материалам дела письменных пояснений общества отказано ввиду несоблюдения при подаче данных пояснений требований
статьи Арбитражного процессуального
кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), а именно: не представлены документы, подтверждающие их направление управлению до судебного заседания. При этом учтены возражения представителей управления против приобщения этих пояснений к материалам дела и
пункт 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13.
В приобщении к материалам дела копий дополнительных документов (доказательств), приложенных управлением к кассационной жалобе и пояснениям к кассационной жалобе, отказано ввиду отсутствия у суда кассационной инстанции в силу положений
статьи 286 АПК РФ полномочий по сбору доказательств.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва на нее, суд округа пришел к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как установили арбитражные суды, на основании решения от 22.08.2023 N 2307/203-77/266-В/РВП управление в период с 28.08.2023 по 31.08.2023 провело в отношении общества выездную проверку по соблюдению обязательных требований, предусмотренных
статьями 1,
2,
5,
6,
103 -
105,
главами 14 -
22,
26,
30,
31,
таблицами 3,
12 -
25,
27 -
30 Федерального закона Российской Федерации от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ),
статьями 20,
21,
25 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ),
разделами I -
IV,
XI,
XIV -
XV,
XVIII,
XIX приложениями 1,
2,
6,
7 к Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима, Правила).
При проведении выездной проверки в помещениях подземных этажей (автомобильной стоянки (паркинга) многоквартирного дома по адресу: г. Москва, улица Маломосковская, д. 14, которым управляет общество в соответствии с нормами жилищного законодательства, выявлено нарушение обязательных требований пожарной безопасности, установленных
пунктом 2(1) Правил, которое выражается в необеспечении эксплуатации здания, в соответствии с требованиями проектной документации в части установки на этажах подземной автостоянки на парковочных местах металлических шкафов для хранения вещей.
Управление обнаружило, что в проектной документации ММ-N 2017/06-ППМ, СТУ от 26.11.2014 N 5574-4-10 (заключение нормативно-технического совета, протокол от 21.11.2014 N 23) не учтены требования
пункта 6.1.6 СП 506.1311500.2021,
пункта 4.3 СП 486.1311500.2020, утвержденных
пунктами 47,
45 приказа Росстандарта от 13.02.2023 N 318, а именно: машино-места на "минус" 1-ом этаже автостоянки.
Управление 31.08.2023 составило акт контрольного (надзорного) мероприятия N 2307/203-77/266-В/АВП и выдало обществу предписание об устранении выявленных нарушений N 2307/203-77/266-В/ПВП.
Как следует из пункта 16 данного предписания, управляющая компания не обеспечивает эксплуатацию зданий в соответствии с требованиями проектной документации в части установки на этажах подземной автостоянки на парковочных местах металлических шкафов для хранения вещей. Срок устранения нарушения - 26.02.2024.
Исходя из того, что пункт 16 предписания фактически возложил на общество ответственность по демонтажу металлических шкафов для хранения вещей, установленных собственниками помещений в МКД в габаритах машино-мест, принадлежащих им на праве собственности, общество подало жалобу.
Решением от 19.09.2023 управление оставило жалобу без удовлетворения.
Не согласившись, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением к управлению об оспаривании пункта 16 предписания от 31.08.2023 N 2308/203-77/266-В/ПВП, решения от 19.09.2023.
Признавая не подлежащим удовлетворению заявление общества, суд первой инстанции пришел к выводу о законности пункта 16 предписания и решения управления.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявление, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в проектной документации на МКД в ММ-N 2017/06-ППМ, в СТУ от 26.11.2014 N 5574-4-10 отсутствовали разработанные специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности при установке металлических шкафов на площади машино-мест в помещениях подземной автостоянки для хранения личных вещей собственником машино-мест.
Апелляционный суд указал, что из ответа заместителя начальника Жилищной инспекции по СВАО г. Москвы Николаева С.Н. от 19.01.2022 N МЖИ-05-57212/21 следует, что установка на площади парковочных мест, находящихся в собственности жителей дома, металлических шкафов не относится не только к работам по реконструкции (изменению параметров) объекта капитального строительства, но и к работам по переустройству (перепланировке) объекта капитального строительства, требующим внесения изменений в технический паспорт многоквартирного дома.
Апелляционный суд счел, что на дату ввода объекта в эксплуатацию МКД по адресу: г. Москва, ул. Маломосковская, вл. 14 был построен в 2018 году и введен в эксплуатацию в 2019 год) в противопожарных нормах и правилах не содержалось запрета на размещение в зоне машино-мест шкафов для хранения различного рода вещей. Между тем,
СП 154.13130.2013 и
СП 4.13130.2013 и редакция
Закона N 123-ФЗ, действовавшая на дату разработки СТУ, проектной документации и установки металлических шкафов, не содержала запрет на размещение в подземном паркинге металлических шкафов.
Исходя из этого апелляционный суд, указал, что новые требования пожарной безопасности не могут быть применены к этому МКД.
Кроме того, как определил апелляционный суд, общество обращалось в Управление по СВАО 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работе ГУ МЧС России по г. Москве (обращение от 02.11.2021 N 1339, до даты введения в действие
СП 506.1311500.2021) с вопросом о допустимости размещения металлических шкафов в подземном паркинге многоквартирного дома. В ответе от Управления по СВАО 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работе ГУ МЧС России по г. Москве было указано, что размещение металлических шкафов допустимо и не нарушает норм противопожарной защиты.
Таким образом, по мнению апелляционного суда, после принятия МКД в управление и начала эксплуатации общество позаботилось о получении в компетентных органах МЧС актуального разъяснения о допустимости размещения металлических шкафов в паркинге МКД, установленных собственниками до выбора общества в качестве управляющей организации МКД. В ответе ГЖИ по СВАО г. Москвы от 19.01.2022 N 174-ММ на обращение общества было указано, что согласование по установке шкафов на площади парковочных мест, находящихся в собственности жителей дома, не требуется.
В связи с этим, апелляционный суд пришел к выводу о том, что применение
пункта 6.1.6 СП 506.1311500.2021 и
пункта 4.3 СП 486.1311500.2020 к паркингу, эксплуатацию которого обеспечивает общество, построенному в полном соответствии с требованиями действовавших на момент его строительства норм, является недопустимым, поскольку действующий
СП 506.1311500.2021 устанавливает более высокие требования по сравнению с ранее действовавшим
СП 154.13130.2013.
Между тем согласно
пункту 2 (1) Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает эксплуатацию зданий, сооружений в соответствии с требованиями Федерального
закона "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" и (или) проектной документации.
В соответствии с
частью 1 статьи 78 Закона N 123-ФЗ проектная документация на здания, сооружения, строительные конструкции, инженерное оборудование и строительные материалы должна содержать пожарно-технические характеристики, предусмотренные настоящим Федеральным
законом".
Согласно
части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ для зданий, сооружений, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности, на основе требований настоящего Федерального
закона должны быть разработаны специальные технические условия, отражающие специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащие комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности".
На момент получения заключения о соответствии построенного, реконструируемого объекта капитального строительства требования проектной документации (распоряжение Мосгосстройнадзора от 02.04.2019 N 130-6-Р/ЗОС), положениями
СП 154.13130.2013 "Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности",
СП 4.13130.2013 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям", действовавшими на момент проведения экспертизы проектной документации объекта, возможность размещения в зоне машино-мест шкафов для хранения различного рода вещей, не предусматривалась.
Согласно требованиям
части 2 статьи 78 Закона N 123-ФЗ возможность установки данных шкафов должна была быть предусмотрена в специальных технических условиях, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Данные специальные технические условия должны быть разработаны и согласованы в установленном порядке.
Приказом МЧС России от 28.11.2011 N 710 утвержден Административный
регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий предоставления государственной услуги по согласованию специальных технических условий для объектов, в отношении которых отсутствуют требования пожарной безопасности, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами по пожарной безопасности, отражающих специфику обеспечения их пожарной безопасности и содержащих комплекс необходимых инженерно-технических и организационных мероприятий по обеспечению их пожарной безопасности".
По делу не оспаривалось, что в разделе 1.5 специальных технических условий на проектирование противопожарной защиты жилого комплекса по адресу: г. Москва, ул. Маломосковская, вл. 14, (СТУ от 26.11.2014 N 5574-4-10 (заключение нормативно-технического совета, протокол N 23 от 21.11.2014) не предусмотрены основания для разработки СТУ в виде отсутствия норм проектирования на возможность установки на этажах подземной автостоянки на парковочных местах металлических шкафов для хранения вещей.
В соответствии с
частью 1 статьи 55.24 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) эксплуатация зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с их разрешенным использованием (назначением).
Согласно
пункту 3.1 СП 154.13130.2013 стоянка для автомобилей (автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей.
Пунктом 5.2.6 СП 154.13130.2013 запрещено хранить в помещениях хранения легковых автомобилей ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке, что и является основной целью установки шкафа для хранения.
Положениями
части 5 статьи 55.24 ГрК РФ предусмотрено, что эксплуатация зданий должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов, а также в соответствии с проектной документацией, исполнительной документацией. На дату ввода в эксплуатацию объекта возможность устанавливать на этажах подземной автостоянки, на парковочных местах, металлические шкафы для хранения вещей была не была предусмотрена.
Вместе с тем на дату ввода объекта в эксплуатацию требовалось, как отметило управление, учитывать ранее существовавшую нагрузку на работу систем пожарной безопасности, размещение в последующем шкафов на машино-местах паркинга в помещениях МКД увеличивает такую нагрузку.
Положениями
пункта 6.1.6 СП 506.1311500.2021 "Стоянки автомобилей. Требования пожарной безопасности", вступившего в силу с 01.03.2022, возможность установки таких шкафов предусмотрена при определенных условиях.
Требования
пункта 2(1) Правил об обеспечении эксплуатации зданий, сооружений в соответствии с требованиями
Закона N 123-ФЗ и (или) проектной документации, не запрещают размещение металлических шкафов для хранения, а устанавливают требования к порядку и нормативным требованиям по пожарной безопасности, но не отменяют эксплуатацию объекта в соответствии с проектной документацией.
Суд первой инстанции установил, что объект защиты - многоквартирный жилой дом по адресу: г. Москва, улица Маломосковская, д. 14 - является объектом с массовым пребыванием людей. Нарушение, указанное в пункте 16 предписания, может создавать угрозу жизни и здоровья всех людей, находящихся на объекте, а также влечет за собой нарушение других обязательных требований.
В соответствии с
пунктом 4.3 СП 486.1311500.2020 "Системы противопожарной защиты. Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и системами пожарной сигнализации", утвержденного
пунктом 45 приказа Росстандарта от 13.02.2023 N 318, а также
пунктом 4.3 СП 5.13130.2009. "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", действовавшего на момент проведения экспертизы проектной документации объекта, определение типа установки пожаротушения, способа тушения, вида огнетушащего вещества осуществляется с учетом пожарной опасности и физико-химических свойств производимых, хранимых и применяемых веществ и материалов, а также особенностей защищаемого оборудования.
Доказательств, подтверждающих соблюдение обязательного требования, установленного
подпунктом "е" пункта 16 Правил, недостаточно, по причине непредоставления заверенных копий технической документации (проектной и исполнительной) на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем здания, в соответствии с требованием подпункта 6 пункта 13 решения о проведении выездной проверки от 22.08.2023 N 2307/203-77/266-В/РВП (пункт 4 информационного письма от 31.08.2023 исх. N 392-ММ).
Согласно
пункту 3.1.27 СП 113.13330.2023 "СНиП 21-02-99* Стоянки автомобилей" стоянка автомобилей (паркинг) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенные для хранения (стоянки) легковых автомобилей и других мототранспортных средств (мотоциклов, мотороллеров, мотоколясок, мопедов, скутеров и т. п), а также средств индивидуальной мобильности.
В соответствии с
пунктами 3.1,
3.2 СП 154.13130.2013 стоянка для автомобилей (автостоянка) - здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей. Подземная автостоянка - автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений.
Согласно
части 3 статьи 5 Закона N 123-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Как следует из положений
статьи 38 Закона N 69-ФЗ, отвечают за нарушение требований пожарной безопасности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Исходя из обстоятельств дела, норм права, суд первой инстанции верно установил, что общество, как управляющая и эксплуатирующая организация, обязана осуществлять контроль за эксплуатацией здания в соответствии с требованиями
Закона N 123-ФЗ и (или) проектной документации в интересах всех собственников здания, а также его посетителей. Правами на проведение мероприятий, позволяющих обнаружить нарушение требований пожарной безопасности, предоставленного условиями пункта 3.2.6 договора, а именно проведения осмотров, в ходе которых могли быть выявлены допущенные собственниками нарушения, общество не воспользовалось. Нарушения, указанные в пункте 16 предписания, влияют на безопасность всех лиц, находящихся в многоквартирном доме с подземной автостоянкой, независимо от конкретного места локализации нарушения.
Как отметило управление и указал суд первой инстанции, общество может воспользоваться своим правом на получение специальных технических условий в порядке, предусмотренном
статьей 78 Закона N 123-ФЗ.
Кроме того, общество не лишено права на обращение в суд с соответствующими требованиями исходя из судебной практики по данному вопросу, например: апелляционное
определение Московского городского суда от 04.04.2024 по делу N 33-7138/2024.
Суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал доказательства по делу, дал им оценку и не допустил неправильного применения норм права, в том числе нарушений, являющихся в силу
части 4 статьи 288 АПК РФ безусловными основаниями для отмены судебного акта.
Указанные апелляционным судом письма Управления по СВАО 3 регионального отдела надзорной деятельности и профилактической работе ГУ МЧС России по г. Москве, заместителя начальника Жилищной инспекции по СВАО г. Москвы Николаева С.Н. не опровергают выводы суда первой инстанции и доводы управления. Размещение металлических шкафов в рассматриваемом случае не исключается, но для этого должны быть выполнены определенные условия в целях обеспечения соблюдения пожарной безопасности.
Также принимается во внимание, что в данном случае не идет речь о привлечении общества к административной ответственности, по настоящему делу проверялся лишь факт нарушения и правомерность требования о его устранении.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 176,
284 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 13.06.2024 по делу N А40-272403/2023 отменить,
решение Арбитражного суда города Москвы от 16.01.2024 по данному делу оставить в силе.
Председательствующий судья
Е.Е.ШЕВЧЕНКО
Судьи
О.В.АНИСИМОВА
Р.Р.ЛАТЫПОВА