Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.01.2009 N Ф03-6398/2008 по делу N А24-1640/2008
За совершение правонарушения в виде нарушения правил и норм пожарной безопасности, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не подлежит назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку создается существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 23.01.2009 N Ф03-6398/2008 по делу N А24-1640/2008
За совершение правонарушения в виде нарушения правил и норм пожарной безопасности, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не подлежит назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку создается существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 23 января 2009 г. N Ф03-6398/2008
(извлечение)
Резолютивная часть постановления от 21 января 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 января 2009 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общественной организации "Региональная Камчатская Федерация таэквон-до ИТФ (РКФТ)"
на решение от 30.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008
по делу N А24-1640/2008
Арбитражного суда Камчатской области
по заявлению общественной организации "Региональная Камчатская Федерация таэквон-до ИТФ (РКФТ)"
к Отделу государственного пожарного надзора по г. Петропавловску-Камчатскому
об изменении постановления о наложении административного наказания от 18.03.2008 N 158
Общественная организация "Региональная Камчатская Федерация таэквон-до ИТФ (РКФТ)" (далее по тексту - организация) обратилась в Арбитражный суд Камчатской области с заявлением об изменении постановления Отдела государственного пожарного надзора по городу Петропавловску-Камчатскому (далее - административный орган) от 18.03.2008 N 158 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в части, касающейся назначения административного наказания, предложив избрать в качестве меры наказания предупреждение.
Решением суда от 30.05.2008, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 17.10.2008, заявленные требования удовлетворены частично. Судебные инстанции сочли доказанным факт нарушения организацией правил и норм пожарной безопасности, в связи с чем пришли к выводу о правомерном привлечении последней к административной ответственности, но, установив наличие смягчающих обстоятельств, снизили размер подлежащего взысканию административного штрафа до 10 000 руб.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, организация подала кассационную жалобу, в которой просит их изменить и предлагает избрать в качестве меры наказания предупреждение, поскольку наложенный административный штраф является значительным денежным взысканием и может нанести существенный ущерб деятельности организации, не имеющей собственных средств и существующей исключительно на членские взносы и пожертвования.
В представленном отзыве на кассационную жалобу административный орган против отмены судебных актов возражает, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, своих представителей в судебное заседание не направили, организация заявила ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие ее представителя.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, проверив в порядке и пределах
статей 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судебными инстанциями норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, административным органом 11.03.2008 на основании распоряжения о проведении мероприятий по надзору от 26.02.2008 N 216 проведена плановая проверка соблюдения организацией норм и правил пожарной безопасности в помещении, расположенном по адресу: г.Петропавловск-Камчатский, ул. Северная, д. 2 "а".
В ходе проверки выявлены нарушения противопожарных правил и норм, а именно: отсутствие автоматической системы оповещения людей о пожаре и автоматической пожарной сигнализации; отверстия в противопожарных стенах и преградах, не заделаны строительным раствором; хранение кислородных баллонов в помещениях автомобильного бокса; эксплуатация электросветильников без предусмотренных защитных плафонов; применение некалиброванных плавких вставок при эксплуатации действующих электроустановок; горючая отделка стен и потолка на путях эвакуации; не произведена проверка состояния стационарного оборудования и электропроводки рабочего освещения, испытание и измерение сопротивления изоляции проводов, кабелей и заземляющих устройств; наличие глухой металлической решетки на окне кабинета; недостаточное количество первичных средств пожаротушения; соединение токоведущих жил электропроводов при помощи механических скруток. Факт нарушения зафиксирован в акте проверки от 11.03.2008 N 216 и отражен в протоколе об административном правонарушении от 11.03.2008 N 239.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении административным органом 18.03.2008 вынесено постановление N 158 о привлечении организации к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 15 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, организация оспорила его в судебном порядке.
Суды обеих инстанций, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, применив нормы законодательства о пожарной безопасности, пришли к правильному выводу об обоснованности привлечения учреждения к административной ответственности, правомерно исходили из следующего.
В силу
статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальные предприниматели обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности предусмотрены
Правилами пожарной безопасности (далее - ППБ 01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313,
Нормами пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (далее - НПБ 110-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315 и
Нормами пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" (далее - НПБ 104-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323.
Пунктом 10 Правил ППБ 01-03 предусмотрено, что собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны: обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору; создавать и содержать на основании утвержденных в установленном порядке норм, перечней особо важных и режимных объектов и предприятий, на которых создается пожарная охрана, органы управления и подразделения пожарной охраны, а также обеспечивать в них непрерывное несение службы и использование личного состава и пожарной техники строго по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, установленных стандартами, нормами и правилами, предусмотрена
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Поскольку факт совершения организацией административного правонарушения - нарушение правил и норм пожарной безопасности установлен судом, подтверждается материалами дела и по существу не оспаривается организацией, арбитражный суд пришел к обоснованному выводу о правомерном привлечении общества к административной ответственности по
части 1 статьи 20.4 КоАП РФ.
Вместе с тем, признав в качестве смягчающих обстоятельств совершение заявителем действий, направленных на устранение выявленных в ходе проверки нарушений; финансовое положение организации, существующей за счет членских взносов и пожертвований; социальную значимость ее деятельности, а также факт совершения административного правонарушения впервые, арбитражный суд изменил оспариваемое постановление в части, касающейся назначения административного наказания, и снизил размер административного штрафа до 10 000 руб.
Исходя из смысла
статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение, как мера административного наказания, применяется только при совершении административных правонарушений, не представляющих значительную общественную опасность и не повлекших причинение значительного вреда.
Объектом вменяемого организации правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, обеспечение которой представляет собой важнейшую функцию государства, направленную на защиту жизни и здоровья граждан, их имущества, а также государственного, муниципального имущества и имущества организаций от пожаров, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о необходимости назначения административного наказания за данное правонарушение в виде административного штрафа.
С учетом изложенного и исходя из обстоятельств рассматриваемого спора, арбитражный суд правомерно посчитал, что за совершение данного правонарушения не подлежит назначению административное наказание в виде предупреждения, поскольку организацией создана существенная угроза охраняемым общественным отношениям, которая в силу возможных негативных последствий может повлечь угрозу для жизни и здоровья неопределенного круга лиц.
Доводы кассационной жалобы о том, что организация не имеет средств на обеспечение должного состояния пожарной безопасности, устранение выявленных административным органом нарушений, уплату штрафа были также предметом рассмотрения в арбитражном суде, им дана правильная правовая оценка в соответствии с требованиями
статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а в силу предоставленных суду кассационной инстанции
статьей 286 названного Кодекса полномочий доводы кассационной жалобы, направленные на переоценку установленных обстоятельств, оцененных судом, не учитываются судом кассационной инстанции при проверке законности судебных актов.
Учитывая, что имеющимися в материалах дела доказательствами подтвержден факт совершенного правонарушения, суд не установил нарушения порядка привлечения общества к административной ответственности, следовательно, оснований для отмены принятых по делу судебных актов у суда кассационной инстанции не имеется.
Руководствуясь
статьями 286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 30.05.2008, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2008 по делу N А24-1640/2008 Арбитражного суда Камчатской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.