Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2012 N Ф03-2203/2012 по делу N А51-19063/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт нарушения заявителем - арендатором котельных помещений - требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации при наличии глухих металлических решеток на окнах зданий и неисправной дымовой трубы.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 21.06.2012 N Ф03-2203/2012 по делу N А51-19063/2011
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 1, ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку установлен факт нарушения заявителем - арендатором котельных помещений - требований пожарной безопасности к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации при наличии глухих металлических решеток на окнах зданий и неисправной дымовой трубы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2012 г. N Ф03-2203/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 июня 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
председательствующего: Л.К. Кургузовой
судей: Н.В. Меркуловой, Е.П.Филимоновой
при участии
от Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго" - представитель не явился;
от Отдела надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго
на решение от 13.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда 03.04.2012
по делу N А51-19063/2011 Арбитражного суда Приморского края
дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Е.И. Андросова;
в суде апелляционной инстанции судьи: Е.Л. Сидорович, О.Ю. Еремеева, Г.М. Грачев
по заявлению Краевого государственного унитарного предприятия "Примтеплоэнерго"
к Отделу надзорной деятельности Артемовского городского округа Главного управления МЧС России по Приморскому краю
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности от 03.11.2011 N 724
В судебном заседании в соответствии со
статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 09 часов 45 минут 14.06.2012.
Краевое государственное унитарное предприятие "Примтеплоэнерго" (далее - заявитель, предприятие, КГУП "Примтеплоэнерго") (ОГРН 1022501284970, Приморский край, г. Владивосток, ул. Героев Варяга, 12) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 03.11.2011 N 724 Отдела надзорной деятельности Артемовского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю (далее - административный орган) (ОГРН 1042503038467, Приморский край, г. Владивосток, ул. Суханова, 3) о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 151 000 руб.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 13.02.2012, оставленным без изменения постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012, предприятию в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе КГУП "Примтеплоэнерго" просит решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Предприятие полагает, что судами обеих инстанций неправильно применены нормы материального права и не учтено, что заявитель не является субъектом ответственности вмененных правонарушений, так как установка в арендуемых помещениях противопожарного оборудования является правом арендатора, но не обязанностью. Не согласился заявитель с выводом суда апелляционной инстанции о необходимости представления последним доказательств подтверждающих принятие предприятием мер, предусматривающих пожаротушение в помещениях гаражей.
КГУП "Примтеплоэнерго", Отдел надзорной деятельности Артемовского городского округа Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Приморскому краю, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы, своих представителей для участия в судебном заседании суда кассационной инстанции не направили. Согласно отзыву административный орган просил судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения, предприятие в заявлении указало на возможность рассмотрения жалобы в отсутствие его представителя.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа, проверив в порядке и пределах установленных
статьями 284,
286 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов фактическим обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, не находит правовых оснований для удовлетворения кассационной жалобы в силу следующего.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 05.10.2011 на основании распоряжений государственного инспектора Артемовского городского округа по пожарному надзору проведена плановая выездная проверка КГУП "Примтеплоэнерго" на предмет соблюдения требований пожарной безопасности.
По результатам проверки административным органом составлены протоколы об административном правонарушении от 24.10.2011 NN 724, 725, на основании которых вынесено постановление от 03.11.2011 N 724 о назначении заявителю административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности и совершение административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 151 000 руб.
В ходе проверки административным органом установлено, что 15.04.2011 между Артемовским городским округом в лице Управления муниципальным имуществом администрации Артемовского городского округа (арендодатель) и КГУП "Примтеплоэнерго" заключен договор аренды имущества N 1/0035-11 - котельных, расположенных по адресам: г. Артем, ул. 1-ая Рабочая, 83/2, ул. Ангарская, 9, ул. Берзарина, 9/1, ул. Гагарина, 23а, ул. Есенина, 25/1, ул. Сахалинская, 52/1, ул. Баумана, ул. Ремзаводская, 5, ул. Уткинская, 6, ул. Сахалинская, 9, ул. Полевая, 20/1, п. Олений, ул. Достоевская, 67, ул. Виноградная, 3/1, ул. Чайковского, 53, пер. Русский, 1, ул. Достоевская, 48, ул. Авиационная, пунктом 2.2.2 которого на арендатора возложена обязанность содержать арендуемое имущество в соответствующем санитарном и противопожарном состоянии.
Осуществив плановую выездную проверку общества на предмет соблюдения требований пожарной безопасности, административным органом выявлены следующие нарушения:
помещение в котельной, расположенной по адресу: г. Артем, ул. Рабочая, 83/2, не защищено автоматической пожарной сигнализацией, расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна жилого помещения по горизонтали менее 4-х метров, расстояние от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали менее 8 метров;
в котельной, расположенной по ул. Ангарской, 9, в г. Артеме, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, резервуар для хранения жидкого топлива, установленный вне котельной не огорожен земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м;
в котельной, расположенной по ул. Берзарина, 9/1 в г. Артеме, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии,
не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
в котельной, расположенной по ул. Гагарина, 23а в г. Артеме, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в котельном зале установлен закрытый расходный бак жидкого топлива (мазута) вместимостью более 5м3, на окнах установлены глухие металлические решетки;
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Сахалинская, 52/1, помещение котельной не защищено автоматической пожарной сигнализацией;
помещения в котельной по адресу: г. Артем, ул. Баумана, не защищены автоматической пожарной сигнализацией, забита дверь эвакуационного выхода, дымовая труба котельной находится в неисправном состоянии;
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Ремзаводская, 5, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, резервуар для хранения жидкого топлива, установленный вне котельной не огорожен земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м;
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Уткинская, 6, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Сахалинская, 9, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, на окнах установлены глухие металлические решетки;
помещение котельного зала в котельной, расположенной по адресу: г. Артем, ул. Полевая, 20/1, не защищено автоматической пожарной сигнализацией, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Чайковского, 53, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
в котельной, расположенной по адресу: г. Артем, п. Олений, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализацией;
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Виноградная, 3/1, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в производственном помещении котельной устроено бытовое помещение из горючего материала (выгороженное деревянными перегородками);
в котельной, расположенной по адресу: г. Артем, ул. Авиационная, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации;
в котельной, расположенной по адресу: г. Артем, ул. Достоевского, 67, автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации, в производственном помещении котельной устроено бытовое помещение из горючего материала (выгороженное деревянными перегородками);
в котельной по адресу: г. Артем, ул. Достоевского, 48, автоматическая пожарная сигнализация находятся в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации,
в котельной, расположенной по адресу: г. Артем, пер. Русский, 1 автоматическая пожарная сигнализация находится в неисправном состоянии, не заключен договор на обслуживание автоматической пожарной сигнализации,
в Филиале "Артемовский" КГУП "Примтеплоэнерго" г. Артем, ул. Кирова 7а помещения гаражей административно-производственного здания и гаража, примыкающего к зданию энерго-механической службы не защищены автоматической пожарной сигнализацией, служебные и бытовые помещения здания энерго-механической службы (кабинет начальника, нарядной, раздевалка) не защищены автоматической пожарной сигнализацией, помещения линейного отдела, транспортного участка, диспетчерской не защищены автоматической пожарной сигнализацией, стены на путях эвакуации из помещений линейного отдела, в коридоре отдела сбыта, коридоре 1 этажа административного здания филиала, холле 2 этажа и лестничной клетке административного здания филиала отделаны горючим материалом, на путях эвакуации в холле 2 этажа административного здания филиала осуществляется складирование горючего материала (пачек документов, упаковок с бумагой).
Ссылаясь на незаконность постановления административного органа, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суды обеих инстанций исходили из доказанности административным органом факта совершения предприятием вмененных административных правонарушений, его вины и отсутствия процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности.
При этом судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации установлены Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Регулирование вопросов пожарной безопасности, помимо
Закона о пожарной безопасности, осуществляется принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, а также нормативными документами по пожарной безопасности, в частности национальными стандартами, сводами правил, содержащими требования пожарной безопасности (нормы и правила), правилами пожарной
безопасности, а также стандартами, инструкциями и иными документами, содержащими требования пожарной безопасности (
статьи 1,
2 Закона о пожарной безопасности).
Обязательные для применения и исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами, должностными и юридическими лицами на территории Российской Федерации требования пожарной безопасности установлены, в том числе
Правилами пожарной безопасности (ППБ-01-03), утвержденными Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313.
Согласно
пункту 40 ППБ-01-03 в зданиях, сооружениях организаций (за исключением индивидуальных жилых домов) запрещается устанавливать глухие решетки на окнах и приямках у окон подвалов, за исключением случаев, специально оговоренных в нормах и правилах, утвержденных в установленном порядке. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается загромождать эвакуационные пути и выходы (в том числе проходы, коридоры, тамбуры, галереи, лифтовые холлы, лестничные площадки, марши лестниц, двери, эвакуационные люки) различными материалами, изделиями, оборудованием, производственными отходами, мусором и другими предметами, а также забивать двери эвакуационных выходов (
пункт 53 ППБ-01-03). Перед началом отопительного сезона печи, котельные, теплогенераторные и калориферные установки, другие отопительные приборы и системы должны быть проверены и отремонтированы. Неисправные печи и другие отопительные приборы к эксплуатации не допускаются (
пункт 65 ППБ-01-03). Регламентные работы по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации и пожаротушения, систем противодымной защиты, оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией должны осуществляться в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками проведения ремонтных работ. Техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт должны выполняться специально обученным обслуживающим персоналом или специализированной организацией, имеющей лицензию, по договору (
пункт 96 ППБ-01-03).
В силу
пункта 98 ППБ-01-03 установки пожарной автоматики должны находиться в исправном состоянии и постоянной готовности,
соответствовать проектной документации. Открытые площадки для хранения нефтепродуктов в таре должны быть огорожены земляным валом или негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м с пандусами для прохода на площадки. Площадки должны возвышаться на 0,2 м над прилегающей территорией и быть окружены кюветом для отвода сточных вод (
пункт 522 ППБ-01-03).
Кроме того, наряду с
ППБ-01-03 при соблюдении требований пожарной безопасности следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности, в том числе (с учетом рассматриваемых в данном деле объектов) положениями СНиП 11-35-76 "Нормы проектирования "Котельные установки" и
Нормами пожарной безопасности (НПБ-110-03) "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией".
Согласно пункту 1.7 СНиП 11-35-76 не допускается проектирование пристроенных котельных непосредственно примыкающих к жилым зданиям со стороны входных подъездов и участков стен с оконными проемами, где расстояние от внешней стены котельной до ближайшего окна жилого помещения по горизонтали менее 4-х метров, а расстояние от перекрытия котельной до ближайшего окна по вертикали менее 8 метров. В котельных залах (но не над котлами или экономайзерами) отдельно стоящих котельных допускается предусматривать установку закрытых расходных баков жидкого топлива емкостью не более 5 м 3 - для мазута и 1 м 3 - для легкого нефтяного топлива. Для встроенных и пристроенных индивидуальных котельных общая вместимость расходных баков, устанавливаемых в помещении котельной, не должна превышать 0,8 м 3.
Здания и сооружения для автомобилей, используемые для их хранения, а также здания общественного и административно-бытового назначения согласно
пунктам 4,
9 таблицы 1 НПБ-110-03 подлежат защите автоматической пожарной сигнализацией.
Несоблюдение либо ненадлежащее соблюдение указанных выше требований влечет административную ответственность, предусмотренную
частями 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности и
пунктом 10 ППБ-01-03 предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества и лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.
К лицам, уполномоченным владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом (в ограниченном виде) в соответствии со
статьями 606,
615 Гражданского кодекса Российской Федерации относятся и арендаторы.
Поскольку обеспечение своевременного выполнения требований пожарной безопасности входит в обязанности как арендодателя, так и арендатора, ответственность за нарушение
правил пожарной безопасности возлагается на них в зависимости от того, чье противоправное, виновное действие (бездействие) образует состав административного правонарушения.
Исходя из правомочий арендатора и условий договора аренды, установка автоматической пожарной сигнализации, заключение договора на ее обслуживание, снятие глухих металлических решеток с окон, ремонт дымовой трубы, должно осуществляться арендодателем.
Вместе с тем, осуществляя эксплуатацию переданных в аренду помещений, арендатор должен выполнять противопожарные требования норм для данного типа здания (
пункт 38 ППБ-01-03) и предпринимать меры по устранению причин и условий, способствующих нарушению
правил пожарной безопасности.
Материалы дела не содержат доказательств принятия предприятием мер по уведомлению собственника и разрешению вопроса об устранении неисправностей автоматической пожарной сигнализации, ее установлении в помещениях эксплуатируемых заявителем, снятии решеток с окон, а также доказательств наличия объективных препятствий для совершения указанных действий заявителем.
Кроме того, административным органом выявлены иные нарушения требований пожарной безопасности, соблюдение которых должно осуществляться предприятием: в котельных, расположенных в г. Артеме, по ул. Ангарской 9, Ремзаводская, 5 резервуар для хранения жидкого топлива, установленный вне котельной не огорожен земляным валом или
негорючей сплошной стенкой высотой не менее 0,5 м; по ул. Гагарина, 23 а, в г. Артеме в котельном зале установлен закрытый расходный бак жидкого топлива (мазута) вместимостью более 5 м 3; в котельных по ул. Виноградная, 3/1, Достоевского 67, в г. Артеме в производственном помещении устроены бытовые помещения из горючего материала (выгороженное деревянными перегородками).
Также при осуществлении проверки, административным органом выявлено нарушение требований пожарной безопасности в помещениях административно-производственного здания, служебных, бытовых помещениях, в помещениях линейного отдела, транспортного участка, диспетчерской и гаражей, принадлежащих заявителю (г. Артем, ул. Кирова, 7а). В указанных помещениях отсутствовала автоматическая пожарная сигнализация, стены на путях эвакуации из помещений в коридор 1 этажа административного здания, в холле 2 этажа административного здания филиала отделаны горючим материалом, на путях эвакуации осуществлялось складирование горючего материала (пачек документов).
При этом суд кассационной инстанции считает неправомерным вменение заявителю нарушения пункта 1.7 СНиП 11-35-76 ввиду предъявления требования к ненадлежащему субъекту, а также нарушения
правил пожарной безопасности в котельной по адресу: г. Артем, ул. Есенина, 25/1, поскольку данный объект не указан в протоколах об административных правонарушениях. Вместе с тем указанные обстоятельства не привели к принятию неправильных судебных актов, не повлияли на законность выводов судов по существу спорных правоотношений.
Подлежит отклонению как несостоятельный довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у последнего обязанности по установлению автоматической пожарной сигнализации в зданиях и сооружениях для автомобилей, используемых для их хранения в филиале предприятия.
Поскольку факт нарушения заявителем
правил пожарной безопасности и его вина в совершении правонарушений судами установлена и подтверждается материалами дела, судебные инстанции обоснованно указали на отсутствие правовых оснований для удовлетворения заявления.
Руководствуясь
статьями 284,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 13.02.2012, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.2012 по делу N А51-19063/2011 Арбитражного суда Приморского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.К.Кургузова
Судьи
Н.В.Меркулова
Е.П.Филимонова