Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.02.2014 N Ф03-6857/2013 по делу N А73-9617/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в административном здании.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлено, вина общества подтверждена.
Постановление ФАС Дальневосточного округа от 19.02.2014 N Ф03-6857/2013 по делу N А73-9617/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении общества к ответственности по ч. ч. 1, 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности в административном здании.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку наличие в действиях общества состава вменяемого правонарушения установлено, вина общества подтверждена.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 февраля 2014 г. N Ф03-6857/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 12 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 февраля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа в составе:
Председательствующего: Брагиной Т.Г.
Судей: Голикова В.М., Трофимовой О.Н.
при участии:
от заявителя: закрытого акционерного общества "Гостиница "Амур" - Лещев Р.В. представитель по доверенности от 10.09.2013 б/н;
от ответчика: Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю - представитель не явился;
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Гостиница "Амур"
на решение от 10.10.2013,
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013
по делу N А73-9617/2013 Арбитражного суда Хабаровского края
Дело рассматривали: в суде первой инстанции судья Руденко Р.А., в суде апелляционной инстанции судьи: Швец Е.А., Пескова Т.Д., Сапрыкина Е.И.
По заявлению закрытого акционерного общества "Гостиница "Амур"
к Отделу надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю
о признании незаконным и отмене постановления
Закрытое акционерное общество "Гостиница "Амур" (ОГРН 1082721448039, место нахождения: 680013, г. Хабаровск, ул. Ленина, 29; далее - ЗАО "Гостиница "Амур", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю (далее - Отдел надзорной деятельности, административный орган) от 13.08.2013 N 190/01 и N 191/01 о назначении административного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных
частями 1,
4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 10.10.2013, оставленным без изменения
постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано. Суды обеих инстанций признали доказанным факт совершения обществом вменяемых административных правонарушений.
В кассационной жалобе, поданной в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа на предмет отмены состоявшихся по делу судебных актов, ЗАО "Гостиница "Амур", а также его представителем в судебном заседании приводятся доводы о неправильном применении норм материального права. Заявленные требования мотивированы нарушением административным органом процедуры проведения плановой проверки, а также тем, что общество не является субъектом совершенных правонарушений, поскольку ответственность за нарушение
пунктов 21,
24,
61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, несет руководитель предприятия как должностное лицо. Кроме того, по мнению заявителя жалобы, суды неправомерно применили к спорным правоотношениям требования Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также
СНиП 21-01-97,
СП 1.13130.2009, поскольку проверявшийся объект заявителя был построен и введен в эксплуатацию до введения в действие названного
Закона, а положения, установленные
СНиП 21-01-97 и
СП 1.13130.2009, не являются обязательными для исполнения в силу их прямого указания.
Отделом надзорной деятельности отзыв на кассационную жалобу не представлен; извещенный надлежащим образом о времени месте рассмотрения жалобы, явку своего представителя в судебное заседание кассационной инстанции не обеспечил.
В судебном заседании в соответствии со
статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) объявлялся перерыв до 12.02.2014.
Ознакомившись с письменными доказательствами, заслушав пояснения лица, принимавшего участие в судебном заседании, обсудив обстоятельства дела, доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Законность, обоснованность судебных актов проверены по основаниям и в порядке, предусмотренным
статьями 273,
284,
286 -
289 АПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в соответствии с утвержденным Генеральной прокуратурой РФ планом проверок субъектов предпринимательства на 2013 год на основании распоряжения заместителя начальника ОНД по Железнодорожному и Центральному районам г. Хабаровска УНД ГУ МЧС России по Хабаровскому краю от 24.06.2013 N 375 проведена плановая выездная проверка ЗАО "Гостиница "Амур" на предмет соблюдения обязательных требований в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности на объекте защиты по адресу: г. Хабаровск, ул. Ленина, 29, в период с 28.06.2013 по 25.07.2013 (20 рабочих дней).
В ходе проведения проверки выявлены нарушения обществом
статей 53,
54,
83,
89,
части 15 статьи 88 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ);
пунктов 21,
24,
61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 (далее - ППР N 390);
пункта 4 Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 315;
пункта 3.21 Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)", утвержденных приказом МЧС РФ от 20.06.2003 N 323;
пунктов 6.16,
6.18,
6.28,
7.22,
8.4 СНиП 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7;
пунктов 4.2.5,
4.2.7,
4.3.4 СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 171;
пункта А4 приложения А (обязательное) СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", утвержденных Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 N 175, а именно: не проведены проверка качества огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций стропильной системы крыши в соответствии с инструкцией завода-изготовителя с составлением акта проверки качества огнезащитной обработки, а также эксплуатационные испытания 2 пожарных лестниц (типа П1) и ограждений на крыше здания с составлением соответствующего акта испытания; выходы на чердак из лестничных клеток осуществляются не через противопожарные люки 2 типа с пределом огнестойкости не менее EI30 по
таблице 2 СНиП 21-01-97; дверь машинного отделения лифта выполнена не противопожарной 2 типа, с пределом огнестойкости не менее EI30 по
таблице 2 СНиП 21-01-97; расстояние от потолка до верхней части настенных речевых оповещателей, размещенных в коридорах 2, 3, 5 этажа, составляет менее 150 мм (вплотную к подвесному потолку); в коридоре 5 этажа демонтированы дымовые извещатели пожарные (ДИП); высота эвакуационных выходов коридора 3, 5 этажа в левую, правую лестничную клетку составляют в свету менее 1,9 м, ширина - менее 0.8 м; двери, отделяющие правую лестничную клетку от коридора 2 этажа, не оборудованы устройствами самозакрывания, чем не обеспечивается противодымная защита путей эвакуации и коридора; на путях эвакуации из центральной лестничной клетки, из левого крыла в сторону холла 1 этажа допущен перепад высот (17 см); на путях эвакуации из левого крыла в сторону холла 1 этажа допущен перепад высот до 45 см (31 см), выполненный 2 ступенями; помещения расположенной в цокольном этаже сауны, не связанные с мокрым процессом (комнаты отдыха, раздевалки), не оборудованы автоматической системой пожарной сигнализации (помещения не защищены ДИП).
Указанные нарушения отражены в акте проверки от 25.07.2013 N 375.
По факту выявленных нарушений административным органом были составлены протоколы от 01.08.2013 N 190/01; 191/01 об административных правонарушениях.
Рассмотрев материалы административного дела, главный государственный инспектор Железнодорожного и Центрального районов по пожарному надзору вынес постановление от 13.08.2013 N 190/01, N 191/01, которым ЗАО "Гостиница "Амур" признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных
частями 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ, и с учетом положений
статьи 4.4 КоАП РФ ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Не согласившись с названным постановлением, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях ЗАО "Гостиница "Амур" состава вмененных административных правонарушений и не установил нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности, в связи с чем отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, не находит оснований для удовлетворения жалобы исходя из следующего.
Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, определяются Федеральным
законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ).
Согласно
статье 1 Закона N 69-ФЗ пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В
статье 2 Закона N 69-ФЗ законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.
Статьей 20 Закона N 69-ФЗ установлено, что к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Из материалов дела следует, что обществу наряду с нарушением Федерального
закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" вменяются нарушения
Правил противопожарного режима в Российской Федерации,
Норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03),
Норм пожарной безопасности "Проектирование систем оповещения людей о пожаре в зданиях и сооружениях" (НПБ 104-03)",
СНиПа 21-01-97 "Пожарная безопасность зданий и сооружений",
СП 1.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы",
СП 5.13130.2009 "Свод правил. Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования", всего 15 эпизодов.
В
статье 37 Закона N 69-ФЗ закреплена обязанность организаций соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Как указано в
части 1 статьи 38 Закона N 69-ФЗ, ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Понятие технического регулирования в области пожарной безопасности раскрыто в
статье 4 Закона N 123-ФЗ с указанием нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности и нормативных документов по пожарной безопасности (
части 1,
2 и
3).
Согласно
подпункту 2 пункта 1 статьи 6 Закона N 123-ФЗ пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Судами проверены и подтверждены выявленные Отделом надзорной деятельности в ходе контрольного мероприятия нарушения требований пожарной безопасности. Эти нарушения подтверждаются имеющимися в деле доказательствами и правильно квалифицированы административным органом (
части 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ).
В соответствии с
частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
При этом суды правильно применили положения
статьи 38 Закона N 69-ФЗ, обоснованно отклонив довод общества о том, что оно не является субъектом вмененных административных правонарушений.
Заявитель, будучи собственником здания, обязан обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.
Предусмотренная
пунктами 21,
24,
61 ППР N 390 ответственность должностного лица не освобождает юридическое лицо от ответственности, предусмотренной
частями 1 и
4 статьи 20.4 КоАП РФ, как для должностных лиц, так и юридических лиц.
Кроме того, в силу
части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности физического лица (в частности, являющегося должностным лицом (руководителем) коммерческой организации -
статья 2.4 КоАП РФ) не освобождает от административной ответственности за данное нарушение юридическое лицо.
В связи с чем подлежит отклонению довод кассационной жалобы об исключительном субъекте административной ответственности.
Так же как и доводы кассационной жалобы о неправомерности вменения нарушений
СНИПа 21-01-97,
СП 1.13130.2009,
СП 5.13130.2009 со ссылкой на то, что требования
Закона N 123-ФЗ не являются обязательными для применения обществом, поскольку на момент строительства и введения в эксплуатацию здания положения данного
закона не действовали.
Согласно
части 4 статьи 4 Закона N 123-ФЗ в случае, если положениями настоящего Федерального
закона (за исключением положений
статьи 64,
части 1 статьи 82,
части 7 статьи 83,
части 12 статьи 84,
частей 1.1 и
1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального
закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Из приведенных выше нормоположений можно сделать вывод, что для зданий, построенных до вступления в силу
Закона N 123-ФЗ, применяются ранее действующие требования.
Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест Н102-54 от 01.01.1955, утвержденные 04.11.1954 Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам строительства (действующие в период введения объекта защиты в эксплуатацию) также содержали требования обеспечения безопасной эвакуации находящихся в здании людей. Так, согласно примечанию к пункту 31 Н102-54 высота дверей и проходов на путях эвакуации должна была быть в чистоте не менее 2-х метров, ширина коридоров - не менее 1,4 метров, а ширина дверей - не менее 0,8 метров.
Таким образом, в данном случае обществу не предъявляются более высокие требования, чем требования, действовавшие до момента вступления в силу соответствующих положений
Закона N 123-ФЗ.
Кроме того, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей.
Учитывая особую значимость охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами отношений, суды не усмотрели оснований для признания допущенных обществом административных правонарушений малозначительными.
Довод о нарушении порядка проведения плановой проверки юридического лица заявлен повторно, был рассмотрен судебными инстанциями и получил надлежащую правовую оценку.
Пределы рассмотрения дела в суде кассационной инстанции ограничены проверкой правильности применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права с учетом доводов кассационной жалобы, а также проверкой соответствия выводов о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
При таких обстоятельствах основания для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Учитывая изложенное и руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа
постановил:
решение от 10.10.2013,
постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.11.2013 по делу N А73-9617/2013 Арбитражного суда Хабаровского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Т.Г.БРАГИНА
Судьи
В.М.ГОЛИКОВ
О.Н.ТРОФИМОВА