Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2022 N Ф04-7915/2021 по делу N А27-8948/2021
Требование: О привлечении общества к ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ за несоблюдение лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие в штате необходимого количества работников, имеющих образование в области лицензируемой деятельности, не соблюдены требования к хранению огнетушащего порошка, не обеспечено наличие технического средства, предназначенного для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20.01.2022 N Ф04-7915/2021 по делу N А27-8948/2021
Требование: О привлечении общества к ответственности по частям 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ за несоблюдение лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку установлено отсутствие в штате необходимого количества работников, имеющих образование в области лицензируемой деятельности, не соблюдены требования к хранению огнетушащего порошка, не обеспечено наличие технического средства, предназначенного для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 20 января 2022 г. по делу N А27-8948/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 20 января 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Завод шахтного пожарного оборудования" на
решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области (судья Кормилина Ю.Ю.) и
постановление от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Хайкина С.Н., Бородулина И.И., Зайцева О.О.) по делу N А27-8948/2021 по заявлению Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (650000, город Кемерово, улица Красная, дом 11, ИНН 4205076551, ОГРН 1044205090907) к обществу с ограниченной ответственностью "Завод шахтного пожарного оборудования" (652507, Кемеровская область - Кузбасс, город Ленинск-Кузнецкий, улица Васильева, дом 1Б, ИНН 4212034802, ОГРН 1124212001352) о привлечении к административной ответственности.
Суд
установил:
Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Кемеровской области - Кузбассу (далее - административный орган, управление) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлениями о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Завод шахтного пожарного оборудования" (далее - ООО "Завод ШПО", общество) к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (дело N А27-8948/2021), по
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ (дело N А27-8949/2021).
Принятые к производству по указанным заявлениям дела в порядке, предусмотренном
статьей 130 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), объединены в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением делу N А27-8948/2021.
Решением от 05.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области, оставленным без изменения
постановлением от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частями 3,
4 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 50 000 рублей.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
По мнению подателя кассационной жалобы, судами сделан ошибочный вывод о наличии в действиях общества составов вменяемых ему административных правонарушений; не разграничены требования, предъявляемые к соискателю лицензии и организации уже имеющей лицензию; на дату выдачи лицензии кадровый состав общества отвечал предъявляемым требованиям; общество не лишено права заключить договор с организацией, имеющей разрешение на клеймение огнетушителей.
Административный орган отзыв на кассационную жалобу в порядке
статьи 279 АПК РФ не представил.
Проверив в соответствии со
статьями 284,
286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, управлением в период с 01.04.2021 по 28.04.2021 на основании распоряжения от 24.03.2021 N 9 проведена плановая выездная проверка по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в отношении ООО "Завод ШПО", в ходе которой выявлены нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией от 12.08.2016 N 42-Б/00229, выразившиеся в необеспечении наличия в штате у лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек), заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности; необеспечении выполнения требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность (не обеспечено требование к огнетушащему порошку марки "ИСТО-1"; не обеспечено наличие технического средства, предназначенного для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств).
По результатам проверки управлением составлены акт проверки от 28.04.2021 N 9, протоколы об административном правонарушении от 28.04.2021 NN 50, 51 и поданы заявления в суд о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частями 3 и
4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил в деянии общества составы вменяемых ему административных правонарушений, отсутствие нарушений порядка привлечения его к административной ответственности и правовых оснований для применения положений
статьи 2.9 КоАП РФ, посчитав возможным назначить штраф в размере ниже минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, в размере 50 000 руб.
Апелляционный суд согласился с выводами суда первой инстанции.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с
частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от 100 000 руб. до 200 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В
примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Согласно
пункту 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ) деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (
пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).
В силу
пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1128 (далее - Положение N 1128), лицензионными требованиями при осуществлении лицензируемой деятельности являются: наличие у соискателя лицензии или лицензиата оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, согласно перечню, предусмотренному
частью четвертой статьи 24 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ), прошедших поверку в соответствии с Федеральным
законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", и технической документации на них, принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании, предусматривающем право владения и пользования, и необходимых для осуществления лицензируемой деятельности
(подпункт "б"); наличие в штате у соискателя лицензии или лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек, при выполнении 3 или 4 видов работ (услуг) - не менее 3 человек, при выполнении 5 и более видов работ (услуг) - не менее 5 человек), заключивших с соискателем лицензии или лицензиатом трудовые договоры, имеющих: высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности; минимальный стаж работы (не менее чем у 50 процентов работников) в области лицензируемой деятельности, составляющий 3 года
(подпункт "в"); выполнение лицензиатом требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности
(подпункт "д").
Пунктом 5 Положения N 1128 определено, что к грубым нарушениям лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности относятся нарушения требований, предусмотренных
подпунктами "б" и (или)
"д" пункта 4 данного Положения, повлекшие за собой последствия, установленные
частью 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ.
Как следует из
части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных
Законом N 123-ФЗ; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований названного
Закона (
часть 3 статьи 4 Закона N 123-ФЗ).
Работы и услуги в области пожарной безопасности выполняются и оказываются в целях реализации требований пожарной безопасности, а также в целях обеспечения предупреждения и тушения пожаров. Минимальный перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области пожарной безопасности (
статья 24 Закона N 69-ФЗ).
Приказом МЧС России от 31.07.2020 N 571 утвержден Минимальный
перечень оборудования, инструментов, технических средств, в том числе средств измерения, для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (далее - Минимальный перечень).
Исследовав в порядке
статьи 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства в их совокупности, суды двух инстанций установили, что в нарушение
подпункта "б" пункта 4 Положения N 1128,
пункта 5 раздела X Минимального перечня обществом не обеспечено наличие технического средства, предназначенного для клеймения корпусов огнетушителей и запорно-пусковых устройств; в нарушение
подпункта "д" Положения N 1128 не обеспечено выполнение требований к работам (услугам), составляющим лицензируемую деятельность - при проверке качества выполненных работ по техническому обслуживанию и ремонту огнетушителя ОП-10 (3)-АВСЕ-01 N 7 выявлено несоблюдение требований
подпунктов 4.1.4,
4.1.5,
4.1.7 пункта 4.1 ГОСТ Р 53280.4-2009 "Национальный стандарт Российской Федерации. Установки пожаротушения автоматические. Огнетушащие вещества. Часть 4. Порошки огнетушащие общего назначения. Общие технические требования и методы испытаний" (утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18.02.2009 N 54-ст) к огнетушащему порошку марки "ИСТО-1" (допущено содержание массовой доли влаги более 0.35% масс; допущено увеличение массы огнетушащего порошка более 3%, чем не обеспечена требуемая склонность к влагопоглощению; не обеспечена способность к водоотталкиванию капель воды в течение не менее 120 мин.); в нарушение
подпункта "в" пункта 4 Положения N 1128 не обеспечено наличие в штате у лицензиата работников (при выполнении 1 или 2 видов работ (услуг) - не менее 2 человек), заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих: высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности, либо прошедших профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности (из представленных обществом документов не следует, что работники общества - Войко Ю.Л., Ларионов В.Л., Камишков А.В. имеют высшее или среднее профессиональное образование в области лицензируемой деятельности или прошли профессиональное обучение в области лицензируемой деятельности в соответствии с требованиями
статьи 73 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").
При этом суды обоснованно сочли, что необеспечение лицензиатом требований в области пожарной безопасности создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан (
часть 11 статьи 19 Закона N 99-ФЗ).
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение вышеуказанных требований в области пожарной безопасности, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии составов административных правонарушений, предусмотренных
частями 3,
4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Нарушений требований
КоАП РФ в ходе производства по делам об административных правонарушениях не выявлено; срок давности и процедура привлечения к административной ответственности соблюдены.
Административное наказание назначено в соответствии с требованиями
статей 3.1,
4.1 КоАП РФ. Оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного и применения
статьи 2.9 КоАП РФ суды не усмотрели. При этом суды, руководствуясь
частями 3.2 и
3.3 статьи 4.1 КоАП РФ, сочли возможным снизить размер административного штрафа, предусмотренного санкцией
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, до 50 000 руб.
Доводы общества об отсутствии составов вменяемых ему административных правонарушений направлены на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами на основании представленных в материалы доказательств, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции исходя из положений
главы 35 АПК РФ.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
постановил:
решение от 05.07.2021 Арбитражного суда Кемеровской области и
постановление от 15.09.2021 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А27-8948/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Т.ШОХИРЕВА
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА