Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.03.2021 N Ф04-6527/2020 по делу N А02-468/2020
Требование: Об оспаривании ненормативных правовых актов.
Обстоятельства: Во исполнение протеста и представления контролирующих органов приказы об утверждении положительных заключений по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов признаны утратившими силу, направлены уведомления о демонтаже ограждений на арендованных лесных участках.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку проекты содержат сведения о характеристиках находящихся на участках объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, наличие заборов ограничивает права граждан на свободный доступ и пребывание в лесах, пропущен срок обжалования правовых актов.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 03.03.2021 N Ф04-6527/2020 по делу N А02-468/2020
Требование: Об оспаривании ненормативных правовых актов.
Обстоятельства: Во исполнение протеста и представления контролирующих органов приказы об утверждении положительных заключений по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов признаны утратившими силу, направлены уведомления о демонтаже ограждений на арендованных лесных участках.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку проекты содержат сведения о характеристиках находящихся на участках объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, наличие заборов ограничивает права граждан на свободный доступ и пребывание в лесах, пропущен срок обжалования правовых актов.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 3 марта 2021 г. по делу N А02-468/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 02 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2021 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Чапаевой Г.В.
Шохиревой С.Т.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств аудиозаписи кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Берег Катуни" на
решение от 22.07.2020 Арбитражного суда Республики Алтай (судья Соколова А.Н.) и
постановление от 05.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Кривошеина С.В., Логачев К.Д., Хайкина С.Н.) по делу N А02-468/2020 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Берег Катуни" (649113, Республика Алтай, Майминский район, село Манжерок 475 км Чуйского тракта, ОГРН 1020400664162, ИНН 0408000568) к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Ленкина, дом 12, ОГРН 1070411000660, ИНН 0411130302) об оспаривании ненормативных правовых актов.
Другие лица, участвующие в деле: некоммерческая организация "Ассоциация туристских организаций Республики Алтай" (649113, Республика Алтай, Майминский район, село Манжерок, туристическая база туркомплекс "Манжерок", ОГРН 1140400000180, ИНН 0411164485), Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Чорос-Гуркина Г.И., дом 25), Прокуратура Республики Алтай (649000, Республика Алтай, город Горно-Алтайск, улица Чорос-Гуркина Г.И., дом 25, ОГРН 1020400749566, ИНН 0411005358).
В заседании приняла участие представитель Прокуратуры Республики Алтай - Калинина Я.Ю. по доверенности от 05.02.2021.
Суд
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Берег Катуни" (далее - ООО "Берег Катуни", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай (передано по подсудности из Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай) с заявлением к Министерству природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай (далее - министерство) о признании недействительными приказа от 04.04.2019 N 302 "О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношении Республики Алтай от 08.11.2018 N 785", приказа от 10.10.2019 N 794 "О признании утратившим силу приказа Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношении Республики Алтай 14.08.2019 N 674", уведомлений от 10.10.2019 N 10383, 10381 о демонтаже ограждений и разработке нового проекта освоения лесов.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Ассоциация туристских организаций Республики Алтай", Горно-Алтайская межрайонная природоохранная прокуратура Республики Алтай (далее - прокуратура), Прокуратура Республики Алтай.
Решением от 22.07.2020 Арбитражного суда Республики Алтай, оставленным без изменения
постановлением от 05.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, ООО "Берег Катуни" просит указанные судебные акты отменить и удовлетворить заявленные требования.
По мнению подателя жалобы, судами не учтено, что ограждения возведены на лесных участках в целях обеспечения пожарной и санитарной безопасности, противодействия терроризму; вывод судов о пропуске срока на подачу заявления является ошибочным.
В отзывах на кассационную жалобу прокуратура и министерство просят принятые по делу судебные акты оставить без изменения.
Проверив в соответствии со
статьями 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее и приведенных присутствующим в заседании представителем прокуратуры, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, между министерством и ООО "Берег Катуни" заключены договоры от 19.11.2008 N 120-8 и от 08.12.2009 N 30-08-09 аренды лесных участков площадью 1,5 га (Республика Алтай, Майминский район, Майминское лесничество, Манжерокское участковое лесничество, квартал 11, выделы 18, 19, 24) и площадью 0,45 га (Республика Алтай, Усть-Коксинский район, Усть-Коксинское лесничество, Мультинское участковое лесничество, Усть-Коксинская лесная дача, квартал 99, части выделов 3, 18). Лесные участки были предоставлены обществу в целях осуществления рекреационной деятельности.
Общество разработало проекты освоения лесов на лесные участки, на которые были получены положительные заключения государственной экспертизы, утвержденные приказами министерства от 08.11.2018 N 785 и от 14.08.2019 N 674.
25.03.2019 Горно-Алтайским межрайонным природоохранным прокурором в адрес Министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай был принесен протест об отмене приказа от 08.11.2018 N 785 и вынесено представление.
Во исполнение протеста и представления министерство приказами от 04.04.2019 N 302 и от 10.10.2019 N 794 признало утратившими силу приказы об утверждении положительных заключений экспертной комиссии по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов.
10.10.2019 в адрес общества были направлены уведомления N 10381 и N 10383 о вынесении оспариваемых приказов, а также о демонтаже ограждений на арендованных лесных участках и разработке новых проектов освоения лесов, путем исключения ограждений.
Не согласившись с указанными приказами и уведомлениями, ООО "Берег Катуни" обратилось в арбитражный суд с заявлениями о признании их незаконными.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у министерства правовых оснований для вынесения оспариваемых приказов и уведомлений, в связи с чем отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Согласно
статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) лица, которым лесные участки предоставлены в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со
статьей 12 настоящего Кодекса.
Проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (
часть 1 статьи 89 ЛК РФ).
Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее - Порядок N 496), предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в
пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со
статьями 81 -
84 ЛК РФ.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (
пункты 3,
7 Порядка N 496).
Согласно
пунктам 9,
10 Порядка N 496 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом.
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Статья 41 ЛК РФ устанавливает, что леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности
(часть 1). При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений
(часть 2).
В соответствии с
пунктом 6 Правил использования лесов в целях осуществления рекреационной деятельности, утвержденных приказом Рослесхоза от 21.02.2012 N 62 (далее - Правила N 62), лесной участок должен использоваться способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.
Объекты, возведение которых допускается для осуществления рекреационной деятельности, поименованы в
пункте 6 Перечня объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 27.05.2013 N 849-р (далее - Перечень N 849-р).
В силу
части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей
статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим
Кодексом.
В частности, возведение изгородей и ограждений допускается на лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, а также в целях охраны лесопарковых зон (
часть 2 статьи 38,
часть 5 статьи 105 ЛК РФ).
Исследовав и оценив по правилам
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды двух инстанций установили, что лесные участки предоставлены ООО "Берег Катуни" для осуществления рекреационной деятельности; проекты освоения лесов содержат сведения о характеристиках находящихся на участках объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры; в выделе 24 квартала 11 Манжерокского участкового лесничества Майминского лесничества возведен каменный забор с элементами металла протяженностью 200 м; в выделах 3, 18 квартала 99 Мультинского участкового лесничества Усть-Коксинского лесничества - ограждения в виде деревянных столбов с сеткой рабицей протяженностью 120 м и ворот, каменного забора с элементами металла - 10 м.
Вместе с тем огораживание лесного участка для осуществления рекреационной деятельности, а также размещение на нем заборов
ЛК РФ и
пунктом 6 Перечня N 849-р не предусмотрено.
Доказательств того, что ограждения выполнены в целях охраны лесопарковой зоны, обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах, а также безопасности граждан при выполнении каких-либо работ, в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного арбитражные суды пришли к верному выводу о наличии у министерства правовых оснований для отмены приказов от 08.11.2018 N 785 и от 14.08.2019 N 674 и направления обществу оспариваемых уведомлений, поскольку проекты освоения лесов противоречат лесному законодательству, а наличие заборов ограничивает права граждан на свободный доступ и пребывание в лесах.
Кроме того, в соответствии с
частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока, установленного
частью 4 статьи 198 АПК РФ, и отсутствие уважительных причин для его восстановления являются самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 31.01.2006
N 9316/05, от 19.04.2006
N 16228/05, от 10.10.2006
N 7830/06, от 31.10.2006
N 8837/06, от 06.11.2007
N 8673/07, от 26.07.2011
N 18306/10).
Принимая во внимание, что 22.10.2019 представителем общества были получены уведомления от 10.10.2019, содержащие подробные сведения в отношении оспариваемых приказов и основаниях их принятия, а настоящее заявление подано 27.01.2020, суды пришли к верному выводу о пропуске им срока, установленного
частью 4 статьи 198 АПК РФ. Обстоятельств, объективно воспрепятствовавших своевременной подаче заявления об оспаривании приказов и уведомлений, обществом не приведено и судами не выявлено.
С учетом изложенного арбитражные суды правомерно отказали в удовлетворении требований ООО "Берег Катуни".
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка им обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных
статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
постановил:
решение от 22.07.2020 Арбитражного суда Республики Алтай и
постановление от 05.11.2020 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А02-468/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Г.В.ЧАПАЕВА
С.Т.ШОХИРЕВА