Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.11.2023 N Ф04-5222/2023 по делу N А75-3828/2023
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Решение вынесено по итогам рассмотрения жалобы участника аукциона на оказание охранных услуг объектов недвижимости об установлении в закупочной документации условия о наличии у работников удостоверений, подтверждающих проверку знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, предписано устранить нарушение путем направления победителю проекта контракта в исправленной редакции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нормативный акт, предусматривавший обучение работников на территории объекта охраны, утратил силу.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.11.2023 N Ф04-5222/2023 по делу N А75-3828/2023
Требование: О признании недействительными решения и предписания антимонопольного органа.
Обстоятельства: Решение вынесено по итогам рассмотрения жалобы участника аукциона на оказание охранных услуг объектов недвижимости об установлении в закупочной документации условия о наличии у работников удостоверений, подтверждающих проверку знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума, предписано устранить нарушение путем направления победителю проекта контракта в исправленной редакции.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку нормативный акт, предусматривавший обучение работников на территории объекта охраны, утратил силу.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 15 ноября 2023 г. по делу N А75-3828/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 09 ноября 2023 года
Постановление изготовлено в полном объеме 15 ноября 2023 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного онлайн-заседания с использованием средств веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" помощником судьи Крымовской А.М., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на решение от 03.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) и постановление от 28.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А75-3828/2023 по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации города Когалыма (628481, Ханты - Мансийский автономный округ - Югра, город Когалым, улица Дружбы народов, дом 7, ОГРН 1028601443199, ИНН 8608000070) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 27, ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093) о признании недействительными решения и предписания от 17.11.2022 N 086/06/03-1600/2022.
Другие лица, участвующие в деле: общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Илир" (660006, Красноярский край, город Красноярск, улица Свердловская, дом 141, помещение 182, ОГРН 1152468050680; ИНН 2461029990); общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Кварц" (640022, Курганская область, город Курган, улица Уральская, дом 1, строение 3, кабинет 3, ОГРН 1146685025409; ИНН 6685065720).
В онлайн-режиме посредством использования системы веб-конференции информационной системы "Картотека арбитражных дел" (онлайн-заседания) в судебном заседании приняла участие представитель Комитета по управлению имуществом Администрации города Когалыма - Тыналиева А.А. по доверенности от 17.03.2023.
Суд
установил:
Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Когалыма (далее - комитет, заказчик) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы России по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - антимонопольный орган, управление) о признании недействительными решения и предписания от 17.11.2022 N 086/06/03-1600/2022.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Илир" (далее - общество, ООО ЧОО "Илир"), общество с ограниченной ответственностью Частная охранная организация "Кварц" (далее - ООО ЧОО "Кварц").
Решением от 03.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 28.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, антимонопольный орган просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый судебный акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, заказчик необоснованно установил в техническом задании требование о наличии у работников исполнителя удостоверений о проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Общество отзыв на кассационную жалобу в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представило.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлении присутствующего в заседании представителя комитета, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 31.10.2022 муниципальным казенным учреждением Администрация города Когалыма в интересах заказчика в Единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение N 0187300013722000187 о проведении электронного аукциона на оказание охранных услуг комплекса зданий, расположенных по адресу: город Когалым, улица Янтарная, дом 10.
Согласно протоколу подачи ценовых предложений от 08.11.2022 на участие в аукционе было подано девять заявок, включая заявку общества; победителем электронного аукциона признано ООО ЧОО "Кварц" (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2022 N ИЭА1).
ООО ЧОО "Илир", полагая, что установление в закупочной документации требования о необходимости наличия у работников исполнителя удостоверений о проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума является недопустимым, 07.11.2022 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на действия комитета и уполномоченного органа.
Решением управления от 17.11.2022 N 086/06/33-1600/2022 указанная жалоба признана обоснованной; заказчик и уполномоченный орган - нарушившими положения части 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В тот же день антимонопольным органом заказчику и уполномоченному органу выдано предписание об устранении нарушений законодательства путем направления победителю электронного аукциона проекта контракта в исправленной редакции (в части направления исправленного проекта контракта победителю закупки без требования о том, что у работников исполнителя должно быть удостоверение о проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума).
Не согласившись с указанными решением и предписанием антимонопольного органа, комитет обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у антимонопольного органа правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных актов.
Оставляя без изменения оспариваемые судебные акты, суд кассационной жалобы исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (часть 1 статьи 1).
В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принципы открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе (часть 3 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Как следует из материалов дела и установлено судами, признавая жалобу общества обоснованной, а заказчика и уполномоченный орган - нарушившими положения части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, антимонопольный орган исходил из того, что поскольку в соответствии Нормами пожарной безопасности "Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций", утвержденными приказом МЧС России от 12.12.2007 N 645 (далее - Нормы N 645), работники, осуществляющие круглосуточную охрану организации, обучаются по разработанным и утвержденным в установленном порядке специальным программам пожарно-технического минимума непосредственно в организации (пункт 39); а обязанности по обучению пожарно-техническому минимуму в организации возлагаются на ее руководителя (пункт 34), то обучение пожарно-техническому минимуму лиц, осуществляющих круглосуточную охрану организации, должно осуществляться самим заказчиком, а комитет неправомерно установил требование к исполнителю в пункте 6.7 технического задания.
Вместе с тем, как верно указано судом апелляционной инстанции, Нормы N 645 утратили силу с 01.03.2022; из требований к содержанию, составу заявки на участие в закупке не следует, что участнику закупки при подаче заявки было необходимо предоставить удостоверения работников исполнителя о проверке знаний по пожарной безопасности в объеме пожарно-технического минимума.
При указанных обстоятельствах, а также принимая во внимание, что действующим законодательством предусмотрено, что обучение работников мерам пожарной безопасности возлагается на руководителей организаций, в которых данные лица осуществляют трудовую деятельность (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности"), суды пришли к обоснованному выводу об отсутствии в действиях заказчика и уполномоченного органа нарушений пункта 3 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в связи с чем удовлетворили заявленное требование.
Вопреки доводам подателя кассационной жалобы, включение спорного условия в техническое задание не привело к сужению круга потенциальных участников закупки, не препятствовало подаче обществом заявки на участие в аукционе, и не явилось причиной, по которой общество не было признано победителем аукциона.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении нижестоящими судами норм права.
Суд округа не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 03.05.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 28.07.2023 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-3828/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Ф.ДРУЖИНИНА
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА