Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2018 N Ф04-572/2018 по делу N А81-3697/2017
Требование: О признании недействительным решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Обстоятельства: По концессионному соглашению общество обязалось реконструировать системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Оспариваемым решением рекомендовано обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку, доступность подъезда пожарной техники к гидрантам, выезд аварийной бригады.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку гидранты являются составной частью объекта концессионного соглашения, общество приняло на себя обязательства по обеспечению их надлежащего функционирования и содержания в исправном состоянии.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 02.03.2018 N Ф04-572/2018 по делу N А81-3697/2017
Требование: О признании недействительным решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.
Обстоятельства: По концессионному соглашению общество обязалось реконструировать системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения. Оспариваемым решением рекомендовано обеспечить исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку, доступность подъезда пожарной техники к гидрантам, выезд аварийной бригады.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку гидранты являются составной частью объекта концессионного соглашения, общество приняло на себя обязательства по обеспечению их надлежащего функционирования и содержания в исправном состоянии.


Содержание


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 2 марта 2018 г. по делу N А81-3697/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 01 марта 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричек Ю.Н.
судей Григорьева Д.В.,
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение от 28.08.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа (судья Садретинова Н.М.) и постановление от 25.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Грязникова А.С., Иванова Н.Е., Рыжиков О.Ю.) по делу N А81-3697/2017 по заявлению акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" (629008, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Салехард, улица Республики, дом 67, офис 600, ИНН 8901025421, ОГРН 1118901002153) к Администрации города Губкинский (629830, Ямало-Ненецкий автономный округ, город Губкинский, микрорайон 5, дом 38, ИНН 8911006178, ОГРН 1028900898179) об оспаривании решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского от 21.03.2017 N 10.
Суд
установил:
акционерное общество "Ямалкоммунэнерго" (далее по тексту - общество, АО "Ямалкоммунэнерго", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа с заявлением к Администрации муниципального образования город Губкинский (далее по тексту - администрация, заинтересованное лицо) о признании недействительным решения комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского от 21.03.2017 N 10.
Решением от 28.08.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, оставленным без изменения постановлением от 25.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении требования АО "Ямалкоммунэнерго" отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять новый акт.
По мнению подателя кассационной жалобы, пожарные гидранты, присоединенные к сети холодного водоснабжения, АО "Ямалкоммунэнерго" не эксплуатируются и не передавались администрацией обществу; обеспечение надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии пожарных гидрантов является публично-правовой обязанностью администрации; расходы по содержанию пожарных гидрантов не заложены в тарифе общества на водоснабжение.
В отзыве на кассационную жалобу администрация просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
От заинтересованного лица поступило ходатайство о рассмотрении кассационной жалобы в отсутствие его представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между Департаментом по управлению муниципальным имуществом города Губкинского (концедент) и АО "Ямалкоммунэнерго" (концессионер) подписано концессионное соглашение от 31.12.2015, согласно которому концессионер обязуется за свой счет реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе 2 соглашения, право собственности, на которое принадлежит и будет принадлежать концеденту, и осуществлять на территории муниципального образования города Губкинский горячее и холодное водоснабжение, водоотведение с использованием объекта Соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектом соглашения для осуществления указанной деятельности.
Объектом Соглашения являются централизованные системы горячего и холодного водоснабжения, водоотведения и отдельные объекты таких систем, находящихся в собственности муниципального образования город Губкинский (пункт 2).
На основании проверки федерального государственного казенного учреждения "12 пожарная часть Федеральной противопожарной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу", проведенной в соответствии с постановлением от 23.01.2017 N 61 администрации, комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского принято решение от 21.03.2017 N 10 "О содержании источников наружного противопожарного водоснабжения на территории города Губкинского".
Пунктом 2 указанного решения комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности города Губкинского рекомендовано директору филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в городе Губкинский в срок до 31.03.2017:
- обеспечить исправное состояние источников наружного противопожарного водоснабжения (пожарных гидрантов), расположенных на водопроводных сетях, согласно Концессионному соглашению от 31.12.2015;
- обеспечить утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года;
- обеспечить немедленный выезд аварийной бригады к пожарным гидрантам, в случае возникновения пожара, по сообщению единой дежурно-диспетчерской службы города.
Полагая, что указанное решение является незаконным и нарушающим его права и интересы в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в суд настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанции, учитывая положения статей 6, 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон N 131-ФЗ), статьи 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее по тексту - Закон N 416-ФЗ), статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее по тексту - Закон N 115-ФЗ), пункта 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме", Постановления Администрации города Губкинский от 23.10.2015 N 2096 "Об утверждении Положения о порядке содержания и эксплуатации источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных на территории муниципального образования город Губкинский", пришли к выводу, что пожарные гидранты являются обязательной составной и неотъемлемой частью системы водоснабжения, переданной заявителю по концессионному соглашению, а следовательно на общество возложена обязанность по обеспечению их надлежащего технического функционирования, обслуживанию и содержанию.
Оставляя без изменения обжалуемые судебные акты, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В соответствии со статьей 16 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом (пункт 4 части 1 статьи 16); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа (пункт 8 части 1 статьи 16); обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (пункт 10 части 1 статьи 16).
Статьей 3 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 69-ФЗ) установлено, что основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В части 2 статьи 62 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее по тексту - Закон N 123-ФЗ) указано, что в качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться естественные и искусственные водоемы, а также внутренний и наружный водопроводы (в том числе питьевые, хозяйственно-питьевые, хозяйственные и противопожарные).
К источникам наружного противопожарного водоснабжения относятся: наружные водопроводные сети с пожарными гидрантами; водные объекты, используемые для целей пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации, противопожарные резервуары. Поселения и городские округа должны быть оборудованы противопожарным водопроводом. При этом противопожарный водопровод допускается объединять с хозяйственно-питьевым или производственным водопроводом (части 2, 3 статьи 68 Закона N 123-ФЗ).
Частью 1 статьи 127 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что пожарные гидранты должны устанавливаться на сетях наружного водопровода и обеспечивать подачу воды для целей пожаротушения.
Подпунктом 9 пункта 1 статьи 6 Закона N 416-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления обладают полномочиями заключать соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 41.1 Закона N 416-ФЗ предусмотрено право органов местного самоуправления заключать концессионные соглашения в отношении объектов централизованного водоснабжения и водоотведения в соответствии с законодательством о концессионных соглашениях.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее по тексту - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Закона N 115-ФЗ объектами концессионного соглашения, в том числе могут являться централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, а также отдельные объекты таких систем.
Частью 4.1 статьи 3 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.
Пунктом 34 постановления Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 N 644 "Об утверждении правил холодного водоснабжения и водоотведения и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" установлено, что организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать установку на видных местах указателей пожарных гидрантов в соответствии с требованиями норм противопожарной безопасности, следить за возможностью беспрепятственного доступа в любое время года к пожарным гидрантам, установленным на объектах, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства.
В соответствии с пунктом 55 Постановления Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов; исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Пунктом 46 раздела VI Концессионного соглашения установлены обязанности концессионера (АО "Ямалкоммунэнерго"), в частности, концессионер обязан обеспечивать в соответствии с техническими нормами и требованиями работу пожарных гидрантов, обеспечивающих подачу воды для целей пожаротушения, установленных в соответствии с Законом N 123-ФЗ на сетях наружного водопровода централизованной системы холодного водоснабжения муниципального образования город Губкинский и являющихся неотъемлемой частью объекта концессионного соглашения.
С учетом изложенного суды пришли к верному выводу о том, что пожарные гидранты являются составной частью объекта концессионного соглашения, и АО "Ямалкомунэнерго" приняло на себя все обязательства по обеспечению их надлежащего технического функционирования, обслуживания и содержания в исправном состоянии.
Довод кассационной жалобы о том, что расходы по содержанию пожарных гидрантов не заложены в тарифе общества, суд округа также находит несостоятельным, поскольку представление в тарифный орган информации о составе экономически обоснованных расходов, подлежащих учету при формировании тарифа для государственно регулируемой деятельности, находится в сфере контроля регулируемой организации, каковой является общество.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое решение администрации является законным, обоснованным и не нарушает прав и законных интересов АО "Ямалкоммунэнерго".
Доводы подателя кассационной жалобы были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанции, по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из предусмотренных статьей 286 АПК РФ пределов его компетенции.
Иное толкование обществом положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округ
постановил:
решение от 28.08.2017 Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа и постановление от 25.12.2017 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А81-3697/2017 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА