Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.03.2021 N Ф04-514/2021 по делу N А75-8958/2020
Требование: О взыскании вреда, причиненного окружающей среде.
Обстоятельства: Общество привлечено к административной ответственности за загрязнение лесного участка нефтепродуктами. Требование о возмещении причиненного ущерба в добровольном порядке не исполнено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт причинения вреда лесному участку в результате производственной деятельности общества доказан, размер ущерба признан правомерным и обоснованным.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 17.03.2021 N Ф04-514/2021 по делу N А75-8958/2020
Требование: О взыскании вреда, причиненного окружающей среде.
Обстоятельства: Общество привлечено к административной ответственности за загрязнение лесного участка нефтепродуктами. Требование о возмещении причиненного ущерба в добровольном порядке не исполнено.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку факт причинения вреда лесному участку в результате производственной деятельности общества доказан, размер ущерба признан правомерным и обоснованным.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 марта 2021 г. по делу N А75-8958/2020
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2021 года
Постановление изготовлено в полном объеме 17 марта 2021 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шохиревой С.Т.
судей Черноусовой О.Ю.
Шабановой Г.А.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств (аудиозаписи) видеоконференц-связи помощником судьи Серковой Л.А., рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 27.08.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 19.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Лотов А.Н., Рыжиков О.Ю., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-8958/2020 по заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, дом 69, ОГРН 1088601000762, ИНН 8601035002) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628301, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Нефтеюганск, улица Ленина, дом 26, ОГРН 1058602819538, ИНН 8604035473) о взыскании вреда.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Агеев А.Х.) в заседании участвовали представители:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Куракова С.В. по доверенности от 01.02.2021;
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Кульшик Л.Г. по доверенности от 21.12.2020.
Суд
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - служба, Природнадзор Югры) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании вреда окружающей среде в размере 27 533 302 руб.
Решением от 27.08.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 19.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, общество, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в удовлетворении заявленных требований.
По мнению подателя кассационной жалобы, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, чем лишил общество процессуальной возможности заявить возражения относительно представленных службой доказательств; судами неправомерно не применены положения пункта 3 статьи 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), устанавливающие срок для предъявления исков о компенсации вреда окружающей среде; ссылаясь на решение от 18.03.2020 Нефтеюганского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу N 2-660/2020, суды пришли к необоснованным выводам о доказанности вины общества.
В отзыве на кассационную жалобу служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
На основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) по делу произведена замена судьи Киричек Ю.Н. в связи с ее нахождением в ежегодном отпуске на судью Шабанову Г.А., кассационная жалоба рассмотрена с начала.
Проверив в соответствии со статьями 284, 286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ходе проведенных службой мероприятий по расследованию причиненного вреда окружающей среде (распоряжение от 10.09.2019 N 09-201/2019) в квартале 84, выделах 9, 10 Юнг-Яхского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела лесничества (в районе куста N 1 "Средне-Балыкского" месторождения нефти, эксплуатируемого ООО "РН-Юганскнефтегаз") установлен факт загрязнения лесного участка нефтепродуктами, что зафиксировано в акте от 10.09.2019 N 09-201/2019.
Специалистом Сургутского отдела филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических изменений по Уральскому федеральному округу (далее - ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО") отобраны образцы почвы с загрязненного (акт отбора проб почвы от 10.09.2019 N 490-з) и чистого (акт отбора проб почвы от 10.09.2019 N 489-з) лесных участков для определения загрязняющего вещества и степени загрязнения.
Согласно заключению от 11.10.2019 N 544 ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" по результатам количественного химического анализа (КХА) в пробе почвы, отобранной на загрязненном участке (протокол КХА N 490-з), наблюдается превышение содержания по нефтепродуктам в 354 раза по сравнению с незагрязненным (фоновым) участком (протокол КХА N 489-з).
В соответствии с планом расположения загрязненного участка, составленного специалистами общества и подписанного государственным инспектором службы, площадь загрязненного участка на дату проведения осмотра 10.09.2019 составила 2,3910 га (23 910 кв. м).
Согласно выписке из государственного лесного реестра от 13.11.2019 N 86/006/19/643 квартал 84 Юнг-Яхского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела лесничества, представляет собой эксплуатационные леса.
Постановлением Природнадзора Югры от 10.12.2019 N 09-720/2019 общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде штрафа в размере 150 000 рублей, штраф оплачен платежным поручением от 28.01.2020 N 281459.
Претензионным письмом службы от 07.04.2020 N 101-ЛН/2020 обществу предложено в добровольном порядке в течение 30 дней со дня получения претензии возместить причиненный лесному фонду ущерб.
Письмом от 07.05.2020 N 31-02-3610 в адрес общества направлен уточненный расчет вреда (приложение к претензии от 07.04.2020), согласно которому сумма ущерба составила 27 533 302 руб. 27 коп.
Поскольку в добровольном порядке вред возмещен не был, служба обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались положениями статей 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), статей 1, 3, 4, 77, 78 Закона об охране окружающей среды, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2009 N 8-П исходили из доказанности факта загрязнения нефтепродуктами лесного участка в результате производственной деятельности общества.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере; под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии с пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В силу статьи 1 Закона об охране окружающей среды под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством (пункт 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).
Согласно части 1 статьи 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке.
Исследовав и оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суды первой и апелляционной инстанции установили факт загрязнения нефтепродуктами лесного участка общей площадью 2,3910 га в районе куста N 1 "Средне-Балыкского" месторождения нефти, на территории Нефтеюганского лесничества, Юнг-Яхтского участкового лесничества в квартале 84, выделах 9,10, эксплуатируемого ООО "РН-Юганскнефтегаз" на основании договора от 01.01.2019 N 100018/07578Д на оказание операторских услуг.
В соответствии с частью 3 статьи 100 ЛК РФ размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом об охране окружающей среды.
Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 100 ЛК РФ).
Размер вреда правомерно определен истцом в соответствии с пунктом 6 приложения N 3 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 29.12.2018 N 1730 "Об утверждении особенностей возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства" (далее - Постановление N 1730), которым установлен вид нарушения лесного законодательства - самовольное снятие, уничтожение или порча почв, на площади 2,3910 га, с применением ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" равной 120,96 и применением коэффициента 2,38, установленного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2017 N 1363 "О коэффициентах к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и ответчиком по существу не оспорен.
Доводы подателя жалобы о недоказанности истцом вины общества в причинении вреда, об обращении службы в суд с пропуском двадцатилетнего срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 78 Закона об охране окружающей среды, обоснованные тем, что выдел 9 квартала 84 Юнг-Яхского участкового лесничества Нефтеюганского территориального отдела лесничества площадью 6,9 га в 1999 году зафиксирован как "нефтеразлив" (таксационное описание лесного участка по состоянию на 1999 год; выписка из государственного лесного реестра от 13.11.2019 N 86/006/19/643), опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе актом от 10.09.2019 и приложениями к нему (карта-схема лесонарушения, абрис участка, фототаблица, акты отбора проб); заключением ФГБУ "ЦЛАТИ по УФО" от 11.10.2019 N 544, согласно которому в пробе почвы, отобранной на загрязненном участке, наблюдается превышение содержания по нефтепродуктам в 354 раза по сравнению с незагрязненным (фоновым) участком, концентрация нефтепродуктов на загрязненном участке составила 149 960 мг/кг; выпиской из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территории и водных объектов автономного округа по состоянию на 01.01.2020 (информация в котором формируется на основании данных, представленных природопользователями), согласно которой в районе спорного загрязненного лесного участка ООО "РН-Юганскнефтегаз" при эксплуатации опасных производственных объектов неоднократно допускались инциденты, способные повлечь загрязнение земель лесного фонда.
Как установлено судами и подтверждается актом от 10.09.2019 N 09-201/2019 о проведении мероприятия по расследованию причиненного вреда окружающей среде, фотоматериалами, приложенными к акту, загрязненный участок относится к лесному фонду и представляет собой эксплуатационные леса; на момент обследования территории лесного участка нефтепродукты находились в открытом состоянии, на отдельных участках нефть впиталась в почву, на поверхности остались нефтяные пятна, сухая травяная растительность пропитанная нефтью и нефтепродуктами, частично битуминизированными, участок не обвалован; при осмотре присутствовал едкий запах нефтепродуктов, признаков каких-либо работ по освобождению или очистке лесного участка от нефти и нефтепродуктов не установлено.
Таким образом, с учетом характера обнаруженных и зафиксированных нефтезагрязнений, осуществления исключительно обществом на спорном лесном участке производственной деятельности по добыче нефти и попутного (нефтяного) газа, в отсутствие доказательств использования участка иными лицами, суды пришли к правильным выводам о возможности повторного загрязнения лесного участка, в связи с чем обоснованно отклонили доводы общества.
Вопреки доводам общества, обстоятельства причинения вреда спорному участку в результате деятельности ответчика также подтверждаются вступившим в законную силу решением от 18.03.2020 Нефтеюганского районного суда по делу N 2-660/2020 по иску Нефтеюганского межрайонного прокурора к ООО "РН-Юганскнефтегаз", которым на общество возложена обязанность в срок не позднее 01.10.2020 разработать проекты рекультивации и провести рекультивационные работы на основании проектов рекультивации земель, разработанных, согласованных и утвержденных в порядке, предусмотренном Правилами проведения рекультивации и консервации земель, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800, в том числе, на спорном участке в квартале 84, выделах 9, 10 Юнг-Яхского участкового лесничества, Нефтеюганского территориального отдела лесничества в районе куста N 1 Средне-Балыкского месторождения нефти.
Согласно пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" (далее - правила проведения рекультивации), понятие "рекультивация земель" означает мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Рекультивация земель должна обеспечивать восстановление земель до состояния, пригодного для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, путем обеспечения соответствия качества земель нормативам качества окружающей среды и требованиям законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения (пункт 5 Правил проведения рекультивации).
Рекультивация земель осуществляется в соответствии с утвержденными проектом рекультивации земель путем проведения технических и (или) биологических мероприятий (пункт 8 Правил проведения рекультивации).
Обществом в материалы дела не представлено доказательств исполнения решения от 18.03.2020 Нефтеюганского районного суда по делу N 2-660/2020.
Согласно пункту 12 Методики определения размера возмещения вреда, причиненного лесам, и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденной Постановлением N 1730, при возмещении вреда подлежат учету расходы, связанные с осуществлением принятых работ по рекультивации земель, лесовосстановлению (лесоразведению) и понесенные лицом, причинившим вред, до дня вынесения решения суда по гражданскому делу о возмещении вреда вследствие совершения административного правонарушения либо обвинительного приговора в размере, не превышающем размера вреда, подлежащего возмещению.
Указанной норме соответствуют разъяснения, изложенные в пункте 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", согласно которым при определении размера возмещаемого вреда допускается учет затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом материальные затраты.
Таким образом, в силу специфики природных объектов, которым причиняется вред, и необходимости прекращения негативного воздействия на окружающую среду особое значение имеют оперативное устранение причин такого нарушения и ограничение его последствий.
В ходе рассмотрения дела судами таких обстоятельств не установлено и обществом не доказано.
Обоснованной является ссылка судов на правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 09.02.2016 N 225-О, согласно которой проведение только одной рекультивации не является способом полного возмещения причиненного экологического вреда, а является лишь средством устранения препятствий к воссозданию экологической системы.
Рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ и пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы.
Кроме того, проведение мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, а также рекультивация, подвергшихся загрязнению земель, являются обязанностью лесопользователя в силу статей 60.12, 60.14 ЛК РФ, на что обоснованно указано судами.
С учетом изложенного суды правильно удовлетворили исковые требования службы.
Доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о нарушении судами норм права, не опровергают правильность выводов судов, а по существу сводятся к несогласию с оценкой доказательств и установленных обстоятельств по делу.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебных актов, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 27.08.2020 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 19.11.2020 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-8958/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
С.Т.ШОХИРЕВА
Судьи
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА
Г.А.ШАБАНОВА