Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2019 N Ф04-1981/2019 по делу N А45-32253/2018
Требование: О признании недействительным отрицательного заключения на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование заявителю для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявитель не относится к научным и образовательным организациям ввиду отсутствия лицензии; на территорию лесного участка не обеспечен свободный доступ граждан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку виды деятельности заявителя и правомерность решения о предоставлении лесного участка в постоянное пользование для использования в определенных целях не являются объектом исследования в процессе экспертизы проекта освоения лесов.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.06.2019 N Ф04-1981/2019 по делу N А45-32253/2018
Требование: О признании недействительным отрицательного заключения на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование заявителю для осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности.
Обстоятельства: Отказ мотивирован тем, что заявитель не относится к научным и образовательным организациям ввиду отсутствия лицензии; на территорию лесного участка не обеспечен свободный доступ граждан.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку виды деятельности заявителя и правомерность решения о предоставлении лесного участка в постоянное пользование для использования в определенных целях не являются объектом исследования в процессе экспертизы проекта освоения лесов.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 июня 2019 г. по делу N А45-32253/2018
Резолютивная часть постановления объявлена 06 июня 2019 года
Постановление изготовлено в полном объеме 13 июня 2019 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Киричек Ю.Н.
судей Беловой Л.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) помощником судьи Рязановым И.А. рассмотрел кассационную жалобу Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области на решение от 24.11.2018 Арбитражного суда Новосибирской области (судья Полякова В.А.) и постановление от 20.02.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Логачев К.Д., Бородулина И.И., Хайкина С.Н.) по делу N А45-32253/2018 по заявлению федерального государственного бюджетного учреждения "РОСЛЕСИНФОРГ" (109316, город Москва, Волгоградский проспект, дом 45, строение 1, ИНН 7722319952, ОГРН 1157746215527) к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (633162, Новосибирская область, район Колыванский, рабочий поселок Колывань, улица Ленина, дом 79, кабинет 23, ИНН 5406558540, ОГРН 1105406000798) о признании недействительным заключения на проект освоения лесов.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Новосибирской области (судья Антошина А.Н.) в заседании участвовали представители:
от федерального государственного бюджетного учреждения "РОСЛЕСИНФОРГ" - Митрофанова Л.С. по доверенности от 30.04.2019;
от Министерства природных ресурсов и экологии Новосибирской области - Котенев К.С. по доверенности от 17.01.2019.
Суд
установил:
федеральное государственное бюджетное учреждение "РОСЛЕСИНФОРГ" (далее по тексту - ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ", учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству природных ресурсов и экологии Новосибирской области (далее по тексту - министерство, заинтересованное лицо, административный орган) о признании недействительным отрицательного заключения на проект освоения лесов на лесном участке, предоставленном в постоянное (бессрочное) пользование заявителю для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности (Ордынское лесничество, Ордынский лесохозяйственный участок N 1, площадь 0, 2618 га), от 23.05.2018 N 41, утвержденного приказом министерства от 25.05.2018 N 539.
Решением от 24.11.2018 Арбитражного суда Новосибирской области, оставленным без изменения постановлением от 20.02.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда, заявленное требование удовлетворено.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, министерство просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленного требования.
По мнению подателя кассационной жалобы, представленный заявителем проект освоения лесов не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку ФГБУ "РОСЛЕСИНФОРГ" не является научной или образовательной организацией и не имеет права использовать лесной участок в целях осуществления научно-исследовательской, образовательной деятельности; объекты, размещенные и планируемые к размещению на спорном лесном участке, не соответствуют перечню объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов, утвержденному Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р (далее по тексту - Перечень N 1283-р).
В отзыве на кассационную жалобу учреждение просит оставить оспариваемые судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд кассационной инстанции считает, что обжалуемые судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела, 28.04.2018 учреждение обратилось в министерство с заявлением о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов (Ордынское лесничество, Ордынский лесохозяйственный участок N 1, площадь 0, 2618 га).
В результате проведенной экспертизы министерством 23.05.2018 составлено отрицательное заключение государственной экспертизы N 41, в котором указано, что в соответствии со статьей 40 Лесного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЛК РФ) леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской и образовательной деятельности только научными и образовательными организациями (учреждениями), к которым заявитель не относится, поскольку не имеет соответствующей лицензии; на территорию лесного участка не обеспечен свободный доступ граждан; на лесном участке уже размещены и проектируются к размещению объекты, не предусмотренные действующим законодательством.
Не согласившись с указанным заключением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленное требование, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что отрицательное заключение на представленный заявителем проект освоения лесов противоречит требованиям действующего законодательства в регулируемой сфере правоотношений и нарушает права и законные интересы заявителя, создавая препятствия для дальнейшего использования предоставленного ему лесного участка.
Оставляя принятые по делу судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого спора.
Статьей 3 ЛК РФ предусмотрено, что лесным законодательством регулируются лесные отношения, а имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков и лесных насаждений, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено ЛК РФ, и другими федеральными законами.
Согласно статье 40 ЛК РФ леса могут использоваться для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности научными организациями, образовательными организациями.
Для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим научным организациям, образовательным организациям - в аренду.
Правила использования лесов для осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 88 ЛК РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса. Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 89 ЛК РФ проект освоения лесов подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Пунктом 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496 (далее по тексту - Порядок N 496), предусмотрено, что экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 данного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ.
Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации (пункты 3, 7 Порядка N 496).
Согласно пунктам 9, 10 Порядка N 496 результат экспертизы оформляется в виде положительного или отрицательного заключения, утверждаемого уполномоченным органом.
Положительное заключение экспертизы оформляется в случае соответствия проекта освоения лесов нормам законодательства Российской Федерации, регулирующего лесные отношения, соответствия мероприятий по использованию, охране, защите и воспроизводству лесов целям и видам освоения лесов, предусмотренных проектом освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации.
Отрицательное заключение экспертизы оформляется в случае несоответствия проекта освоения лесов вышеуказанным требованиям и должно содержать указание на конкретные положения, противоречащие законодательству Российской Федерации, а также положения, не соответствующие целям и видам освоения лесов, договору аренды лесного участка, лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также содержать указание о необходимости соответствующей доработки.
Таким образом, вопреки доводам подателя кассационной инстанции, судами сделан обоснованный вывод о том, что виды деятельности заявителя и правомерность решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование для использования в определенных целях не являются объектом исследования в процессе экспертизы проекта освоения лесов.
Как установлено частью 1 статьи 11 ЛК РФ граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным статьей 11 ЛК РФ, не допускается (часть 6 статьи 11 ЛК РФ).
Согласно части 8 статьи 11 ЛК РФ лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных Кодексом.
Вместе с тем, судами установлено, что проектом освоения лесов предусмотрена возможность беспрепятственного доступа граждан на лесной участок, а также для осуществления гражданами заготовки и сбора пищевых и недревесных лесных ресурсов, поскольку в сооружении для ограждения территории предусмотрены ворота и калитка.
Согласно положениям статьи 13 ЛК РФ в целях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов допускается создание лесной инфраструктуры, в том числе лесных дорог (часть 1).
Перечень объектов лесной инфраструктуры утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов, а порядок проектирования, создания, содержания и эксплуатации таких объектов - уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 5).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.07.2012 N 1283-р утвержден Перечень объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов, и резервных лесов, предусматривающий различные объекты лесной инфраструктуры в зависимости от вида леса.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, суды двух инстанций установили, что объекты, указанные в пункте 3 замечаний, предусмотрены пунктом 1, подпунктом "а" пункта 8 Перечня N 1283-р.
При этом, как верно отмечено судами, лесной участок предоставлен и оформлен на правообладателя с уже существующими и указанными в замечаниях министерства объектами.
Таким образом, поскольку проект освоения лесов отвечает предъявленным к нему действующим законодательством требованиям и доказательств обратного министерством в материалы дела не представлено, арбитражные суды обосновано удовлетворили заявленные обществом требования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии подателя жалобы с выводами судов первой и апелляционной инстанций, которые сделаны ими на основе полной и всесторонней оценки доказательств с учетом конкретных обстоятельств дела, и не являются основанием для отмены обжалуемых судебных актов согласно положениям главы 35 АПК РФ.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, судом округа не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 24.11.2018 Арбитражного суда Новосибирской области и постановление от 20.02.2019 Седьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А45-32253/2018 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Н.КИРИЧЕК
Судьи
Л.В.БЕЛОВА
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА