Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.12.2018 N Ф04-4888/2018 по делу N А70-8099/2017
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка, неустойки, расторжении договора.
Обстоятельства: Арендодатель сослался на наличие непогашенной задолженности, арендатор указал на неверный расчет арендной платы.
Встречное требование: Об обязании произвести перерасчет арендной платы, провести зачет из суммы неосновательного обогащения, взыскании неосновательного обогащения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку надлежало исследовать вопрос о порядке заключения договора, ранее установленных объемах лесопользования и размере арендной платы в соответствии с условиями конкурсной документации, проверить представленный расчет задолженности по договору.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18.12.2018 N Ф04-4888/2018 по делу N А70-8099/2017
Требование: О взыскании задолженности по договору аренды лесного участка, неустойки, расторжении договора.
Обстоятельства: Арендодатель сослался на наличие непогашенной задолженности, арендатор указал на неверный расчет арендной платы.
Встречное требование: Об обязании произвести перерасчет арендной платы, провести зачет из суммы неосновательного обогащения, взыскании неосновательного обогащения.
Решение: Дело направлено на новое рассмотрение, поскольку надлежало исследовать вопрос о порядке заключения договора, ранее установленных объемах лесопользования и размере арендной платы в соответствии с условиями конкурсной документации, проверить представленный расчет задолженности по договору.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 декабря 2018 г. по делу N А70-8099/2017
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2018 года
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2018 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Зиновьевой Т.А.
судей Севастьяновой М.А.
Шуйской С.И.
при ведении судебного заседания с использованием средств аудиозаписи рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу департамента лесного комплекса Тюменской области на решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2018 (судья Маркова Н.Л.) и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 (судьи Краецкая Е.Б., Веревкин А.В., Еникеева Л.И.) по делу N А70-8099/2017 по иску департамента лесного комплекса Тюменской области (625000, Тюменская область, город Тюмень, улица Первомайская, дом 34, корпус (строение) 1, ИНН 7202138082, ОГРН 1057200733831) к обществу с ограниченной ответственностью "РВ" (626050, Тюменская область, район Ярковский, село Ярково, улица Дзержинского, 26, ИНН 7229007560, ОГРН 1067203004307) о расторжении договора и взыскании арендных платежей, по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "РВ" к департаменту лесного комплекса Тюменской области о взыскании неосновательного обогащения.
В заседании приняли участие представители:
от общества с ограниченной ответственностью "РВ" - Кузнецова И.В. по доверенности от 01.12.2017;
от департамента лесного комплекса Тюменской области - Безбородов А.А. по доверенности от 04.04.2018.
Суд
установил:
департамент лесного комплекса Тюменской области (далее - департамент, истец) обратился в Арбитражный суд Тюменской области с исковым заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "РВ" (далее - ООО "РВ", общество, ответчик) задолженности по арендной плате за 1 квартал 2017 года и неустойки по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др, а также о расторжении указанного договора, дело N А70-8099/2017. В рамках данного дела 18.07.2017 от ответчика поступил встречный иск к департаменту о взыскании неосновательного обогащения и процентов за незаконное использование денежных средств. Встречный иск принят к производству суда для совместного рассмотрения с первоначальным иском, рассмотрение дела назначено в общем порядке искового судопроизводства.
Определениями Арбитражного суда Тюменской области от 06.10.2017 и 27.03.2018 дела N А70-11148/2017 по иску департамента о взыскании с общества 479 245 руб. 69 коп. задолженности по арендной плате за 2 квартал 2017 года и 6 278 руб. 12 коп. неустойки по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др, N А70-16323/2017 по иску департамента к обществу о взыскании задолженности по арендным платежам за 3 квартал 2017 года и неустойки по договору от 12.09.2007 N 7/др, N А70-1764/2018 по иску департамента к обществу о взыскании задолженности по арендным платежам за 4 квартал 2017 года и неустойки по договору от 12.09.2007 N 7/др, в целях совместного рассмотрения и разрешения дел объединены в одно производство, объединенному делу присвоен номер N А70-8099/2017.
Согласно уточненным исковым требованиям, принятым судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), департамент лесного комплекса Тюменской области просил:
1) взыскать с общества 1 216 228 руб. 42 коп., в том числе:
- 479 245 руб. 69 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др за 1 квартал 2017 года (01.01.2017-31.03.2017 2017);
- 479 245 руб. 69 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др за 2 квартал 2017 года (01.04.2017-30.06.2017);
- 39 045 руб. 87 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др за 3 квартал 2017 года (01.07.2017-30.09.2017);
- 192 794 руб. 10 коп. - задолженность по арендной плате по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др за 4 квартал 2017 года (01.10.2017-31.12.2017);
- 25 897 руб. 07 коп. - неустойка за несвоевременное внесение арендной платы по договору аренды лесного участка от 12.09.2007 N 7/др;
2) расторгнуть договор аренды от 12.09.2007 N 7/др и обязать общество вернуть департаменту лесной участок в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками лесного участка, установленными проектом освоения лесов на момент завершения срока действия договора, по акту приема-передачи.
Согласно уточненным встречным исковым требованиям, принятым судом первой инстанции в порядке статьи 49 АПК РФ, ООО "РВ" просило:
- произвести перерасчет арендной платы по договору N 7/др за периоды 2014, 2015, 2016, 2017 годы;
- провести зачет из суммы неосновательного обогащения, сложившейся за счет излишне уплаченной арендной платы, в размере 363 325 руб. 71 коп. в счет арендной платы за 1 квартал 2017 года и в размере 363 325 руб. 71 коп. в счет арендной платы за 2 квартал 2017 года,
- взыскать с департамента 1 058 376 руб. 57 коп. неосновательного обогащения, 159 849 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 01.10.2014 по 18.07.2017, а также проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения 331 725 руб. 17 коп., рассчитанные с 19.07.2017 по день фактической оплаты неосновательного обогащения, 28 734 руб. расходов по оплате государственной пошлины, 100 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, 100 000 руб. расходов на проведение судебной экспертизы.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2018 по делу N А70-8099/2017 исковые требования департамента лесного комплекса Тюменской области к ООО "РВ" оставлены без удовлетворения, встречные исковые требования ООО "РВ" к департаменту лесного комплекса Тюменской области удовлетворены.
Решением суда постановлено: обязать департамент лесного комплекса Тюменской области произвести перерасчет арендной платы по договору от 12.09.2007 N 7/др за 2014, 2015, 2016 и 2017 годы; взыскать с департамента лесного комплекса Тюменской области в пользу ООО "РВ" 1 058 376 руб. 57 коп. неосновательного обогащения; провести зачет из суммы неосновательного обогащения, сложившейся за счет излишне уплаченной арендной платы, в размере 363 325 руб. 71 коп. в счет арендной платы за 1 квартал 2017 года и в размере 363 325 руб. 71 коп. в счет арендной платы за 2 квартал 2017 года; в результате произведенного зачета взыскать с департамента лесного комплекса Тюменской области в пользу ООО "РВ" 331 725 руб. 17 коп. неосновательного обогащения; взыскать с департамента лесного комплекса Тюменской области в пользу ООО "РВ" 159 849 руб. 06 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, 28 734 руб. расходов по оплате госпошлины, 100 000 руб. расходов по оплате услуг представителя, 100 000 руб. расходов на проведение судебной экспертизы, а также проценты за пользование чужими денежными средствами на сумму неосновательного обогащения 331 725 руб. 17 коп., рассчитанные с 19.07.2017 по день фактической оплаты неосновательного обогащения, исходя из ставки, указанной в статье 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
Постановлением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 решение изменено. В удовлетворении требований департамента лесного комплекса Тюменской области к ООО "РВ" отказано. По встречному исковому требованию ООО "РВ" к департаменту лесного комплекса Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "РВ" взыскано 333 197 руб. 46 коп., в том числе: неосновательное обогащение в размере 331 725 руб. 15 коп. и проценты за пользование чужими денежными средствами в сумме 1 472 руб. 31 коп., начисленные за период с 01.07.2017 по 18.07.2017, с дальнейшим начислением процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 19.07.2017 по день фактической оплаты суммы неосновательного обогащения. В удовлетворении оставшейся части исковых требований отказано. С департамента лесного комплекса Тюменской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "РВ" взысканы судебные расходы в общей сумме 144 350 руб. 51 коп., из которых: 8 697 руб. 07 коп. расходы по оплате государственной пошлины по иску, 67 781 руб. 72 коп. расходы по судебной экспертизе и 67 781 руб. 72 коп. расходы по оплате услуг представителя.
В кассационной жалобе департамент просит решение отменить полностью, постановление отменить в части отказа в удовлетворении требований департамента лесного комплекса Тюменской области и частичного удовлетворения исковых требований ООО "РВ" по встречному исковому заявлению, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции либо принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований департамента и отказе в удовлетворении исковых требований ООО "РВ".
По мнению заявителя, обществом не заявлялось требований о признании договора недействительным либо незаключенным, вследствие чего суды неправомерно отказали в удовлетворении требований департамента при полном отсутствии оплаты со стороны ООО "РВ" за 1 и 2 квартал 2017 года, указав на необязательность условий действующего договора, что недопустимо в силу положений статей 309 и 310 ГК РФ. В данном случае изменение порядка исчисления арендной платы на прошедшее время в нарушение условий договора, влекущее уменьшение ее размера, нарушает разумный баланс частных и публичных интересов, а также принцип правовой определенности. Подписав договор аренды, стороны выразили свое согласие со всеми закрепленными в них условиями. Договоренность о цене пользования лесным участком в отношениях между истцом и ответчиком была достигнута, выражена в письменной форме, в течение нескольких лет подтверждалась ими при расчетах. Таким образом, неосновательного обогащения на стороне ответчика за счет истца по встречному иску не возникло.
Податель жалобы настаивает на обоснованности своего расчета арендной платы, произведенного на основании вычисленного объема допустимого ежегодного изъятия древесины по преобладающим породам, настаивает на необоснованности исключения из расчета нелесных земель.
По утверждению подателя жалобы, в действующем лесном законодательстве метод расчета арендной платы, как и формула расчета не установлены, вследствие чего примененный экспертом метод расчета на повыдельном уровне по составным породам является субъективным и сторонами не согласованным.
В отзыве и дополнениях к отзыву общество требования истца считает необоснованными и просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы и отзыва на нее поддержаны представителями сторон в судебном заседании.
Определением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 16.11.2018 судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы отложено на 11.12.2018.
Рассмотрев кассационную жалобу, дополнения к ней, отзыв с его дополнением, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, проверив в соответствии со статьями 286, 288 АПК РФ законность принятых судебных актов, суд кассационной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для их отмены и направления дела на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
Как установлено судом первой инстанции, подтверждено материалами дела и не оспаривается сторонами, 12.09.2007 между департаментом лесного комплекса Тюменской области (арендодатель) и ООО "РВ" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 7/др, согласно которому арендодатель обязуется передать, а арендатор обязуется принять во временное пользование (в аренду), находящийся в государственной собственности, лесной участок с кадастровым номером 72:22:0000000:0163, местоположение: Ярковский район Варваринское лесничество номера кварталов 16-19, 23-33, 50-61, 84-94, 122-135, 156-164, 177-185, 192-203, 212-216, 232-234, 241-245, общей площадью 21028 га, в целях изъятия лесных ресурсов (заготовки древесины) в установленных объемах.
Лесной участок передан в целях заготовки древесины сроком по 31.12.2020 (пункты 1.3, 7.1 Приложения N 3 договора).
К договору 07.11.2008 подписано дополнительное соглашение N 1 и 18.11.2009 подписано дополнительное соглашение N 2.
Согласно пункту 2.1 договора с учетом изменений, внесенных дополнительным соглашением от 18.11.2009 N 2, арендная плата на момент заключения договора определена в сумме 1 269 525 руб. по ставкам 2007 года. Размер арендной платы определяется как произведение ежегодного объема заготовки древесины, в соответствии с приложением 3.1, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством РФ и повышающих коэффициентов (1,5 и 1,3), установленных протоколом конкурса от 22.12.2005 (пункт 2.2 договора).
При этом, пунктом 2.4 договора предусмотрена корректировка размера арендной платы пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых Правительством РФ в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) и федеральным законом о Федеральном бюджете на текущий год.
Арендная плата на 2017 год, по расчетам департамента, составила 1 916 982 руб. 75 коп. в год (479 245 руб. 69 коп. в квартал).
Полагая, что у общества перед департаментом образовалась задолженность, последним направлены в адрес общества претензии от 07.04.2017 N 102, от 10.07.2017 N 242, от 06.10.2017 N 350, от 22.12.2017 N 416 с требованием о погашении задолженности, образовавшейся за 1-4 кварталы 2017 года и расторжении договора в случае неуплаты.
В связи с частичным поступлением оплаты, общая сумма задолженности ООО "РВ", по расчетам департамента, составила 1 190 331 руб. 31 коп., в связи с чем заявленные требования подверглись уточнению.
На основании образовавшейся задолженности департамент просил взыскать сумму задолженности, неустойку, и расторгнуть договор аренды.
Не соглашаясь с заявленными требованиями, подавая встречное исковое заявление, ООО "РВ" указало на ошибочность расчета арендной платы, в связи с которым на стороне департамента образовалось неосновательное обогащение в размере 1 058 376 руб. 57 коп., которое покрывает имеющуюся задолженность, в связи с чем отсутствуют основания для расторжения договора и взыскания задолженности, а оставшаяся часть средств (за вычетом стоимости аренды за 2017 год), вместе с процентами за пользование чужими денежными средствами, подлежит взысканию с департамента в пользу общества.
Принимая итоговый судебный акт, суд первой инстанции руководствовался статьями 309, 310, 395, 423, 450, 452, 614, 619, 622 ГК РФ, 68, 70, 125, 126, 148, 159 АПК РФ, 22, 71, 73, 94 ЗК РФ, нормами лесного законодательства, положениями приказа Федерального агентства лесного хозяйства от 10.04.2015 N 108 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, доходов федерального бюджета", разъяснениями постановления Пленума ВАС РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" и исходил из доказанности исковых требований ООО "РВ".
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Постановление Правительства РФ N 310 имеет дату 22.05.2007, а не 22.05.2017.
Проанализировав представленные в материалы дела доказательства, в частности заключение проведенной судебной экспертизы, суд первой инстанции фактически пришел к выводу, что при заключении договора аренды и выполнении расчета арендной платы департаментом были допущены нарушения постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2017 года "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), вследствие чего истцом необоснованно была завышена стоимость аренды, следовательно, уплаченные ООО "РВ" денежные средства в период с октября 2014 года по 2016 год включительно, повлекли неосновательное обогащение на стороне арендодателя.
Суд апелляционной инстанции, поддержав выводы суда первой инстанции о наличии на стороне департамента неосновательного обогащения, изменил решение суда, уменьшив период взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами.
Между тем судами не учтено следующее.
Как установлено статьей 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 ГК РФ).
В силу пунктов 1, 2 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом, либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 614 ГК РФ арендатор обязан своевременно вносить плату за пользование имуществом; порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды. В силу принятых на себя по договору обязательств арендатор должен своевременно и полностью выплачивать арендодателю арендную плату в размере и порядке, определенном договором.
В силу статьи 94 ЛК РФ использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса.
Согласно части 3 статьи 71 ЛК РФ к договорам аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено этим Кодексом.
По правилам статьи 73 ЛК РФ размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 указанной статьи.
Как установлено частью 2 статьи 73 ЛК РФ, при использовании лесного участка с изъятием лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и объема изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке.
В соответствии с частью 4 статьи 73 ЛК РФ для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются, соответственно, Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Согласно Примечанию к таблице N 1 Постановления N 310 ставки платы за единицу объема древесины лесных насаждений (далее - ставки) применяются для определения минимального размера арендной платы при использовании лесного участка, находящегося в федеральной собственности, с изъятием лесных ресурсов и минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений при проведении сплошных рубок на лесных участках, находящихся в федеральной собственности (пункт 1).
При проведении выборочных рубок ставки уменьшаются на 50 процентов (пункт 2).
Ставки дифференцированы по лесотаксовым районам, деловой и дровяной древесине (с делением деловой древесины по категориям крупности), а также в зависимости от расстояния вывозки древесины (по разрядам такс) (пункт 3).
Ставки рассчитаны для сплошных рубок при корневом запасе древесины на 1 гектаре в пределах от 100,1 до 150 плотных куб. метров и крутизне склона до 20 градусов. В остальных случаях к ставкам применяются корректирующие коэффициенты.
Выбор разряда такс производится для каждого лесного квартала исходя из расстояния от центра лесного квартала до ближайшего пункта, откуда возможна погрузка и перевозка древесины железнодорожным транспортом, водным транспортом или сплав древесины (далее - погрузочный пункт).
При расположении погрузочного пункта на расстоянии свыше 100 километров при выборе разряда такс учитывается расстояние от центра лесного квартала до автомобильной дороги с твердым покрытием, а ставки платы понижаются на один разряд такс (пункт 4).
Пунктом 7 Постановления N 310 установлено, что ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты:
а) 0,9 - при ликвидном запасе древесины до 100 плотных куб. метров на 1 гектар;
б) 1 - при ликвидном запасе древесины от 100,1 до 150 плотных куб. метров на 1 гектар;
в) 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
Лесоустроительной инструкцией (утвержденной Приказом Минприроды России от 29.03.2018 N 122) предусмотрена таксация лесов, для выявления, учета и оценки количественных и качественных характеристик лесных ресурсов.
Условиями Договора аренды определен ежегодный объем заготовки древесины по сплошным рубкам по соответствующим хозяйствам, без разделения по породам, входящим в состав хозяйств (пункт 2.2 в редакции дополнительного соглашения N 2).
Проанализировав приведенные нормы, представленные в материалы дела доказательства, суды пришли к выводу, что размер арендной платы по спорному договору определяется расчетным способом, как произведение ежегодного объема заготовки древесины (который устанавливается договором), ставок платы за единицу объема лесных ресурсов (установленных в соответствии с Постановлением N 310) и повышающих коэффициентов - 1,5 для насаждений хвойного хозяйства, 1,3 - для насаждений лиственного хозяйства, установленных сторонами при заключении договора.
В рамках дела судом первой инстанции проведена судебная экспертиза по следующим вопросам:
- оценить корректность методики расчета арендной платы по договору аренды от 12.09.2007 N 7/др в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2009 N 2, выполненного Департаментом лесного комплекса Российской Федерации на 2014-2017 годы;
- в случае, если методика расчета арендной платы выполнена некорректно, определить величину арендной платы по договору от 12.09.2007 N 7/др в редакции дополнительного соглашения от 18.11.2009 N 2 на 2014-2017 годы.
Согласно выводам экспертов закрытого акционерного общества "ВНИИЦлесресурс" на основании проведенной экспертизы установлено, что методика расчета арендной платы по договору аренды от 12.09.2007 N 7/др в редакции дополнительного соглашения N 2 от 18.11.2009, выполнена Департаментом лесного комплекса Тюменской области на 2014-2017 годы некорректно и противоречит постановлению Правительства Российской Федерации N 310.
Придя к выводу о противоречии расчета департамента Постановлению N 310, эксперты произвели перерасчет арендной платы за 2007 год, исходя из объема заготовки древесины по составляющим породам, определив ее в размере 962 452,2 руб., а за спорный период (2014-2017 годы) путем умножения данной арендной платы на ежегодно устанавливаемые повышающие коэффициенты.
В результате оценки заключения экспертов суды пришли к выводу, что департаментом расчет арендной платы произведен с нарушением заключенного договора, в результате чего необоснованно была завышена стоимость аренды.
В соответствии с частью 1 статьи 82 АПК РФ для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, арбитражный суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле.
В пункте 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.04.2014 N 23 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе" разъяснено, что согласно части 2 статьи 82 АПК РФ круг и содержание вопросов, по которым проводится экспертиза, определяются судом. Определяя круг и содержание вопросов, по которым необходимо провести экспертизу, суд исходит из того, что вопросы права и правовых последствий оценки доказательств не могут быть поставлены перед экспертом.
Поставив перед экспертом вопрос о корректности методики расчета арендной платы по договору аренды, суд первой инстанции фактически предложил эксперту рассмотреть вопрос о соответствии примененной методики расчета нормам действующего законодательства, тогда как данный вопрос является вопросом права и подлежит разрешению исключительно судом.
Предметом спора по настоящему делу фактически является вопрос о размере арендной платы по состоянию на 2007 год, поскольку дальнейший расчет арендной платы за 2014-2017 годы производится и истцом, и ответчиком путем последовательного умножения арендной платы 2007 года на повышающие коэффициенты.
По условиям договора в редакции дополнительного соглашения N 2, арендная плата на момент его заключения (2007 год) составляет 1 269 525 руб. (пункт 2.1). Размер арендной платы по настоящему договору определяется как произведение ежегодного объема заготовки древесины, установленного приложением 3.1 к настоящему договору, ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством Российской Федерации, и повышающих коэффициентов 1,5 - для насаждений хвойного хозяйства, 1,3 - для насаждений лиственного хозяйства, установленных в соответствии с протоколом о результатах лесного конкурса от 22.12.2005 N 35 (пункт 2.2).
Таким образом, условия договора определяют спорную арендную плату как в твердой сумме (пункт 2.1), так и путем установления формулы расчета исходя из ежегодного объема заготовки древесины (пункт 2.2).
Согласно статье 431 ГК РФ при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом. Если указанные правила не позволяют определить содержание договора, должна быть выяснена действительная общая воля сторон с учетом цели договора. При этом принимаются во внимание все соответствующие обстоятельства, включая предшествующие договору переговоры и переписку, практику, установившуюся во взаимных отношениях сторон, обычаи делового оборота, последующее поведение сторон.
По утверждению департамента, расчет арендной платы на 2007 год установлен договором (в редакции дополнительного соглашения) и составил 1 269 525 руб.
Указанный размер определен исходя из объема заготовки древесины по преобладающим породам, тогда как суды поддержали доводы ответчика и экспертов о необходимости расчета объема заготовки древесины по составляющим породам, в результате чего арендная плата по состоянию на 2007 год составила 962 452,2 руб.
Суды пришли к выводу, что расчет арендной платы, основанный на определении объема заготовки древесины по преобладающим породам, противоречит Постановлению N 310.
Однако, как верно указывает податель жалобы, ни Постановление N 310, ни иные нормативные правовые акты не определяют методику определения объема заготовки древесины, применяемого в целях расчета арендной платы.
Следовательно, данный вопрос относится к усмотрению сторон и регулируется условиями заключенного договора.
Между тем, пересмотрев согласованный сторонами расчет арендной платы по состоянию на 2007 год, суды не учли юридически значимые обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора.
Из содержания договора аренды от 12.09.2007 N 7/др следует, что он заключен на основании протокола N 35 лесного конкурса на право аренды участка лесного фонда от 22.12.2005.
Однако в материалы дела конкурсная документация, на основании которой был заключен договор аренды, не представлена, судами вопрос о порядке заключения данного договора (в порядке переоформления в связи с вступлением в силу Лесного кодекса Российской Федерации либо по иной процедуре) не исследовался.
Согласно части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что при заключении договора аренды такого лесного участка по результатам аукциона, изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается (в редакции от 13.05.2008).
04.12.2006 был принят Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 201-ФЗ), в силу частей 1 и 2 статьи 4 которого договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с ЛК РФ в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009. Для приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ осуществляется подача заявлений о переоформлении таких договоров на договор аренды лесного участка.
Согласно части 6 статьи 4 Закона N 201-ФЗ порядок приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с ЛК РФ устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Данный порядок был утвержден приказом Министерства природных ресурсов N 258.
Пунктом 10 Порядка N 258 специально установлено, что при приведении договоров аренды участков лесного фонда в соответствие с ЛК РФ не допускается изменение в одностороннем порядке ранее установленных объемов лесопользования, а также размера арендной платы.
Из приведенных норм права следует, что ЛК РФ был установлен не только особый порядок заключения договоров аренды лесного участка, то есть по общему правилу по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, но и введен запрет на изменение условий договора по волеизъявлению его участников.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что часть 2 статьи 74 ЛК РФ о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В последующем Федеральным законом от 21.07.2014 N 250-ФЗ "О внесении изменений в статьи 74 и 81 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 250-ФЗ) редакция части 2 статьи 74 ЛК РФ была изменена и предусматривала случаи возможного изменения условий договора в результате: изменения целевого назначения лесов, существенного изменения параметров использования лесов (возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов) или существенного изменения обстоятельств, из которых стороны договора аренды лесного участка исходили при его заключении, если такие изменения обстоятельств возникли вследствие природных явлений (лесных пожаров, ветровалов, наводнений и других стихийных бедствий) и стали основанием для внесения изменений в государственный лесной реестр, а также случая, предусмотренного частью 7 статьи 53.7 этого Кодекса.
При этом введенная Законом N 250-ФЗ в статью 74 ЛК РФ часть 2.1 содержала положение о том, что договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключенный по результатам аукциона, может быть изменен только по решению суда в случае существенного изменения количественных и качественных характеристик такого лесного участка.
В определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.01.2015 N 301-ЭС14-448 указано, что системное толкование указанных положений ЛК РФ позволяет сделать вывод о невозможности изменения условий аукциона на основании соглашения сторон договора. Изменение сторонами договора аренды его условия о размере арендной платы со ссылкой на наличие такой возможности, содержащейся в статье 421 ГК РФ, противоречит установленному специальной нормой - частью 2 статьи 74 ЛК РФ - прямому запрету на изменение условий такого договора аренды.
В силу приведенных норм права и правоприменительной практики размер арендной платы, определенный по результатам лесного конкурса, подлежит пересмотру в исключительных установленных законом случаях, в связи с чем в целях определения правильного толкования условий договора судам надлежало исследовать вопрос о порядке заключения договора, ранее установленных объемах лесопользования и размере арендной платы в соответствии с условиями конкурсной документации.
Кроме того, в целях установления методики расчета объема заготовки древесины (по преобладающим либо составляющим породам), согласованной сторонами при заключении договора, судам следовало проанализировать расчет, на основании которого определена арендная плата в пункте 2.1 договора в редакции дополнительного соглашения N 2.
Согласно части 2 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что судами не приняты меры к полному и всестороннему исследованию материалов дела в совокупности и взаимосвязи, не исследованы обстоятельства, относящиеся к предмету доказывания, поэтому в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 АПК РФ обжалуемые судебные акты по настоящему делу подлежат отмене.
Поскольку для правильного разрешения спора требуются дополнительное исследование и оценка доказательств, что невозможно в суде кассационной инстанции в силу предоставленных полномочий, дело подлежит передаче на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду следует учесть изложенное; устранить указанные недостатки; должным образом исследовать имеющиеся в деле доказательства, определить порядок заключения договора, при толковании условий договора определить обстоятельства, предшествующие его заключению, а также последующее поведение сторон, связанное с исполнением условий договора, проверить представленный истцом расчет и представленный ответчиком контррасчет задолженности по арендной плате, дать надлежащую правовую оценку всем обстоятельствам дела и доводам сторон в совокупности с представленными доказательствами, разрешить вопрос о распределении судебных расходов, в том числе за рассмотрение кассационной жалобы.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Тюменской области от 11.05.2018 и постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 20.08.2018 по делу N А70-8099/2017 отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Т.А.ЗИНОВЬЕВА
Судьи
М.А.СЕВАСТЬЯНОВА
С.И.ШУЙСКАЯ