Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2024 N Ф04-1937/2024 по делу N А75-22436/2023
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по адресам, не указанным в реестре лицензий, а также с нарушением установленных требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку по результатам одной внеплановой выездной проверки надзорный орган составил в отношении общества два протокола о правонарушении, в рамках другого дела общество уже привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 05.06.2024 N Ф04-1937/2024 по делу N А75-22436/2023
Требование: О привлечении к ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ за осуществление лицензируемого вида деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры по адресам, не указанным в реестре лицензий, а также с нарушением установленных требований.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку по результатам одной внеплановой выездной проверки надзорный орган составил в отношении общества два протокола о правонарушении, в рамках другого дела общество уже привлечено к ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 июня 2024 г. по делу N А75-22436/2023
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2024 года
Постановление изготовлено в полном объеме 05 июня 2024 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Дружининой Ю.Ф.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре на
постановление от 04.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Котляров Н.Е., Лотов А.Н., Шиндлер Н.А.) по делу N А75-22436/2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по заявлению Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Нижневартовскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы (628624, город Нижневартовск, улица Интернациональная, дом 63) Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5А, ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177) к обществу с ограниченной ответственностью "Рустэк" (628606, город Нижневартовск, улица Индустриальная, дом 4, кабинет 1, ОГРН 1118603010239, ИНН 8603183729) о привлечении к административной ответственности.
Суд
установил:
Отдел надзорной деятельности и профилактической работы по Нижневартовскому району Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - административный орган, управление) обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Рустэк" (далее - общество, ООО "Рустэк") к административной ответственности по
части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 08.12.2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Заболотин А.Н.) общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Постановлением от 04.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, управление просит отменить
постановление апелляционного суда и принять новый судебный акт.
По мнению подателя жалобы, апелляционным судом не дана оценка всем нарушениям, указанным в протоколе об административном правонарушении.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения.
Проверив в соответствии со
статьями 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, ООО "Рустэк" осуществляет лицензируемую деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры на основании лицензии от 23.09.2015 N 66-07-2015-006176 (Л013-00101-66/00131728).
В период с 19.09.2023 по 29.09.2023 административным органом в отношении общества проведена внеплановая выездная проверка, в ходе которой выявлены нарушения
части 1,
пункта 1 части 2 статьи 18 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ),
пунктов "а" и
"ж" пункта 3 Положения о лицензировании деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N 1131 (далее - Положение о лицензировании). Результаты проверки зафиксированы в акте от 29.09.2023 N 91.
Данные обстоятельства послужили основанием для составления управлением протокола об административном правонарушении от 19.10.2023 N 98 и обращения в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Суд первой инстанции установил наличие в действиях ООО "Рустэк" состава вменяемого административного правонарушения, счел возможным назначить обществу наказание в виде предупреждения.
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости применения
части 5 статьи 4.4 КоАП РФ.
Оставляя без изменения обжалуемый судебный акт, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
Согласно
части 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры подлежит лицензированию (
пункт 14 статьи 12 Закона N 99-ФЗ).
Статьей 18 названного Закона определено, что при изменении места осуществления лицензируемого вида деятельности производится внесение изменение в реестр лицензий. При этом до внесения изменений в реестр лицензий на основании заявления лицензиата о внесении изменений в реестр лицензий лицензиат не вправе осуществлять лицензируемый вид деятельности по месту, не указанному в реестре лицензий.
В соответствии с
пунктом 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования
(пункт 7).
Согласно
пункту 3 Положения о лицензировании лицензионными требованиям при осуществлении деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры являются; наличие у соискателя лицензии (лицензиата) зданий, помещений и сооружений установленного в соответствии со
статьей 33 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) типа и принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, размещенных на территории поселений и городских округов с учетом требований
статьи 76 названного Закона, а в случае размещения на территории производственных объектов - в соответствии со
статьей 97 Закона N 123-ФЗ
(подпункт "а"); выполнение лицензиатом положений нормативных правовых актов и нормативных документов по пожарной безопасности в части организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, в том числе с использованием средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения в непригодной для дыхания среде, организации деятельности пожарно-спасательных гарнизонов, организации и несения караульной службы, подготовки личного состава пожарной охраны, проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций, а также привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, пожарно-спасательных гарнизонов для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ
(подпункт "ж").
Исследовав в порядке
статьи 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, суд первой инстанции установил, что ООО "Рустэк" на основании договора от 01.02.2019 N СТГ.7289, заключенного с акционерным обществом "СибурТюменьГаз", осуществляет лицензируемый вид деятельности по адресам, не указанным в реестре лицензий: Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Белозерный ГПЗ (ПЧ-1); Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нижневартовский район, площадка компрессорной станции Варьеганская КС (ОПП ВКС); Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Тюменская область, Нижневартовский район, площадка компрессорной станции Бахиловской КС (ОПП БКС); здания, помещения и сооружения, расположенные по вышеназванным адресам и используемые обществом при осуществлении лицензируемого вида деятельности, не соответствуют требованиям
статей 33,
97 Закона N 123-ФЗ; обществом не выполняются требования
пунктов 17,
65,
66 Боевого устава подразделений пожарной охраны, определяющего порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденного приказом МЧС России от 16.10.2017 N 444 (зарегистрировано в Минюсте России 20.02.2018 N 50100),
пунктов 12,
13,
22,
47,
57,
63 Устава подразделений пожарной охраны, утвержденного приказом МЧС России от 20.10.2017 N 452 "Об утверждении (зарегистрировано в Минюсте России 22.03.2018 N 50452),
пунктов 19,
29,
92,
114 Правил использования средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения личным составом подразделений пожарной охраны, утвержденных приказа МЧС России от 27.06.2022 N 640 (зарегистрировано в Минюсте России 07.04.2023 N 72945).
Поскольку доказательств, подтверждающих принятие ООО "Рустэк" всех зависящих от него мер по соблюдению требований законодательства при осуществлении лицензируемого вида деятельности, невозможность их выполнения в силу чрезвычайных событий и обстоятельств не представлено, суды пришли к обоснованному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного
частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Вместе с тем, как верно отмечено судом апелляционной инстанции, согласно
части 5 статьи 4.4 КоАП РФ, действующей с 06.04.2022, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи)
раздела II названного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущены опечатки: имеются в виду части 3 и 4 статьи 14.1 КоАП РФ, а не статьи 14.43. | |
Установив, что по результатам одной и той же внеплановой выездной проверки административный орган составил в отношении ООО "Рустек" два протокола об административном правонарушении - по
части 3 и по
части 4 статьи 14.43 КоАП РФ (протоколы от 19.10.2023 N 98 и от 19.10.2023 N 99), и в рамках дела N А75-22437/2023 общество было привлечено к административной ответственности по
части 4 статьи 14.1 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 4 000 руб., суд апелляционной инстанции правомерно указал на отсутствие у суда первой инстанции законных оснований для привлечения его к административной ответственности в рамках настоящего дела.
При таких обстоятельствах апелляционный суд правомерно отменил решение суда первой инстанции и отказал в удовлетворении заявленного административным органом требования.
Вопреки позиции управления отсутствие в мотивировочной части
постановления апелляционного суда отдельного описания каждого нарушения не влияет на законность судебного акта.
Доводы общества об отсутствии в его действиях нарушения
подпункта "а" пункта 3 Положения о лицензировании направлены на переоценку установленных нижестоящими судами обстоятельств, что в силу положений
статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
С учетом изложенного оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в соответствии со
статьей 288 АПК РФ у суда округа не имеется.
постановил:
постановление от 04.03.2024 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-22436/2023 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Ю.Ф.ДРУЖИНИНА
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА