Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2022 N Ф04-3330/2022 по делу N А75-17169/2021
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа по делам гражданской обороны.
Обстоятельства: Собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве организации, оказывающей услуги по содержанию общего имущества, избрано предприятие. Проверкой выявлено, что пути эвакуации объекта защиты заставлены предметами мебели, допускается хранение вещей под лестничным маршем, часть эвакуационных путей заблокирована. Предприятию предписано устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предприятие несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 04.08.2022 N Ф04-3330/2022 по делу N А75-17169/2021
Требование: О признании недействительным предписания уполномоченного органа по делам гражданской обороны.
Обстоятельства: Собственниками помещений в многоквартирном доме в качестве организации, оказывающей услуги по содержанию общего имущества, избрано предприятие. Проверкой выявлено, что пути эвакуации объекта защиты заставлены предметами мебели, допускается хранение вещей под лестничным маршем, часть эвакуационных путей заблокирована. Предприятию предписано устранить выявленные нарушения правил пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку предприятие несет ответственность за надлежащее содержание общего имущества, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 4 августа 2022 г. по делу N А75-17169/2021
Резолютивная часть постановления объявлена 04 августа 2022 года
Постановление изготовлено в полном объеме 04 августа 2022 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Дружининой Ю.Ф.
судей Киричек Ю.Н.
Черноусовой О.Ю.
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск на
решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Дроздов А.Н.) и
постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Шиндлер Н.А., Иванова Н.Е., Котляров Н.Е.) по делу N А75-17169/2021 по заявлению муниципального предприятия "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Сутормина, дом 20, ОГРН 1028600512313, ИНН 8601015197) к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (628011, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Студенческая, дом 5а, ОГРН 1048600008951, ИНН 8601024177) в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району (628002, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск, улица Гагарина, дом 153а) о признании недействительным предписания от 15.09.2021 N 118/1/1.
Другое лицо, участвующее в деле, - Григорьева Наталья Леонидовна (Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, город Ханты-Мансийск).
Суд
установил:
муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное управление" муниципального образования город Ханты-Мансийск (далее - МП "ЖКУ", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением к Управлению надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре в лице Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по городу Ханты-Мансийску и району (далее - административный орган, управление) о признании недействительным предписания от 15.09.2021 N 118/1/1.
Решением от 26.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения
постановлением от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа, предприятие просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на нарушение норм права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, и удовлетворить заявленное требование.
По мнению подателя кассационной жалобы, при непосредственном управлении собственниками многоквартирным домом организация, оказывающая услуги и выполняющая работы по содержанию и ремонту общего имущества в доме, несет ответственность перед ними за выполнение обязательств лишь в части услуг (работ), включенных в соответствующий договор; предприятие не относится к числу лиц, которые несут ответственность за нарушение
статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности).
Лица, участвующие в деле, отзывы на кассационную жалобу в порядке
статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представили.
Проверив в соответствии со
статьями 284,
286 АПК РФ обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании обращения собственника помещения в многоквартирном доме, расположенном по адресу: город Ханты-Мансийск, улица Мира, дом 127 (далее - многоквартирный дом), управлением проведен осмотр используемых гражданами объектов защиты, к которым установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности, в ходе которого выявлены нарушения требований
подпунктов "ж" и
"к" пункта 16 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 N 1479 (далее - Правила противопожарного режима), а именно: пути эвакуации первого и второго этажа объекта защиты заставлены предметами мебели и другими предметами; допускается хранение вещей под лестничным маршем; часть эвакуационных путей заблокирована.
Указанное обстоятельство послужило основанием для проведения внеплановой выездной проверки, по результатам которой составлен акт от 15.09.2021 N 118-ПБ и вынесено предписание, которым на МП "ЖКУ" возложена обязанность в срок до 17.01.2022 устранить выявленные в ходе проверки нарушения правил пожарной безопасности.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемых ненормативных правовых актов.
Оставляя обжалуемые судебные акты без изменения, суд кассационной инстанции исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств дела.
В силу положений
статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организаций обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники помещений; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, а также лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности (
часть 1 статьи 38 Закона о пожарной безопасности).
В соответствии с
частью 1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Одним из предусмотренных
частью 2 статьи 161 ЖК РФ способов управления многоквартирным домом является непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать.
При осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме (
часть 2.1 статьи 161 ЖК РФ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены
Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491), в соответствии с
подпунктом "е" пункта 11 которых, содержание общего имущества включает в себя, в том числе, меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Состав минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации (
часть 1.2 статьи 161 ЖК РФ,
пункт 11(1) Правил N 491).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 утвержден Минимальный
перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения (далее - Минимальный перечень).
Исходя из
пункта 2 указанного постановления Минимальный
перечень применяется к правоотношениям, вытекающим из договоров управления многоквартирным домом и договоров оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 27 Минимального перечня работы по обеспечению требований пожарной безопасности - осмотры и обеспечение работоспособного состояния пожарных лестниц, лазов, проходов, выходов, систем аварийного освещения, пожаротушения, сигнализации, противопожарного водоснабжения, средств противопожарной защиты, противодымной защиты отнесены в качестве необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Исходя из целей (
пункт 1 статьи 161 ЖК РФ), предмета договора управления и договора оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в многоквартирном доме, с учетом требований к надлежащему содержанию общего имущества управляющая компания и организация, оказывающая услуги по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обязаны осуществлять все мероприятия, описанные в законах и подзаконных нормативных актах, обеспечивающие выполнение указанных требований.
В соответствии с
подпунктами "ж" и
"к" пункта 16 Правил противопожарного режима на объектах защиты запрещается: размещать мебель, оборудование и другие предметы на путях эвакуации, у дверей эвакуационных выходов, люков на балконах и лоджиях, в переходах между секциями и местах выходов на наружные эвакуационные лестницы, кровлю, покрытие, а также демонтировать межбалконные лестницы, заваривать люки на балконах и лоджиях квартир; устраивать на лестничных клетках кладовые и другие подсобные помещения, а также хранить под лестничными маршами и на лестничных площадках вещи, мебель, оборудование и другие горючие материалы.
Исследовав и оценив в порядке
статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, суды первой и апелляционной инстанций установили, что собственниками помещений в многоквартирном доме выбран способ управления домами - непосредственное управление собственниками, в качестве организации оказывающей услуги по содержанию общего имущества многоквартирного дома, избрано предприятие; при осмотре многоквартирного дома должностными лицами управления было выявлено, что пути эвакуации первого и второго этажа объекта защиты заставлены предметами мебели и другими предметами; допускается хранение вещей под лестничным маршем; часть эвакуационных путей заблокирована.
При таких обстоятельствах возложение на МП "ЖКУ" как лицо, ответственное за надлежащее содержание общего имущества, создание безопасных и комфортных условий проживания в нем, обязанности по устранению допущенных нарушений пожарной безопасности является правомерным.
Доводы предприятия, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, им дана соответствующая оценка.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных
статьей 288 АПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов.
постановил:
решение от 26.01.2022 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
постановление от 21.04.2022 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-17169/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Ю.Ф.ДРУЖИНИНА
Судьи
Ю.Н.КИРИЧЕК
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА