Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2017 N Ф04-699/2017 по делу N А75-2929/2016
Требование: О взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Обстоятельства: В ходе патрулирования территории лесного фонда обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка, по результатам анализа на загрязненном участке наблюдается превышение над фоном по нефтепродуктам более чем в 79 раз. Общество в добровольном порядке причиненный ущерб не возместило.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, являясь владельцем опасного производственного объекта (нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами, проведение рекультивации загрязненного лесного участка не доказано.
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2017 N Ф04-699/2017 по делу N А75-2929/2016
Требование: О взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Обстоятельства: В ходе патрулирования территории лесного фонда обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка, по результатам анализа на загрязненном участке наблюдается превышение над фоном по нефтепродуктам более чем в 79 раз. Общество в добровольном порядке причиненный ущерб не возместило.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, являясь владельцем опасного производственного объекта (нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами, проведение рекультивации загрязненного лесного участка не доказано.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
от 14 апреля 2017 г. по делу N А75-2929/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Уласовской А.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на
решение от 22.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и
постановление от 20.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А75-2929/2016 по исковому заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628301, город Нефтеюганск, улица Ленина, 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании вреда.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) в заседании участвовали представители:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Кульжик Л.Г. по доверенности от 28.12.2016 N 31-02-10522;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Кичулкина Н.В. по доверенности от 01.01.2017 N 39/17.
Суд
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 12 985 443 руб.
Решением от 22.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения
постановлением от 20.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает, что факт причинения вреда лесам именно обществом не доказан; площадь загрязненного участка, примененная при расчете ущерба, является недостоверной; размер подлежащего взысканию вреда должен определяться с учетом понесенных им затрат на проведение работ по ликвидации нефтезагрязнения и технического этапа рекультивации.
Природнадзор Югры в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке
статей 284,
286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 07.08.2015 в ходе рейдового патрулирования территории лесного фонда специалистами Природнадзора Югры в квартале 195 выделы 26, 27, 93, 119 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Территориальный отдел - Нефтеюганское лесничество, на пересечении дорог, ведущих на кустовые площадки 422, 443 Южно-Балыкского месторождения нефти, обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка площадью 1, 959 га.
Согласно заключению Ханты-Мансийского отдела филиала федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12.11.2014 N 972 по результатам количественного химического и токсикологического анализа на загрязненном участке наблюдается превышение над фоном по нефтепродуктам более чем в 79 раз.
Претензионным письмом от 01.10.2015 N 318-ЛН/2015 обществу предложено оплатить причиненный ущерб в сумме 28 125 183 руб. в течение 30 дней со дня получения претензии.
Поскольку в добровольном порядке вред возмещен не был, Природнадзор Югры обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из того, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" в силу
статей 1064,
1079,
1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс),
статей 99,
100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс),
статей 1,
3,
4,
77,
78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ),
статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", являясь владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно
статье 100 Лесного кодекса возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном
Законом N 7-ФЗ. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из содержания
пункта 3 статьи 77,
абзаца 2 пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ,
пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо установить наличие совокупности условий: наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен лицами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих. Такие лица обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (
статья 1079 Гражданского кодекса).
Факт загрязнения нефтепродуктами участка лесного фонда площадью 1,959 га, расположенного в квартале 195 выделы 26, 27, 93, 119 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Территориальный отдел - Нефтеюганское лесничество, на пересечении дорог, ведущих на кустовые площадки 422, 443 Южно-Балыкского месторождения нефти, установлен судами и подтвержден материалами дела.
Доводы общества об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что вред причинен именно им и недоказанности площади нефтезагрязнения, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и обоснованно признаны ими несостоятельными.
При этом судами принято во внимание, что разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений на территории Южно-Балыкского месторождения нефти осуществляет исключительно ООО "РН-Юганскнефтегаз"; согласно выписке из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по состоянию на 01.01.2016), который ведется Природнадзором Югры на основании данных, представляемых природопользователями, на спорном участке лесного фонда было зафиксировано 4 инцидента с нефтеразливами, в том числе 16.09.2013 и 04.12.2014; вступившим в законную силу решением Нефтеюганского районного суда от 02.12.2015 подтверждена законность постановления Природнадзора Югры от 04.09.2015 N 09-686/2015 о привлечении общества к административной ответственности по
части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; данные, отраженные в акте рейдового патрулирования от 07.08.2015, карте-схеме лесонарушения и абрисе с каталогом координат, соответствуют сведениям, указанным в паспорте нефтезагрязненного участка, и доказательств их недостоверности обществом не представлено.
Доводы общества о наличии на спорном участке трассы коммуникаций также правомерно отклонены судами, поскольку причинение вреда лесам возможно не только посредством уничтожения или повреждения лесных насаждений, но и путем порчи, загрязнения почвы участков лесного фонда, в том числе на которых отсутствуют лесные насаждения.
Учитывая, что порча почв произошла на землях лесного фонда, расчет ущерба правомерно произведен Природнадзором Югры на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства",
постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составил 12 985 443 руб.
Суды, проверив указанный расчет, признали его верным и не усмотрели оснований для учета произведенных ООО "РН-Юганскнефтегаз" расходов в сумме 11 469 444, 84 руб.
В соответствии со
статьей 1 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
Такое восстановление осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре; предполагает работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель.
Действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации загрязнения окружающей среды (в настоящем деле - нефтеразлива) в сумму ущерба, которая определяется по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а не непосредственно на ликвидацию последствий аварии, либо по установленным таксам и методикам исчисления размера вреда.
Исходя из
пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П необходимым условием учета в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, расходов, понесенных причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, является достижение допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах.
Кроме того, согласно
Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, сформулированная в вышеназванном
постановлении правовая позиция относительно учета затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды при определении размера возмещаемого вреда, не подлежит расширительному толкованию в правоприменительной практике - она применима к случаям, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом значительные материальные затраты; при вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда (в частности, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды), характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих проведение рекультивации загрязненного лесного участка в соответствии с проектом рекультивации и достижение допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почве, арбитражные суды правомерно удовлетворили исковое заявление Природнадзора Югры о взыскании с общества ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 12 985 443 руб.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию ООО "РН-Юганскнефтегаз" с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений
главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со
статьей 288 АПК РФ не имеется.
постановил:
решение от 22.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и
постановление от 20.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2929/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном
статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА