Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2017 N Ф04-699/2017 по делу N А75-2929/2016
Требование: О взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Обстоятельства: В ходе патрулирования территории лесного фонда обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка, по результатам анализа на загрязненном участке наблюдается превышение над фоном по нефтепродуктам более чем в 79 раз. Общество в добровольном порядке причиненный ущерб не возместило.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, являясь владельцем опасного производственного объекта (нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами, проведение рекультивации загрязненного лесного участка не доказано.


Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 14.04.2017 N Ф04-699/2017 по делу N А75-2929/2016
Требование: О взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства.
Обстоятельства: В ходе патрулирования территории лесного фонда обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка, по результатам анализа на загрязненном участке наблюдается превышение над фоном по нефтепродуктам более чем в 79 раз. Общество в добровольном порядке причиненный ущерб не возместило.
Решение: Требование удовлетворено, поскольку общество, являясь владельцем опасного производственного объекта (нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами, проведение рекультивации загрязненного лесного участка не доказано.


Содержание


АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 14 апреля 2017 г. по делу N А75-2929/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 13 апреля 2017 года
Постановление изготовлено в полном объеме 14 апреля 2017 года
Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шабановой Г.А.
судей Григорьева Д.В.
Черноусовой О.Ю.
при ведении протокола помощником судьи Уласовской А.Н.
рассмотрел в судебном заседании с использованием средств видеоконференц-связи (аудиозаписи) кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" на решение от 22.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Голубева Е.А.) и постановление от 20.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Сидоренко О.А., Шиндлер Н.А., Золотова Л.А.) по делу N А75-2929/2016 по исковому заявлению Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (628011, город Ханты-Мансийск, улица Светлая, 69, ИНН 8601035002, ОГРН 1088601000762) к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (628301, город Нефтеюганск, улица Ленина, 26, ИНН 8604035473, ОГРН 1058602819538) о взыскании вреда.
Путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Федоров А.Е.) в заседании участвовали представители:
от Службы по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - Кульжик Л.Г. по доверенности от 28.12.2016 N 31-02-10522;
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" - Кичулкина Н.В. по доверенности от 01.01.2017 N 39/17.
Суд
установил:
Служба по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Природнадзор Югры) обратилась в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РН-Юганскнефтегаз" (далее - общество, ООО "РН-Юганскнефтегаз") о взыскании вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства, в сумме 12 985 443 руб.
Решением от 22.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, оставленным без изменения постановлением от 20.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе ООО "РН-Юганскнефтегаз", ссылаясь на неправильное применение судами обеих инстанций норм материального права, несоответствие их выводов фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит указанные судебные акты отменить и отказать в удовлетворении заявленного требования.
Податель жалобы считает, что факт причинения вреда лесам именно обществом не доказан; площадь загрязненного участка, примененная при расчете ущерба, является недостоверной; размер подлежащего взысканию вреда должен определяться с учетом понесенных им затрат на проведение работ по ликвидации нефтезагрязнения и технического этапа рекультивации.
Природнадзор Югры в отзыве на кассационную жалобу просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как соответствующие действующему законодательству.
Проверив в порядке статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзыве на нее и выступлениях присутствующих в заседании представителей участвующих в деле лиц, суд округа не нашел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела, 07.08.2015 в ходе рейдового патрулирования территории лесного фонда специалистами Природнадзора Югры в квартале 195 выделы 26, 27, 93, 119 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Территориальный отдел - Нефтеюганское лесничество, на пересечении дорог, ведущих на кустовые площадки 422, 443 Южно-Балыкского месторождения нефти, обнаружено загрязнение нефтесодержащей жидкостью (нефтью) лесного участка площадью 1, 959 га.
Согласно заключению Ханты-Мансийского отдела филиала федерального бюджетного учреждения "Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 12.11.2014 N 972 по результатам количественного химического и токсикологического анализа на загрязненном участке наблюдается превышение над фоном по нефтепродуктам более чем в 79 раз.
Претензионным письмом от 01.10.2015 N 318-ЛН/2015 обществу предложено оплатить причиненный ущерб в сумме 28 125 183 руб. в течение 30 дней со дня получения претензии.
Поскольку в добровольном порядке вред возмещен не был, Природнадзор Югры обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из того, что ООО "РН-Юганскнефтегаз" в силу статей 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), статей 99, 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статей 1, 3, 4, 77, 78 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей природной среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", являясь владельцем источника повышенной опасности (опасного производственного объекта - нефтепровода), обязано возместить вред, причиненный лесам в результате загрязнения почв нефтепродуктами.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются обоснованными и соответствуют обстоятельствам дела.
Согласно статье 100 Лесного кодекса возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке. Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ. Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 77 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Из содержания пункта 3 статьи 77, абзаца 2 пункта 1 статьи 78 Закона N 7-ФЗ, пункта 37 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" следует, что причиненный окружающей среде вред должен возмещаться в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ.
Обязанность возместить вред является мерой гражданско-правовой ответственности, для применения которой необходимо установить наличие совокупности условий: наступление вреда, противоправность поведения причинителя, причинную связь между его поведением и наступлением вреда, а также его вину.
Исключение составляют случаи, когда вред причинен лицами, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих. Такие лица обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего (статья 1079 Гражданского кодекса).
Факт загрязнения нефтепродуктами участка лесного фонда площадью 1,959 га, расположенного в квартале 195 выделы 26, 27, 93, 119 Нефтеюганского урочища, Нефтеюганского участкового лесничества, Территориальный отдел - Нефтеюганское лесничество, на пересечении дорог, ведущих на кустовые площадки 422, 443 Южно-Балыкского месторождения нефти, установлен судами и подтвержден материалами дела.
Доводы общества об отсутствии доказательств, свидетельствующих о том, что вред причинен именно им и недоказанности площади нефтезагрязнения, были предметом рассмотрения судов обеих инстанций и обоснованно признаны ими несостоятельными.
При этом судами принято во внимание, что разработку и эксплуатацию нефтяных месторождений на территории Южно-Балыкского месторождения нефти осуществляет исключительно ООО "РН-Юганскнефтегаз"; согласно выписке из реестра загрязненных нефтью, нефтепродуктами, подтоварной водой территорий и водных объектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (по состоянию на 01.01.2016), который ведется Природнадзором Югры на основании данных, представляемых природопользователями, на спорном участке лесного фонда было зафиксировано 4 инцидента с нефтеразливами, в том числе 16.09.2013 и 04.12.2014; вступившим в законную силу решением Нефтеюганского районного суда от 02.12.2015 подтверждена законность постановления Природнадзора Югры от 04.09.2015 N 09-686/2015 о привлечении общества к административной ответственности по части 1 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; данные, отраженные в акте рейдового патрулирования от 07.08.2015, карте-схеме лесонарушения и абрисе с каталогом координат, соответствуют сведениям, указанным в паспорте нефтезагрязненного участка, и доказательств их недостоверности обществом не представлено.
Доводы общества о наличии на спорном участке трассы коммуникаций также правомерно отклонены судами, поскольку причинение вреда лесам возможно не только посредством уничтожения или повреждения лесных насаждений, но и путем порчи, загрязнения почвы участков лесного фонда, в том числе на которых отсутствуют лесные насаждения.
Учитывая, что порча почв произошла на землях лесного фонда, расчет ущерба правомерно произведен Природнадзором Югры на основании постановления Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства", постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" и составил 12 985 443 руб.
Суды, проверив указанный расчет, признали его верным и не усмотрели оснований для учета произведенных ООО "РН-Юганскнефтегаз" расходов в сумме 11 469 444, 84 руб.
В соответствии со статьей 1 Закона N 7-ФЗ вред окружающей среде - это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов. Возмещение вреда в подобных случаях направлено в первую очередь на преодоление указанных последствий и восстановление нарушенного состояния окружающей среды в максимально возможной степени.
Такое восстановление осуществляется после выполнения мероприятий по ликвидации последствий загрязнения окружающей среды и не тождественно данной процедуре; предполагает работы по реабилитации загрязненной территории и приведению ее в состояние, пригодное для дальнейшего использования, которые проводятся в соответствии с проектами (программами) рекультивации земель.
Действующее законодательство не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации загрязнения окружающей среды (в настоящем деле - нефтеразлива) в сумму ущерба, которая определяется по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, а не непосредственно на ликвидацию последствий аварии, либо по установленным таксам и методикам исчисления размера вреда.
Исходя из пункта 4 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 02.06.2015 N 12-П необходимым условием учета в размере вреда, исчисленного по установленным Правительством Российской Федерации таксам и методикам, расходов, понесенных причинителем вреда при устранении последствий вызванного его деятельностью загрязнения окружающей среды в результате разлива нефти и нефтепродуктов, является достижение допустимого уровня остаточного содержания нефти и нефтепродуктов (или продуктов их трансформации) в почвах и грунтах.
Кроме того, согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 09.02.2016 N 225-О, сформулированная в вышеназванном постановлении правовая позиция относительно учета затрат причинителя вреда по устранению загрязнения окружающей среды при определении размера возмещаемого вреда, не подлежит расширительному толкованию в правоприменительной практике - она применима к случаям, когда лицо, неумышленно причинившее вред окружающей среде, действуя впоследствии добросовестно, до принятия в отношении него актов принудительного характера, совершило за свой счет активные действия по реальному устранению причиненного вреда окружающей среде (ликвидации нарушения), осуществив при этом значительные материальные затраты; при вынесении таких актов должны учитываться обстоятельства, определяющие форму и степень вины причинителя вреда (в частности, было ли совершено правонарушение с целью получения экономической выгоды), характер его последующего поведения и последствия правонарушения, а также объем затрат, направленных им на устранение нарушения.
С учетом изложенного и принимая во внимание отсутствие в материалах дела доказательств, подтверждающих проведение рекультивации загрязненного лесного участка в соответствии с проектом рекультивации и достижение допустимого остаточного содержания нефти и нефтепродуктов в почве, арбитражные суды правомерно удовлетворили исковое заявление Природнадзора Югры о взыскании с общества ущерба, причиненного лесному фонду, в размере 12 985 443 руб.
Иное толкование подателем жалобы положений действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу сводятся к несогласию ООО "РН-Юганскнефтегаз" с выводами судов первой и апелляционной инстанций, направлены на переоценку установленных ими фактических обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу положений главы 35 АПК РФ не допускается при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции.
Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 288 АПК РФ не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Западно-Сибирского округа
постановил:
решение от 22.08.2016 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и постановление от 20.12.2016 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу N А75-2929/2016 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий
Г.А.ШАБАНОВА
Судьи
Д.В.ГРИГОРЬЕВ
О.Ю.ЧЕРНОУСОВА