Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением Верховного Суда РФ от 27.07.2015 N 310-ЭС15-7808 отказано в передаче дела N А09-1820/2014 в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного Суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 01.04.2015 по делу N А09-1820/2014 данное постановление оставлено без изменения.
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А09-1820/2014
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате, пени за нарушение срока внесения арендной платы, неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.12.2014 по делу N А09-1820/2014
Требование: О взыскании задолженности по арендной плате, пени за нарушение срока внесения арендной платы, неустойки за нарушение лесохозяйственных требований.
Решение: Решение первой инстанции отменено. Требование удовлетворено.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 декабря 2014 г. по делу N А09-1820/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 24.12.2014
Постановление изготовлено в полном объеме 24.12.2014
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Тимашковой Е.Н., судей Волковой Ю.А. и Капустиной Л.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Филимоновой Е.Е., при участии от истца - министерства лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114027002385, ИНН 4027103699) - Левовой И.В. (доверенность от 26.12.2013) и Лаврентьевой Н.Н. (доверенность от 14.11.2014), от ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Полесье-М" (г. Дятьково Брянской области, ОГРН 1093202000286, ИНН 3202013150) - Шаповала М.В. (доверенность от 14.11.2014) и Немкова Н.А. (доверенность от 14.11.014), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства лесного хозяйства Калужской области на решение Арбитражного суда Брянской области от 15.08.2014 по делу N А09-1820/2014 (судья Калмыкова О.В.),
установил:
следующее.
Министерство лесного хозяйства Калужской области (далее - истец, министерство) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Полесье-М" (далее - ответчик, общество) о взыскании задолженности в сумме 2 607 789 рублей 81 копейки, в том числе 379 842 рублей 43 копеек задолженности по арендной плате, пени за нарушение срока внесения арендной платы в сумме 59 592 рублей 18 копеек, неустойки за нарушение лесохозяйственных требований в сумме 2 168 355 рублей 20 копеек.
В порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил требования и просил взыскать с ответчика 7 410 390 рублей 79 копеек, в том числе задолженность по арендной плате в сумме 379 842 рубля 43 копейки, пени за нарушение срока внесения арендной платы в сумме 59 592 рублей 18 копеек, неустойку за неисполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в сумме 6 970 956 рублей 18 копеек.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 15.08.2014 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, просит его отменить, принять по делу новый судебный акт.
Дело рассмотрено после перерыва, объявленного 17.12.2014.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, на основании протокола от 22.06.2010 N 2 об итогах проведения аукциона по продаже права на заключение договора аренды лесного участка с целью передачи в аренду для заготовки древесины между министерством (арендодатель) и обществом (арендатор) был заключен договор аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31, по условиям которого арендодатель обязуется предоставить, а арендатор принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности. Лесной участок площадью 4166,0 га, расположенный по адресу: Калужская область, Куйбышевский район, ГУ "Куйбышевское лесничество", Раменное участковое лесничество - квартал N 38, 39, 45-85. Кадастровый номер участка (номер учетной записи в государственном лесном реестре) - 19-2010-06. Арендатору предоставляется лесной участок для использования в целях и объемах согласно приложению N 3 (т. 1, л. 13-19).
Разделом II договора аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31 стороны определили порядок и размер арендной платы, который составляет 4 276 432 рубля в год.
Размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 7 договора).
Арендная плата ежегодно согласовывается арендодателем и вносится арендатором за установленный договором аренды и проектом освоения лесов годовой объем лесопользования вне зависимости от фактического лесопользования. В случае, когда фактическая рубка леса не достигает расчетного объема, арендная плата перерасчету на фактический объем не подлежит (пункт 7.1 договора).
Пунктом 11 договора аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31 стороны установили, что арендатор обязан, в том числе осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия лесовосстановления и уход за лесом на лесном участке на условиях, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 (подпункт "з");
В соответствии с пунктом 13 договора аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31 за нарушение условий настоящего договора и лесохозяйственных требований арендатор уплачивает неустойки в следующих размерах:
а) за нарушение сроков по внесению арендной платы - 1/300 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации за каждый день просрочки;
б) неисполнение условий подпунктов "ж", "з", "к" пункта 11 настоящего договора - стоимость неисполненных работ, рассчитанная по нормам;
в) оставление деревьев, предназначенных для рубки - недорубов (за исключением оставленных на лесосеках компактных лесных насаждений, не начатых рубкой, площадью не менее 10 процентов от площади лесосеки) - 1- кратная ставка платы за единицу объема оставленной на корню древесины;
г) оставление не вывезенной в установленный срок древесины на лесосеках - 1-кратная ставка платы за единицу объема не вывезенной в срок древесины;
д) неудовлетворительная или несвоевременная очистка мест рубок от порубочных остатков, не проведение доочистки зимних лесосек до наступления пожароопасного периода, оставление завалов и срубленных зависших деревьев - 1 кратная стоимость работ по очистке мест рубок или ликвидации захламленности;
е) оставление в лесу на летний период не окоренной в установленный срок хвойной древесины и древесины листовых пород без пролыски, если указанная древесина не обработана инсектицидами - 1 кратная ставка платы за объем оставленной неокоренной древесины или древесины без пролыски;
ж) оставление пней высотой более одной трети диаметра среза, а при рубке деревьев диаметром менее 30 сантиметров - 10 сантиметров (кроме осуществления заготовки древесины с применением многооперационной техники в соответствии с техническими условиями ее эксплуатации, а также в лесах, произрастающих в поймах рек) - однократная ставка платы за единицу объема деревьев, срубленных с оставлением завышенных пней;
з) за невыполнение объемов работ (мероприятий) по охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотренных приложением N 6 к настоящему договору и проектом основания лесов - трехкратная стоимость невыполненных работ, рассчитанная арендодателем по нормативам или по аналогии с расходами на выполнение данных работ;
и) за невыполнение работ (мероприятий) по охране, защите, воспроизводству лесов в установленные в приложении N 6 к настоящему договору сроки - 2% от годовой суммы арендной платы по настоящему договору;
к) захламление лесов промышленными и иными отходами - десятикратная стоимость работ по проведению в первоначальное состояние захламленных участков, рассчитанная арендодателем по нормативам или по аналогии с расходами на выполнение данных работ;
л) уничтожение или повреждение и других столбов и знаков, клейм и номеров на деревьях и пнях - 0,1% от годовой суммы арендной платы по настоящему договору;
м) уничтожение или повреждение лесных культур, лесосеменных и маточных плантаций, молодняков естественного происхождения и подростка - двукратная стоимость поврежденных насаждений.
Стоимость древесины исчисляется исходя из ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, установленных Правительством Российской Федерации.
Уплата неустоек не освобождает арендатора от выполнения мероприятий по устранению допущенных нарушений в установленный срок.
Разделом VII договора аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31 стороны установили, что срок действия настоящего договора устанавливается с момента государственной регистрации на 15 лет.
Договор от 30.06.2010 N 31 прошел государственную регистрацию в управлении Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области 09.11.2010 за номером 40-40-09/017/2010-358 (т. 1, л. 13-27).
Во исполнение условий договора аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31 по акту приема-передачи арендодатель (министерством лесного хозяйства Калужской области) передал арендатору лесной участок (т. 1, л. 25).
В соответствии со
статьями 88 -
89 Лесного кодекса и подпунктом "в" пункта 11 договора общество разработало и представило арендодателю проект освоения лесов (т. 2, л. 49-58).
Министерство приказом от 24.12.2010 N 625-10 утвердило положительное заключение государственной экспертизы названного проекта освоения лесов (т. 2, д. 42).
Министерство (арендодатель) и общество (арендатор) на основании положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов 27.01.2011 подписали дополнительное соглашение N 31/1 к договору аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31, которым в пункт 5 договора внесли изменения, изложив его в следующей редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет - 2 319 472 рубля 23 копейки в год". Арендная плата начисляется с момента получения положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов от 24.12.2010. Также внесены изменения в приложения N 3 и 4 договора с изложением их в новой редакции (т. 1, л. 63-64).
В последующем, 18.06.2012, министерство (арендодатель) и общество (арендатор) на основании положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов и проведенных лесоустроительных работ подписали дополнительное соглашение N 2 к договору аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31, которым пункт 5 изложен в новой редакции: "Арендная плата по настоящему договору составляет 1 688 363 рубля 68 копеек в год". Кроме этого, внесены изменения в приложения N 3 и 4 договора с изложением их в новой редакции (т. 1, л. 65-67).
Дополнительное соглашение N 2 также прошло государственную регистрацию в управлении Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Калужской области 17.07.2012 за номером 40-40-09/006/2012-270.
Таким образом, данными дополнительными соглашениями изменены виды и объемы использования лесов на арендуемом лесном участке. Во взаимосвязи с этими условиями договора был дважды изменен размер арендной платы.
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды, министерство направило в адрес общества претензии от 23.01.2013 N ВИ-80-13 (т. 1, л. 30-31), от 16.09.2013 N ВМ-1228-13 (т. 1, л. 32-33) с просьбой в добровольном порядке погасить задолженность.
Поскольку требования истца о погашении задолженности оставлены ответчиком без удовлетворения, министерство обратилось в арбитражный суд с иском.
Рассматривая дело по существу, суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленных требований ссылаясь на то, что, во-первых, истец не доказал наличие у ответчика задолженности по арендной плате, а во-вторых, что при осуществлении проверки качества разработки лесосек по договору аренды лесных насаждений истец фактически выявил не нарушение договорных обязательств, а нарушения лесопользования, предусмотренные Правилами заготовки древесины, ответственность за которые (неустойка) не может быть установлена условиями договора, а должна соответствовать установленному порядку.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами суда не может согласиться ввиду следующего.
Договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных
частью 3 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации (часть 1 статьи 74) (далее - ЛК РФ).
На основании части 1 статьи 74 ЛК РФ договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных ч. 3 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 74 ЛК РФ при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона изменение условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон не допускается, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 настоящего Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.12.2010 N 422, вступившего в силу после заключенных дополнительных соглашений и принятия обжалуемого судебного акта).
Из содержания пункта 4 части 4 статьи 79 ЛК РФ следует, что начальная цена предмета аукциона (начальная цена арендной платы или начальная цена заготавливаемой древесины) определяется в соответствии со
статьями 73 и
76 настоящего Кодекса, но не может быть ниже минимального размера арендной платы или минимального размера платы по договору купли-продажи лесных насаждений.
Положениями части 1 статьи 80 ЛК РФ определено, что аукцион проводится путем повышения начальной цены предмета аукциона (начального размера арендной платы или начальной цены заготавливаемой древесины на "шаг аукциона".
В соответствии с
пунктом 1 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) договор, если иное не вытекает из его существа, может быть заключен путем проведения торгов. Договор заключается с лицом, выигравшим торги.
Торги проводятся в форме аукциона или конкурса. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия (
пункт 4 статьи 447 ГК РФ).
Из вышеприведенных норм права следует, что если предметом аукциона являлась арендная плата, то по результатам проведения аукциона заключается договор аренды лесного участка, в котором размер арендной платы определяется по цене предложенной победителем.
Следовательно, изменение размера арендной платы по договору аренды лесного участка, заключенного по результатам аукциона, то есть как понижение, так и повышение ее размера, как по соглашению сторон или же по требованию одного из участников по договору, по существу противоречит части 2 статьи 74 ЛК РФ.
Изменение арендной платы также нарушает положения
статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 29.05.2014 N 1021-О указал, что
часть 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации о недопустимости - при заключении договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по результатам аукциона - изменения условий аукциона на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон, за исключением случая, предусмотренного
частью 7 статьи 53.7 данного Кодекса, создает - наряду с другими законоположениями - необходимую правовую основу порядка предоставления в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и направлена на обеспечение баланса интересов и равноправия участников аукциона, защиту публичных интересов, а также на предотвращение злоупотреблений при предоставлении в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В постановлении от 17.12.2013 N 12157/13 Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сформулировал правовой подход, согласно которому исходя из целей проведения аукциона и положений
части 2 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации недопустимо дальнейшее изменение арендной платы в сторону уменьшения, так как обратное приведет к нарушению прав иных участников аукциона, предлагавших меньшую сумму, чем победитель.
Механизм изменения договора в связи с существенным изменением обстоятельств, предусмотренный
статьей 451 ГК РФ, в данном случае не может быть использован по следующим причинам. Во-первых, он предполагает изменение договора по соглашению сторон или по требованию одной из сторон в судебном порядке, что прямо исключается статьей 74 ЛК РФ. Во-вторых, изменение объема подлежащих заготовке лесных ресурсов на переданном в аренду лесном участке не относится к существенному изменению обстоятельств, которое стороны не могли разумно предвидеть при заключении договора, а в аукционной документации была непосредственно заложена возможность такого изменения.
Возможность изменения условий договора аренды лесного участка, заключенного на аукционе, на основании соглашения сторон такого договора или по требованию одной из его сторон в спорный период исключалась.
Однако в нарушение изложенных норм законодательства, имеющих императивный характер, стороны 27.01.2011 и 18.06.2012 подписали дополнительные соглашения N 31/4 и N 2 к договору аренды лесного участка, в которых изменили виды и объемы заготовок древесины, а также размер арендной платы вместо определенного по результатам аукциона.
Статьей 168 ГК РФ установлено, что сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
С учетом вышесказанного пункты спорных дополнительных соглашений к договору аренды лесного участка от 30.06.2010, изменяющие арендную плату, являются ничтожными.
Позиция ответчика, не согласного с наличием у него задолженности, мотивирована необходимостью применения дополнительных соглашений, изменивших размер арендной платы, с определенных периодов времени. Однако с учетом вышесказанного такое мнение ответчика не имеет правового значения, в связи с чем отклоняется апелляционным судом.
Согласно
статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.
Обязанность арендатора своевременно и в полном объеме вносить арендную плату за переданное ему во временное владение и пользование имущество предусмотрена
статьями 606 и
614 ГК РФ.
Из анализа представленного истцом расчета (т. 1, л. 22-29) усматривается, что министерство его производило с учетом измененных сумм арендной платы, а значит, задолженность по арендной плате с учетом ранее сказанного должна быть больше заявленной к взысканию суммы.
Однако апелляционная инстанция не может выходить за пределы заявленных истцом требований, ввиду чего рассматривает исковое заявление исходя из заявленной суммы: 379 843 рубля 43 копейки - задолженности по договору и 59 592 рубля 18 копеек - пени.
Доказательств своевременного и в полном размере внесения ответчиком предусмотренной договором аренды платы за предъявленный истцом период материалы дела не содержат.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает возможным удовлетворить исковое заявление министерства о взыскании задолженности по арендной плате и пени в полном объеме.
Что касается вывода суда в отношении взыскания неустойки на основании подпункта "б" пункта 13 договора, то с ним апелляционный суд также не может согласиться исходя из следующего.
На основании
пункта 4 статьи 421 ГК РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (
статья 422 ГК РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 19 ЛК РФ мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со
статьями 81 -
84 данного Кодекса, или использующими леса в соответствии с указанным
Кодексом лицами.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 55 ЛК РФ в целях обеспечения санитарной безопасности в лесах осуществляются санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия).
Частью 2 статьи 55 ЛК РФ предусмотрено, что указанные меры санитарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляются арендаторами этих лесных участков на основании проекта освоения лесов.
Правила санитарной безопасности в лесах, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2007 N 414 (далее - Правила N 414) устанавливают единые порядок и условия организации защиты лесов от вредных организмов, а также от негативных воздействий на леса и санитарные требования к использованию лесов, направленные на обеспечение санитарной безопасности в лесах.
В силу
пунктов 4 и
28 Правил N 414 на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов. Санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, осуществление санитарно-оздоровительных мероприятий на лесном участке является публично-правовой обязанностью лесопользователя, выполнение которой не ставится в зависимость от его вины.
Обязанности арендатора по выполнению мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов и лесовосстановлению закреплены в статье 11 договора, подпунктом "з" которого установлена обязанность арендатора соблюдать требования Правил санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление и уход за лесом за счет собственных средств на условиях и в объеме и в сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении N 6 к договору на лесном участке, переданном в аренду.
Согласно положениям
статьи 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.
Обязательства арендатора в части выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов на арендуемом лесном участке были выполнены обществом не в полном объеме.
Так, проектом освоения лесов за 2011 год (т. 2, л. 49-58) на лесном участке, переданном в аренду обществу, предусмотрено, что в 2011 году арендатор обязан осуществить контролируемый отжиг в объеме 2 га, посадку леса в объеме 15,3 га, подготовку почвы - 37,4 га, агротехнический уход за лесными культурами - 170 га, рубку ухода в молодняках - 34,4 га.
Согласно проекту освоения лесов за 2012 год арендатор должен был на спорном лесном участке произвести следующие виды работ: уход за минерализованными полосами - 20 км, контролируемый отжиг - 2 га, посадку леса - 37 га, подготовку почвы - 37 га, агротехнический уход за лесными культурами - 222 га.
Проектом освоения лесов за 2013 год на арендаторе лежит обязанность устроить минерализованные полосы в объеме 10 км, осуществить посадку леса в объеме 37 га, дополнить лесные культуры - 7 га.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 14.02.2012 N 47 утвержден Порядок представления отчетов об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, лесоразведения и соответствующие формы данных отчетов.
Отчеты об использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов и лесоразведении (далее - отчеты) представляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими в соответствии с Лесным
кодексом Российской Федерации использование лесов, а также осуществляющие мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению.
Отчеты представляются ежеквартально не позднее десятого числа месяца, следующего за отчетным кварталом.
В отчетах приводится информация о фактических объемах выполненных мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению за период с начала года до конца отчетного квартала. В четвертом квартале приводится информация за отчетный год. Информация об объемах использования лесов и о выполненных мероприятиях по охране, защите, воспроизводству лесов и лесоразведению приводится в единицах измерения, указанных в формах отчетов, с одним десятичным знаком.
Следовательно, именно на арендаторе лежит обязанность своевременно указать в отчете выполненные работы и направить (ежеквартально) арендодателю.
Согласно отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении (т. 1, л. 130-131) и отчету об охране и защите лесов (т. 1, л. 132-133) за январь - декабрь 2011 года посадка леса выполнена в объеме 10,6 га, агротехнический уход за лесными культурами в объеме 81,2 га. При этом необходимый объем по контролируемому отжигу, подготовке почвы и рубке ухода в молодняках арендатором фактически не выполнен.
Из отчета об охране и защите лесов (т. 1, л. 134-135) и отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении (т. 1, л. 137-140) за январь - декабрь 2012 года видно, что арендатором выполнен уход за минерализованными полосами в объеме 9,2 км, подготовка почвы - 8,1 га, агротехнический уход за лесными культурами - 20,9 га, при этом контролируемый отжиг и посадка леса фактически не выполнены.
Согласно отчету об охране и защите лесов (т. 1, л. 141-143) и отчету о воспроизводстве лесов и лесоразведении (т. 1, л. 144-146) за январь - декабрь 2013 года арендатор выполнил устройство минерализованных полос в объеме 8 км, посадку леса - 3,1 га, дополнение лесных культур - 0 га.
Таким образом, именно показатели самого общества позволили министерству рассчитать сумму неустойки по объему мероприятий, невыполненных им.
Доказательств исполнения обязательств по осуществлению лесовосстановления и ухода за лесом, принятых согласно договору аренды лесного участка и проекту освоения лесов, ответчиком в материалы дела не представлено (
часть 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, по состоянию на 01.09.2013 задолженность по неустойке за невыполнение лесохозяйственных мероприятий по договору аренды лесного участка от 30.06.2010 N 31 по данным истца составляет следующий размер:
1) 2011 год
- контролируемый отжиг (по плану - 2 га, фактически выполнено - 0, цена по нормативу за объем - 278 рублей) - 1668 рублей;
- посадка леса (по плану - 15,3 га, фактически выполнено - 10,6 га, не выполнено - 4,7 га, цена по нормативу за объем - 11 957 рублей) - 168 593 рублей 70 копеек;
- подготовка почвы (по плану - 37,4 га, фактически выполнено - 0, цена по нормативу за объем - 1584 рубля) - 2177 724 рубля 80 копеек;
- агротехнический уход (по плану - 170 га, фактически выполнено - 81,2 га, не выполнено - 88,8 га, цена по нормативу за объем - 3791 рубль) - 1009 922 рублей 40 копеек;
- рубки ухода в молодняках (по плану - 34,4 га, фактически выполнено 0, цена по нормативу за объем - 5327 рублей 90 копеек) - 549 839 рубля 28 копеек.
2) 2012 год
- уход за минерализованными полосами (по плану - 20 км, фактически выполнено - 9,2 км, не выполнено - 10,8 км, цена по нормативу за объем - 335 рубля) - 10 854 рубля;
- контролируемый отжиг (по плану - 2 га, фактически выполнено - 0, цена по нормативу за объем - 278 рублей) - 1668 рублей;
- посадка леса (по плану - 37 га, фактически выполнено - 0, цена по нормативу за объем - 11 957 рубля) - 132 727 рублей;
- подготовка почвы (по плану - 37 га, фактически выполнено - 8,1 га, не выполнено - 28,9 га, цена по нормативу за объем - 1584 рубля) - 137 332 рублей 80 копеек;
- агротехнический уход (по плану - 222 га, фактически выполнено - 20,9 га, не выполнено - 201,1 га, цена по нормативу за объем - 3791 рубль) - 2 287 110 рублей 30 копеек.
2) 2013 год
- устройство минерализованных полос (по плану - 10 км, фактически выполнено - 8, не выполнено - 2 км, цена по нормативу за объем - 563 рубля) - 3378 рублей;
- посадка леса (по плану - 37 га, фактически выполнено - 3,1 га, не выполнено - 33,9 га, цена по нормативу за объем - 11 957 рублей) - 1 216 026 рублей 90 копеек;
- дополнение лесных культур (по плану - 7 га, фактически выполнено - 0, цена по нормативу за объем - 3791 рубль) - 79 611 рублей.
Поскольку согласно подпункту "з" пункту 13 договора аренды от 30.06.2010 N 31 за невыполнение объемов работ (мероприятий) по охране, защите, воспроизводству лесов, предусмотренных приложением N 6 к настоящему договору и проектом основания лесов установлена неустойка в размере трехкратной стоимости невыполненных работ, рассчитанной арендодателем по нормативам или по аналогии с расходами на выполнение данных работ, то итого за три года к уплате неустойка составляет 6 970 956 рубля 18 копеек.
Так как общество не представило ни в суд первой инстанции, ни в суд апелляционной инстанции каких-либо возражений в отношении представленного истцом размера неустойки, не оспорило те суммовые показатели, которые отражены истцом, то апелляционная инстанция, проверив имеющийся в деле расчет, признает доказанным объем невыполненных ответчиком мероприятий, а значит, и неустойку в указанном размере.
Следовательно, выводы суда первой инстанции в отношении данной суммы нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно
части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
постановил:
решение Арбитражного суда Брянской области от 15.08.2014 по делу N А09-1820/2014 отменить.
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полесье-М" (г. Дятьково Брянской области, ОГРН 1093202000286, ИНН 3202013150) в пользу министерства лесного хозяйства Калужской области (г. Калуга, ОГРН 1114027002385, ИНН 4027103699) 7 410 390 рублей 79 копеек, в том числе задолженность по арендной плате в сумме 379 842 рубля 43 копейки, пени за нарушение срока внесения арендной платы в сумме 59 592 рубля 18 копеек, а также неустойку за неисполнение мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов в сумме 6 970 956 рублей 18 копеек.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Полесье-М" (г. Дятьково Брянской области, ОГРН 1093202000286, ИНН 3202013150) в доход федерального бюджета госпошлину по иску в размере 60 051 рубля 95 копеек.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть
обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с
частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий
Е.Н.ТИМАШКОВА
Судьи
Ю.А.ВОЛКОВА
Л.А.КАПУСТИНА