Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 N 20АП-573/2017 по делу N А62-4265/2016
Требование: О признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2017 N 20АП-573/2017 по делу N А62-4265/2016
Требование: О признании недействительным предписания по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДВАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 1 марта 2017 г. по делу N А62-4265/2016
Резолютивная часть постановления объявлена 21.02.2017
Постановление изготовлено в полном объеме 01.03.2017
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Рыжовой Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем Назарян Г.А., при участии от заявителя - Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Смоленский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (город Смоленск, ОГРН 1026701435848, ИНН 6731001113) - Идкина Е.В. (доверенность от 09.01.2017 N 249) и от ответчика - Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (город Смоленск, ОГРН 1046758334897, ИНН 6730054754) - Рябченкова А.А. (доверенность от 10.02.2017 N 2), Струженкова А.Н. (доверенность от 10.02.2017 N 1), в отсутствие третьих лиц - общества с ограниченной ответственностью "Интерстрой" (город Смоленск, ОГРН 1136733005221, ИНН 6732056919), Смоленского городского отделения общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (город Смоленск, ОГРН 1126700000701, ИНН 6732014010), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Смоленский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации на решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2016 по делу N А62-4265/2016 (судья Еремеева В.И.),
установил:
следующее.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Смоленский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее - учреждение, университет, ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России) обратилось в Арбитражный суд Смоленской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Смоленской области (далее - управление, ГУ МЧС России по Смоленской области) о признании недействительным предписания от 31.03.2016 N 53/1/16 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, вынесенного Отделом надзорной деятельности города Смоленска ГУ МЧС России по Смоленской области, в части пунктов 7 - 10, 12, 13, 15, 19, 21, 24, 31, 34, 43 - 49, 51, 54, 57, 59, 68, 71 - 75, 77, 78, 80, 87 - 90, 92, 94, 100, 106 - 110, 116, 118, 121, 126 - 131, 133, 140 - 142, 146 - 149, 153, 156, 159, 161, 162, 166, 170, 171, 174 - 177, 178, 179, 180, 182, 196, 203, 207 - 210, 212, 220, 223, 229, 234, 235, 237, 240, 241, 245, 246, 248 - 255, 260, 261, 265, 270, 276 - 281, 286, 287, 310, 316 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л.д. 4-8; т. 4, л.д. 27; т. 7, л.д. 1-16).
Определением суда от 18.08.2016 по ходатайству университета к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Интерстрой", Смоленское городское отделение общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" (т. 4, л.д. 4, 17-19).
Решением Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2016 в удовлетворении требования отказано (т. 7, л.д. 66-99).
Не согласившись с судебным актом, ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, требования удовлетворить (т. 7, л.д. 107-120). Заявитель жалобы ссылается на то, что проверка проводилась в отсутствие уполномоченных должностных лиц университета; из акта проверки не представляется возможным установить, какого числа и в какое время проверялся тот или иной объект, не указано конкретное место, где установленные нарушения были допущены. Полагает, что в предписании отсутствует ясность в вопросе о том, в чем конкретно заключается допущенное университетом нарушение и какие конкретно действия должны быть выполнены для его устранения; акт проверки содержит идентичную предписанию формулировку, предписание не является конкретным и исполнимым, что нарушает права и законные интересы университета, поскольку возлагает на него неисполнимую в установленный в предписании срок обязанность. По мнению заявителя, отсутствие соответствующей информации в оспариваемом предписании, в том числе указаний на способы устранения допущенного нарушения, свидетельствует о его неопределенности как ненормативного правового акта, и, как следствие, об его неисполнимости со стороны учреждения.
Отметил, что причины возникновения пожара и виновные в его возникновении не установлены до настоящего времени, нарушений требований пожарной безопасности со стороны университета не установлено.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения (т. 7, л.д. 163-168, 172-177). Ответчик указал на то, что, оспаривая, пункты предписания, заявитель не ссылается на нормы права, которые нарушены при проведении плановой выездной проверки органом федерального государственного пожарного надзора. Отметил, что в рассматриваемом случае заявителю подлежит исполнить требования именно режимно-эксплуатационного характера; соблюдение обязательных требований пожарной безопасности, перечисленных в спорных пунктах предписания, является обязательным, поскольку речь идет о безопасности жизни и здоровья людей, находящихся в зданиях университета, следовательно, сам по себе факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей, в связи с этим подлежат применению нормативы, принятые после введения в эксплуатацию объекта проверки. Ответчик считает, что оспариваемое предписание содержит сведения, предусмотренные Административным
регламентом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности, утвержденным приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375; содержание предписания по устранению нарушений требований пожарной безопасности соответствует нормативным требованиям; в оспариваемом предписании указаны действия (бездействие), в которых выразились нарушения, и соответствующие нормы, которые не соблюдены и должны быть исполнены заявителем. Отметил, что выбор способа исполнения указанных в предписании нарушений предоставлен заявителю.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель университета поддержал доводы жалобы, просил решение суда отменить, заявленные требования удовлетворить.
Представители управления не согласились с доводами апелляционной жалобы, просили решение суда оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Третьи лица в судебное заседание не явились.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие третьих лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в соответствии со
статьями 123,
156,
266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность
решения Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2016 проверены судом апелляционной инстанции в порядке
статей 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя и ответчика, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных
статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта в силу следующего.
Как следует из материалов дела, заместителем начальника отдела - заместителем главного государственного инспектора города Смоленска по пожарному надзору ГУ МЧС России по Смоленской области Рябченковым А.А. вынесено распоряжение от 01.03.2016 N 53 о проведении плановой выездной проверки в отношении ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России с целью соблюдения обязательных требований пожарной безопасности и в соответствии с годовым планом проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2016 год, размещенном на официальном сайте ГУ МЧС России по Смоленской области (http://67.mchs.gov.ru) и официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации.
Назначены лица, уполномоченные на проведение проверки, привлечены к проведению проверки в качестве экспертов представители экспертных организаций.
Задачами проверки являются деятельность по проведению проверки соблюдения организациями и гражданами требований пожарной безопасности и принятие мер по результатам этой проверки. Предметом проверки является соблюдение обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Срок проверки установлен не более 20 рабочих дней с 09.03.2016 по 31.03.2016.
В процессе проверки проведены мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки, определен перечень документов, представление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
Распоряжение получено ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России 01.03.2016, что подтверждается штампом входящей корреспонденции.
На основании распоряжения о проведении плановой выездной проверки от 01.03.2016 N 53 по результатам проведения Федеральным государственным бюджетным учреждением "Судебно-экспертное учреждение Федеральной противопожарной службы "Испытательная пожарная лаборатория" по Смоленской области (далее - ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ" по Смоленской области) испытаний уровня звукового сигнала системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре составлен протокол от 25.03.2016 N 25 (т. 3, л.д. 27-29), согласно которому установлено следующее.
Уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, усыновленной в проверенных помещениях зданий корпуса НИИАХ, кафедры анатомии человека, ЦСК, учебного корпуса N 2 ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России, на момент проверки соответствует требованиям СП 3.13130.2009 "Система противопожарной защиты Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
Уровень звука системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, установленной в проверенных помещениях здания учебного корпуса N 1 ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России, на момент проверки не соответствует требованиям СП 3.13130.2009 "Систем противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности".
По результатам проведения ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ" по Смоленской области проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации составлен акт проверки от 25.03.2016 N 37 (т. 3, л.д. 25-26), согласно которому работоспособность автоматической пожарной сигнализации (выборочным способом), установленной в помещениях проверенных зданий ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России (здания НИИАХ, кафедры анатомии человека, гаража, ЦСК, учебных корпусов N 1 (левое крыло и правое крыло), N 2), на момент проверки исправна. Согласно пояснениям представителей ответчика в акте проверки от 25.03.2016 N 37 допущена опечатка в части указания его номера N 28.
По результатам проведения ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ" по Смоленской области проверки внутренних пожарных кранов противопожарного водопровода составлен акт от 25.03.2016 N 18 (т. 3, л.д. 30), согласно которому по СН 10.13130.2009 минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение в проверенных (выборочным методом) пожарных кранах в общежитии N 4 соответствует необходимым нормам (2.5 л/с) за исключением к. N 902, 601, расположенных в общежитии N 4, в которых выявлено несоответствие необходимым нормам (2.5 л/с); в общежитии N 1 минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение в проверенных (выборочным методом) пожарных кранах соответствует необходимым нормам (2.5 л/с) за исключением к. N 9А, 9Б, расположенных в общежитии N 1, в которых выявлено несоответствие необходимым нормам (2.5 л/с).
По результатам проведения проверки Отделом надзорной деятельности города Смоленска ГУ МЧС России по Смоленской области составлен акт от 31.03.2016 N 53 (т. 3, л.д. 1-23), в котором указаны лица, проводившие проверку, а также лица, присутствовавшие при проведении проверки: инженер по ОТ Аристарков Э.А., заведующий анатомическим корпусом Галкина Ю.М., заместитель директора НИИАХ Веселов А.В., заведующий общежитием N 4 Галиева Е.С., заведующая общежитием N 1 Исакова А.Г., заведующая библиотекой Рогозная Е.Л., заведующая общежитием N 3 Королькова Н.И., комендант АУК Статенина С.Е.
Отделом надзорной деятельности города Смоленска ГУ МЧС России по Смоленской области вынесено предписание от 31.03.2016 N 53/1/16 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, которым на ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России возложена обязанность устранить выявленные в ходе проверки нарушения обязательных требований пожарной безопасности (т. 1, л.д. 12-140).
Предписание содержит 319 видов выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности, сроки устранения нарушений со ссылкой на нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные документы по пожарной безопасности, требования которых нарушены.
Ссылаясь на то, что указанное предписание управления в оспариваемой части не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы заявителя, ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России обратилось в арбитражный суд с заявлением (с учетом уточнения требований) (т. 1, л.д. 4-8; т. 4, л.д. 27; т. 7, л.д. 1-16).
Суд первой инстанции, рассмотрев заявленные требования, правомерно отказал в их удовлетворении, исходя из следующего.
Частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу
части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
пункта 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования (
часть 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Таким образом, в соответствии со
статьями 198,
200,
201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также разъяснениями, изложенными в
пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", ненормативный правовой акт может быть признан недействительным, а решения и действия незаконными при одновременном их несоответствии закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела усматривается, что согласно оспариваемым пунктам предписания выявлены следующие нарушения учреждением требований пожарной безопасности.
- Административно-учебный корпус, адрес объекта: город Смоленск, улица Крупской, дом 28 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:84):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в неисправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся. Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с требованиями
глав 5,
7 и
8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
В здании корпуса (класс функциональной пожарной опасности Ф.4.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проведении дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
Руководитель организации не организует проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний.
Запоры на дверях эвакуационных выходов из здания корпуса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
В подвале устроены складские помещения, двери которых выполнены не в противопожарном исполнении.
Пожарные шкафы в подвальном помещении левой части выполнены из горючих материалов.
Не разделены части помещений, имеющих различные классы функциональной пожарной опасности противопожарными преградами (помещение административного учебного корпуса и помещения общежития дополнительного образования, помещение административного учебного корпуса и помещения общежития, устроенное в пристройке левого крыла здания, помещения актового зала административного учебного корпуса и помещения общежития дополнительного образования).
Не разделены части помещений, имеющих различные классы функциональной пожарной опасности противопожарными преградами (помещение библиотеки и помещения общежития дополнительного образования).
- Первый учебный корпус, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 48 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:9):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся (акт по проверке работоспособности пожарной сигнализации ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ" по Смоленской области" от 25.03.2016 N 37, протокол испытаний уровня сигнала системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ" по Смоленской области" от 25.03.2016 N 25).
В здании корпуса (класс функциональной пожарной опасности Ф.4.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверке дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
Запоры на дверях эвакуационных выходов из здания корпуса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Руководитель организации не организует проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний.
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.
Пожарные шкафы в помещениях спортзала N 1 выполнены из горючих материалов.
Запоры на дверях эвакуационных выходов из здания корпуса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается применение конструкций и материалов с неисследованными показателями пожарной опасности (стены кафедры биологии, кафедры микробиологии, кафедры биохимии).
- Морфологический корпус, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 48а (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:196):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установка пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
В здании корпуса (класс функциональной пожарной опасности Ф.4.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверке дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
Запоры на дверях эвакуационных выходов из здания корпуса не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Пожарные шкафы в здании выполнены из горючих материалов.
- Здание анатомического корпуса, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 48-6 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:137):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в неисправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
В здании корпуса (класс функциональной пожарной опасности Ф.4.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверки дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категории по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны.
Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Запоры на дверях эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
- Научно-исследовательский институт антимикробной химиотерапии (НИНАХ), адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 46-а (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:9):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
В здании научно-исследовательского института (класс функциональной пожарной опасности Ф.4.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверки дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Запоры на дверях эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Помещения серверной, электрощитовой и котельной двери выполнены не в противопожарном исполнении.
- Библиотека, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 52 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:138):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в неисправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
Здание (помещение) библиотеки не защищено автоматическими установками пожаротушения (АУПТ). В соответствии с предоставленной справкой по состоянию на 01.01.2016 фонд хранения библиотеки составляет 500 320 единиц.
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Запоры на дверях эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Двери архива Ф. 5.2 в библиотеке выполнены не в противопожарном исполнении.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов допускается применение конструкций и материалов с неисследованными показателями пожарной опасности (на полу уложены деревянные щиты).
- Столовая, адрес объекта: город Смоленск, улица Крупская, дом 28 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:182):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в неисправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся. На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания.
Не разделены части помещений, имеющих различные классы функциональной пожарной опасности противопожарными преградами (помещение столовой и помещения административно-учебного корпуса).
- Центральный студенческий клуб, адрес объекта: город Смоленск, улица Крупская, дом 28 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:14):
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся. На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Запоры на дверях эвакуационного выхода не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
- Здание бассейна, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 48-в (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:139):
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
- Общежитие N 1, адрес объекта: город Смоленск, улица Крупская, дом 38-а (кадастровый (условный) номер 67:27:0030734:360):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
В здании общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф.1.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверки дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
На объекте речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности не дублируются на английском языке.
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Запоры на дверях эвакуационных выходов из здания общежития не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
На 1, 3 этаже отсутствует план эвакуации людей при пожаре.
- Общежитие N 2, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 50 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:10):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
На объекте речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления, эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности не дублируются на английском языке.
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
Коридоры длиной более 60 м не разделены противопожарными перегородками 2-го типа на участки, длина которых определяется по СНиП 2.04.05, но не должна превышать 60 м.
В здании общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф.1.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверке дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
Дверь в электрощитовую, дверь в помещение по хранению мешков для мусора выполнена не в противопожарном исполнении.
На объекте с ночным пребыванием людей отсутствуют инструкции о порядке действий при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта, средства индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
В коридоре первого этажа в помещении по хранению белья, на чердаке, перед комнатами N 109, 115, в комнатах N 211-217, 212-218, 203-209, 220-226, 219-225, 204-210, 230-236, 229-235, 237-243, 238-244, 303-309, 304-310, 312-318, 311-317, 320-326, 319-325, 329-335, 330-336, 337-343, 338-344, 403-409, 404-410, 411-417, 412-418, 419-425, 429-435, 430-436, 438-444, 437-443, 504-510, 503-509, 511-517, 520-526, 519-525, 630-536, 529-535, 537-543, 538-544, 603-625, 603-609, 604-610, 611-617, 612-626, 619-625, 630-636, 629-635, 638-644, 637-643 допускается эксплуатация светильника без защитного колпака (рассеивателя), предусмотренного конструкцией светильника.
На первом этаже помещении по хранению материальных вещей двери выполнены не в противопожарном исполнении.
Запоры на дверях эвакуационных выходов из общежития, а также из этажей на лестничную клетку не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
В комнатах N 107, 113, 212, 203, 205, 303, 307, 304, 306, 308, 316, 342, 407, 416, 610, 608, 612, 625, 621, 619, 643, 641, 639 допускается эксплуатация розетки с повреждениями (оплавлена).
В чердачном помещении допускается хранение различных материалов оборудования.
Дверь выхода в чердачное помещение выполнена не в противопожарном исполнении (не с нормируемым пределом огнестойкости).
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
- Общежитие N 3, адрес объекта: город Смоленск, улица Крупская, дом 28 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:180):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объекта не проводятся.
В здании общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф.1.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверке дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
На объекте речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности не дублируются на английском языке.
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки.
На первом этаже общежития в помещении по хранению материальных вещей двери выполнены не в противопожарном исполнении.
На 1-9-м этажах общежития частично отсутствуют предусмотренные проектом двери на путях эвакуации, препятствующие распространению опасных факторов пожара (двери между жилыми секциями, тамбурами).
- Общежитие N 4, адрес объекта: город Смоленск, улица Кирова, дом 46 (кадастровый (условный) номер 67:27:0030703:155):
Средства противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) находится в не исправном состоянии.
Отсутствуют акты ввода и приемки АУПС и СОУЭ в эксплуатацию.
Проверки работоспособности указанных систем АУПС и СОУЭ объект не проводятся.
В здании общежития (класс функциональной пожарной опасности Ф.1.2) не обеспечивается дублирование сигналов от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (при проверки дублирования сигнала от систем пожарной сигнализации на пульт подразделения пожарной охраны сигнал не прошел).
На дверях помещений производственного и складского назначения отсутствует обозначения их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны. Отсутствуют расчеты отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности.
На объекте речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности не дублируются на английском языке.
Сеть внутреннего противопожарного водопровода не исправна (минимальный расход воды на внутреннее пожаротушение не соответствует необходимым нормам, менее 2,5 л/с) (акт от 21.01.2015 N 2).
Проверка работоспособности с составлением соответствующих актов не проводится в установленные сроки. Акт проверки внутренних пожарных кранов противопожарного водопровода ФГБУ "СЭУ ФПС ИПЛ" по Смоленской области" от 25.03.2016 N 18.
На первом этаже крыла "А" в помещении N 104 устроено складское помещение, дверь которого выполнена не в противопожарном исполнении.
В подвале пожарные шкафы выполнены из горючего материала (дерево).
Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) определено, что в целях настоящего Федерального
закона применяются, в том числе, следующие понятия:
пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров;
требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом;
нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности;
противопожарный режим - совокупность установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности требований пожарной безопасности, определяющих правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности;
меры пожарной безопасности - действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
В силу
статьи 3 Закона N 69-ФЗ система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
В соответствии со
статьей 37 Закона N 69-ФЗ руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Согласно
статье 16 Закона N 69-ФЗ к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся, в том числе разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
На основании
статьи 16 Закона N 69-ФЗ постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации (далее - Правила N 390).
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности, в том числе образовательных организации (раздел V Правил).
Пунктами 7,
9,
20,
24,
33,
35,
42,
55,
57,
61,
64,
89 Правил N 390 определено, что на объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре.
На плане эвакуации людей при пожаре обозначаются места хранения первичных средств пожаротушения.
На объекте с ночным пребыванием людей руководитель организации обеспечивает наличие инструкции о порядке действий обслуживающего персонала на случай возникновения пожара в дневное и ночное время, телефонной связи, электрических фонарей (не менее 1 фонаря на каждого дежурного), средств индивидуальной защиты органов дыхания и зрения человека от токсичных продуктов горения.
Руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с
главами 5,
7 и
8 Закона N 123-ФЗ.
Руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями
статьи 84 Закона N 123-ФЗ.
Запоры на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа.
Руководителем организации, на объекте которой возник пожар, обеспечивается доступ пожарным подразделениям в закрытые помещения для целей локализации и тушения пожара.
Запрещается обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника.
Руководитель организации обеспечивает исправность источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов.
Руководитель организации при отключении участков водопроводной сети и (или) пожарных гидрантов, а также при уменьшении давления в водопроводной сети ниже требуемого извещает об этом подразделение пожарной охраны.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние пожарных гидрантов, их утепление и очистку от снега и льда в зимнее время, доступность подъезда пожарной техники к пожарным гидрантам в любое время года.
Направление движения к пожарным гидрантам и водоемам, являющимся источником противопожарного водоснабжения, должно обозначаться указателями с четко нанесенными цифрами расстояния до их месторасположения.
Руководитель организации обеспечивает укомплектованность пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и вентилями, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).
Пожарный рукав должен быть присоединен к пожарному крану и пожарному стволу и размещаться в навесных, встроенных или приставных пожарных шкафах из негорючих материалов, имеющих элементы для обеспечения их опломбирования и фиксации в закрытом положении.
Пожарные шкафы (за исключением встроенных пожарных шкафов) крепятся к несущим или ограждающим строительным конструкциям, при этом обеспечивается открывание дверей шкафов не менее чем на 90 градусов.
Руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических (автономных) установок пожаротушения, автоматических установок пожарной сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий. На объекте должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.
Руководитель организации обеспечивает наличие в помещении диспетчерского пункта (пожарного поста) инструкции о порядке действий дежурного персонала при получении сигналов о пожаре и неисправности установок (систем) противопожарной защиты объекта.
Руководитель организации обеспечивает ознакомление (под подпись) граждан, прибывающих в гостиницы, мотели, общежития и другие здания, приспособленные для временного пребывания людей, с правилами пожарной безопасности.
При наличии на указанных объектах иностранных граждан речевые сообщения в системах оповещения о пожаре и управления эвакуацией людей, а также памятки о мерах пожарной безопасности выполняются на русском и английском языках.
В соответствии со
статьями 5,
6 Закона N 123-ФЗ каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного настоящим Федеральным
законом, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий:
1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным
законом;
2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным
законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности.
Согласно
пункту 21 статьи 27,
пункту 7 статьи 83,
пункту 6 статьи 134 Закона N 123-ФЗ методы определения классификационных признаков отнесения зданий и помещений производственного и складского назначения к категориям по пожарной и взрывопожарной опасности устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
Системы пожарной сигнализации должны обеспечивать подачу светового и звукового сигналов о возникновении пожара на приемно-контрольное устройство в помещении дежурного персонала или на специальные выносные устройства оповещения, а в зданиях классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф1.2, Ф4.1, Ф4.2 - с дублированием этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации.
Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному
закону.
Постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 приняты и введены в действие с 01.01.1998 государственные строительные нормы и правила
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (далее - Строительные нормы и правила, СНиП 21-01-97*).
В силу
пунктов 4.3,
6.18,
6.26,
7.4,
7.5,
8.4 СНиП 21-01-97* в процессе эксплуатации следует: обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке, в том числе ППБ 01; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке; при проведении ремонтных работ не допускать применения конструкций и материалов, не отвечающих требованиям действующих норм.
Двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, вестибюлей и лестничных клеток не должны иметь запоров, препятствующих их свободному открыванию изнутри без ключа. В зданиях высотой более 15 м указанные двери, кроме квартирных, должны быть глухими или с армированным стеклом.
В коридорах, указанных пункте в 6.9, за исключением специально оговоренных в нормах случаев, не допускается размещать оборудование, выступающее из плоскости стен на высоте менее 2 м, газопроводы и трубопроводы с горючими жидкостями, а также встроенные шкафы, кроме шкафов для коммуникаций и пожарных кранов.
Части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
При наличии в здании частей различной функциональной пожарной опасности, разделенных противопожарными преградами, каждая из таких частей должна отвечать противопожарным требованиям, предъявляемым к зданиям соответствующей функциональной пожарной опасности. При выборе системы противопожарной защиты здания следует учитывать, что при различной функциональной пожарной опасности его частей функциональная пожарная опасность здания в целом может быть выше функциональной пожарной опасности любой из этих частей.
В чердаках зданий, кроме зданий класса Ф1.4, следует предусматривать выходы на кровлю, оборудованные стационарными лестницами, через двери, люки или окна размерами не менее 0,6 х 0,8 м.
Пунктом 5.14 СНиП 21-01-97* установлены типы противопожарных преград, предназначенных для предотвращения распространения пожара и продуктов горения из помещения или пожарного отсека с очагом пожара в другие помещения.
Пунктом 7.1 СНиП 21-01-97* определены мероприятия по предотвращению распространения пожара.
В
определении Верховного Суда Российской Федерации от 28.11.2013 N АПЛ13-507 об оставлении без изменения решения Верховного Суда Российской Федерации от 10.09.2013, которым отказано в удовлетворении заявления о признании недействующими Государственных строительных норм и правил
СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие
постановлением Министерства строительства Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 указано следующее.
Строительные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений (далее - зданий) на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов и подлежат обязательному соблюдению (абзац восьмой введения, пункт 1.1).
Строительные нормы и правила, как содержащие противопожарные требования (в том числе эксплуатационные характеристики, обусловливающие противопожарную защиту), применимые к объектам защиты - зданиям и связанным с этими требованиями к зданиям процессам проектирования, строительства и эксплуатации, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства, изданы Минстроем России в пределах предоставленных ему полномочий.
Строительные нормы и правила формируя правоотношения с объектами защиты, носит технический характер, направлен на достижение конкретного порядка действий людей.
Строительные нормы и правила, как следует из их содержания, предусматривают, в частности, пожарно-техническую классификацию строительных материалов, конструкций, помещений, зданий, элементов и частей зданий, средства и способы обеспечения безопасности людей, предотвращение распространения пожара, тушения пожара и спасательных работ (разделы 5-8) и, таким образом, закрепляют юридически обязательные конкретные минимальные требования технического характера к объектам защиты - зданиям, которые выступают критерием пожарной безопасности на всех стадиях его жизненного цикла, в том числе эксплуатации.
Строительные нормы и правила подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей, в том числе, целям защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Строительные нормы и правила, содержащие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности и действовавшие в сфере регулирования
Закона N 123-ФЗ до его вступления в силу, подлежат применению в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального
закона, в части, ему не противоречащей, и при условии установления Федеральным
законом более высоких требований к пожарной безопасности.
В соответствии с
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, и
постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.2011 N 373 "О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг" приказом МЧС России от 28.06.2012 N 375 утвержден Административный
регламент Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - Административный регламент).
Согласно
пункту 2 Административного регламента исполнение государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности (далее - государственная функция) осуществляется МЧС России и его территориальными органами. В МЧС России и его территориальных органах государственную функцию посредством организации и проведения проверок деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления (далее - органы власти), учреждений, организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, общественных объединений, иных юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), а также индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане), состояния используемых (эксплуатируемых) ими объектов защиты (далее - проверки), принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений требований, установленных законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности (далее - требования пожарной безопасности) осуществляют должностные лица органов государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее - органы ГПН).
Пунктами 5,
8 Административного регламента определено, что предметом государственного надзора за выполнением требований пожарной безопасности органами власти, организациями и гражданами является, в том числе соблюдение требований пожарной безопасности организациями и гражданами на объектах защиты, используемых (эксплуатируемых) ими в процессе осуществления своей деятельности.
Должностные лица органов ГПН, при исполнении государственной функции, имеют право выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты и по предотвращению угрозы возникновения пожара, предписания в отношении реализуемой продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
В силу
пункта 59 Административного регламента в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводившее (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязано (обязаны):
1) с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения;
2) принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности. Сроки устранения выявленных нарушений требований пожарной безопасности устанавливаются должностным лицом органа ГПН с учетом характера нарушения, а также исходя из имущественного и финансового положения (для государственных, муниципальных учреждений), организационных и технических условий, влияющих на их устранение.
В предписании об устранении нарушений указываются:
1) полное наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица, фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица - правообладателя объекта защиты;
2) перечень выявленных нарушений и сроки их устранения с указанием нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
3) сведения об ознакомлении или отказе в ознакомлении с предписанием уполномоченного должностного лица органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, о наличии их подписей или об отказе от совершения подписи;
4) подписи должностного лица (должностных лиц), проводившего (проводивших) проверку.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком представлены пояснения по факту выявления неработоспособного состояния системы противопожарной безопасности в общем, из которых следует, что работоспособность АПС характеризуется следующими показателями: обнаружение первичных признаков пожара и определение очагов возгорания (через пожарные извещатели); получение и обработка информации по шлейфам от пожарных извещателей в приемно-контрольных приборах (на панели приемно-контрольного прибора отображается информация в виде световых индикаторов с надписями о неисправности (исправности) шлейфов пожарной сигнализации); передача управляющих сигналов для включения системы оповещения и управления эвакуацией, с обеспечением подачи светового и звукового сигналов о возникновении пожара; дублирование этих сигналов на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (принимающие устройство, установленное в ФКУ "Центр управления в кризисных ситуациях Главного управления МЧС России по Смоленской области").
Неработоспособное состояние - это состояние объекта, при котором значение хотя бы одного параметра, характеризующего способность выполнять заданные функции, не соответствует требованиям нормативно-технической и (или) конструкторской (проектной) документации. Следовательно, при возникновении какого-либо сбоя в одном из вышеперечисленных пунктов, АПС не способна выполнить заданные функции с параметрами установленными требованиями технической документации, то есть выполнит свою задачу по предназначению, тогда как в силу назначения АПС функционирование ее должно быть бесперебойным.
Согласно
статье 83 Закона N 123-ФЗ автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации в зависимости от разработанного при их проектировании алгоритма должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара, подачу управляющих сигналов на технические средства оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей, приборы управления установками пожаротушения, технические средства управления системой противодымной защиты, инженерным и технологическим оборудованием. Автоматические установки пожаротушения и пожарной сигнализации должны обеспечивать автоматическое информирование дежурного персонала о возникновении неисправности линий связи между отдельными техническими средствами, входящими в состав установок.
Вид нарушения как неисправное состояние средств противопожарной защиты объекта (автоматическая установок пожарной сигнализации, система оповещения людей о пожаре) в нарушение пункта 61 Правил противопожарного режима может быть устранен только проверкой системы в целом, а не какого-либо одного элемента системы или его какой-либо части.
По факту не поступления сигналов о пожаре ответчик пояснил, что в ГУ МЧС России по Смоленской области (вх. N 142-8836 от 08.11.2016) Смоленским городским отделением общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество" представлен отчет по событиям (СПИ) типа "Триада" установленных на объектах ГБОУ ВПО "СГМИ" Минздрава России за март 2016 года.
Анализируя и сравнивая отчет по событиям поступления, прохождения сигнала, передаваемых установками системы передачи сигнала типа "Триада" с актом от 25.03.2016 N 37 проверки работоспособности автоматической пожарной сигнализации (далее - акт N 37) ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Смоленской области установило следующее.
- По зданию научно-исследовательского института антимикробной химиотерапии (здание НИИАХ).
Из акта N 37 следует, что датой проведения проверки является 24.03.2016 (дата нахождения эксперта на объекте). Проверка осуществлялась выборочным методом, проверки подвергалось 6 помещений здания НИИАХ с выводом "АПС исправна", то есть сигналы от пожарных извещателей по линиям шлейфов поступали на приемно-контрольный прибор.
B соответствии с отчетом по событиям поступления, прохождения сигнала, передаваемых установками системы передачи сигнала типа "Триада", представленном Смоленским городским отделением общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", на 24.03.2016 не зафиксировано, что подтверждает неработоспособность установок системы передачи сигнала о пожаре.
Из отчета по событиям усматривается, что в течение марта 2016 года происходили частые ложные срабатывания систем пожарной сигнализации - всего событий 212, что свидетельствует о неисправности систем пожарной сигнализации, тогда как пожаров на объектах ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России не зарегистрировано, не поступало и сообщений о преступлениях и иных происшествиях, связанных с пожарами из других органов (справки от 14.11.2016 N 438-2-3-6 N 437-2-3-6, от 15.11.2016 N 1530-2-6-11, N 1531-2-6-11).
- По зданию кафедры анатомии человека.
Из акта N 37 следует, что датой проведения проверки является 24.03.2016 (дата нахождения эксперта на объекте). Проверка осуществлялась выборочным методом, согласно акту N 37 проверке подвергалось 4 помещения здания кафедры анатомии человека с выводом "АПС исправна", то есть сигналы от пожарных извещателей по линиям шлейфов поступали на приемно-контрольный прибор.
В соответствии с отчетом по событиям поступления, прохождения сигнала, передаваемых установками системы передачи сигнала типа "Триада" представленном Смоленским городским отделением общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", на 24.03.2016 прохождение и поступление сигнала не зафиксировано, что свидетельствует о неработоспособности установок системы передачи сигнала о пожаре.
- По зданию учебного корпуса N 2.
Из акта N 37 следует, что датой проведения проверки является 24.03.2016 (дата нахождения эксперта на объекте). Проверка осуществлялась выборочным методом, согласно акту N 37 проверке подвергалось 4 помещения, 2 из которых расположены на 3-ем этаже, 1 - на втором этаже, 1 - на первом этаже здания учебного корпуса N 2 с выводом "АПС исправна", то есть сигналы от пожарных извещателей по линиям шлейфов поступали на приемно-контрольный прибор.
В соответствии с отчетом по событиям поступления, прохождения сигнала, передаваемых установками системы передачи сигнала типа "Триада" представленном ВДПО, зафиксировано 12 прохождений которые можно разделить на 3 временных показателя (1-ый временной показатель 24.03.2016 в 09 часов 01 минута (6 прохождений), 2-й временной показатель 24.03.2016 в 11 часов 52 минуты (3 прохождения), 3-ий временной показатель в 20 часов 57 минут (1 прохождение), в 20 часов 58 минут (2 прохождения).
Таким образом, автоматическая пожарная сигнализация запускалась 4 раза, а прохождение сигнала в разные часы зафиксировано 3 раза, 2 из которых в 20 часов 57 минут и в 20 часов 58 минут, когда эксперта на данном объекте не могло быть, так как рабочий день до 18 часов 00 минут, из чего следует, что не всегда сигнал от установок системы передачи сигнала поступал, что подтверждает неработоспособность установок системы передачи сигнала о пожаре.
- По зданию учебного корпуса N 1.
Из акта N 37 следует, что датой проведения проверки является 24.03.2016 (дата нахождения эксперта на объекте). Проверка осуществлялась выборочным методом, согласно акту N 37 проверке подвергалось 6 помещений, из которых 1 на четвертом этаже, 2 на третьем этаже, 2 на втором этаже, 1 на первом этаже здания учебного корпуса N 1 с выводом "АПС исправна", то есть сигналы от пожарных извещателей по линиям шлейфов поступали на приемно-контрольный прибор.
В соответствии с отчетом по событиям поступления, прохождения сигнала, передаваемых установками системы передачи сигнала типа "Триада", представленным Смоленским городским отделением общероссийской общественной организации "Всероссийское добровольное пожарное общество", 24.03.2016 зафиксировано 3 прохождения: в 10 часов 44 минуты, в 12 часов 47 минут, в 13 часов 46 минут. Как указано экспертом выборочным методом было проверено 6 помещений, расположенные на разных этажах, это значит, что автоматическая пожарная сигнализация запускалась 6 раз, а прохождение сигнала в разные часы зафиксировано 3 раза из чего следует, что не всегда сигнал от установок системы передачи сигнала поступал, что подтверждает неработоспособность установок системы передачи сигнала о пожаре.
Согласно пояснениям ответчика в нарушение
статьи 6 Закона N 123-ФЗ в зданиях ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России не выполняются требования пожарной безопасности, предусмотренные нормативными документами по пожарной безопасности, соответственно, пожарная безопасность объектов защиты не обеспечена.
Факт выявленных нарушений несет потенциальную угрозу жизни и здоровью людей.
В момент проведения проверки при участии должностных лиц ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России при визуальном осмотре приемно-контрольного прибора инспектором установлен факт отключения каналов передачи сигналов (шлейфов) от пожарных извещателей на приемно-контрольный прибор автоматической установки пожарной сигнализации.
Установив изложенные обстоятельства, с учетом видов, количества и характера выявленных нарушений, а также исчерпывающих пояснений ответчика по выявленным нарушениям правил пожарной безопасности, влекущих прямую угрозу жизни и здоровью людей, арбитражный суд первой инстанции сделал верный вывод о том, что оспариваемые пункты предписания направлены на исполнение одной из важнейших функций государства - обеспечение пожарной безопасности, которая выражается в защите личности, имущества, общества и государства от пожаров, и соответствуют требованиям пожарной безопасности, установленным действующим законодательством.
Кроме того, судом установлено, что в помещении общежития ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России 14.02.2016 произошло возгорание в одной из комнат на четвертом этаже общежития университета на улице Кирова. Произошло сильное задымление верхних этажей. Пожарные эвакуировали около 100 человек по лестничным маршам, автолетницам и приставным лестницам, остальные жильцы самостоятельно вышли из здания. В результате происшествия погибли 2 студента, которые находились в соседней комнате с тем помещением, где произошло возгорание.
Из справки от 05.12.2016 N 462-2-3-6, представленной Управлением надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Смоленской области, усматривается, что 04.12.2016 в общежитии ГБОУ ВПО "СГМУ" Минздрава России по адресу: город Смоленск, улица Кирова, дом 46, комната N 111, произошел пожар. В результате пожара комната N 111 выгорела внутри по всей площади, закопчены хозяйственный блок и комната N 112, а также общей коридор на площади 35 кв. м. Спасено 40 человек при помощи спасательных устройств.
Из материалов дела усматривается, что исполнение требований противопожарной безопасности, техническое состояние пожарно-охранной сигнализации и средств пожаротушения нашли свое отражение в количестве выявленных нарушений требований пожарной безопасности, указанных в оспариваемом предписании.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, формулировка оспариваемого предписания не вызывает неоднозначного толкования, носит определенный и четкий характер, исключающий какую-либо неясность.
Порядок исполнения предписания, в том числе комплекс мер, необходимых для его исполнения, заявитель избирает самостоятельно.
Таким образом, оспариваемое предписание управления является законным и обоснованным, обладает признаками исполнимости.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что ответчиком при принятии оспариваемого предписания не нарушены нормы законодательства, а также права и законные интересы заявителя, суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что правовые основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы изучены судом апелляционной инстанции, однако они подлежат отклонению, так как не опровергают выводы суда первой инстанции, изложенные в обжалуемом решении суда, а выражают лишь несогласие с ними, что не является основанием для отмены законного и обоснованного решения суда первой инстанции. Обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, исследованным судом первой инстанции, дана надлежащая правовая оценка по правилам, установленным
статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выводы суда первой инстанции соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Нарушений норм процессуального и материального права, являющихся в силу
статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии с
пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы. В силу
статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. Таким образом, государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в сумме 3 000 рублей относится на заявителя - учреждение.
Руководствуясь
статьями 110,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 13.12.2016 по делу N А62-4265/2016 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Смоленский государственный медицинский университет" Министерства здравоохранения Российской Федерации (город Смоленск, ОГРН 1026701435848, ИНН 6731001113) - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с
частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья
Е.В.РЫЖОВА
Судьи
Н.В.ЕРЕМИЧЕВА
В.Н.СТАХАНОВА