Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А14-18357/2012
Требование: Об отмене постановления административного органа о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2013 по делу N А14-18357/2012
Требование: Об отмене постановления административного органа о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
ДЕВЯТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 апреля 2013 г. по делу N А14-18357/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 08.04.2013
Постановление в полном объеме изготовлено 12.04.2013
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Донцова П.В.,
судей Миронцевой Н.Д.,
Протасова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Бутыриной Е.А.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Елена": Лавырев В.Ю., директор;
от отдела надзорной деятельности по Бобровскому району управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области: Полозов А.В., заместитель начальника отдела надзорной деятельности по доверенности от 25.03.2013 N 159-14-15.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Елена" на решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2012 по делу N А14-18357/2012 (судья Домарева В.В.) по заявлению ООО "Елена" (ОГРН 1023600531140, ИНН 3602007583) к Отделу надзорной деятельности по Бобровскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области о признании незаконным и отмене постановления от 17.10.2012 N 196 о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Елена" (далее - ООО "Елена", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности по Бобровскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Воронежской области (далее - административный орган) от 17.10.2012 N 196 о назначении Обществу административного наказания по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, т.е. за нарушение требований пожарной безопасности.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2013 в удовлетворении требований ООО "Елена" отказано.
Не согласившись с решением, ООО "Елена" обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, по следующим основаниям:
- лицо, в отношении которого осуществляются контрольные мероприятия, должно быть уведомлено о проведении проверки не менее чем за три рабочих дня до ее начала;
- ООО "Елена" не имело возможность соблюдения правил и норм, за нарушение которых
КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, т.к. арендодатель со своей стороны обязанность по обеспечению нормального функционирования и технического состояния противопожарной сигнализации не исполнил;
- ООО "Елена" ранее к административной ответственности не привлекалось;
- допущенное правонарушение не причинило существенного вреда интересам граждан, общества и государства.
В заседании апелляционной инстанции представитель Общества поддержал требования апелляционной жалобы, просил удовлетворить их по вышеприведенным основаниям.
Представитель административного органа требования апелляционной жалобы не признал, считая обжалуемое судебное решение законным и обоснованным.
Судебное заседание откладывалось с 11.03.2013 до 01.04.2013.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 01.04.2013 до 08.04.2013.
Изучив материалы дела с учетом доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав и обсудив пояснения участвующих в деле лиц, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд находит следующее:
16.10.2012 в соответствии с утвержденным Генеральной прокуратурой РФ сводным планом проверок предпринимательской деятельности на основании распоряжения (приказа) начальника отдела НД по Бобровскому району Иванова С.В. от 10.10.2012 N 234 с целью контроля за обеспечением пожарной безопасности объекта защиты проведена плановая выездная проверка противопожарного состояния аптечного пункта ООО "Елена", расположенного по адресу: Воронежская область, Бобровский район, п. Ясенки, микрорайон "Юбилейный", д. 1А.
Уведомление о предстоящей проверке вручено 12.10.2012 уполномоченному представителю заявителя - заведующей аптечного пункта Саввиной Н.И., с распоряжением о проведении проверки от 10.10.20012 N 234 также ознакомлен законный представитель Общества - директор Лавырев В.Ю. 12.10.2012.
В ходе проверки установлены нарушения Федерального
закона РФ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности", Федерального
закона РФ от 22.07.2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности",
Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме",
норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" НПБ 110-03, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315,
норм пожарной безопасности "Системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях" НПБ 104-03, утвержденных приказом МЧС России от 20.06.2003 N 323, а именно: эксплуатируемые ООО "Елена" помещения аптеки, расположенные по адресу: Воронежская область, Бобровский район, п. Ясенки, микрорайон Юбилейный, д. 1А, не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей на случай пожара (
ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности",
ст. 54,
91 Федерального закона РФ N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", приказ МЧС России от 18.06.2003 N 315,
нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией").
Выявленные нарушения зафиксированы заместителем начальника отдела надзорной деятельности по Бобровскому району майором внутренней службы Полозовым А.В. в акте проверки N 234 от 16.10.2012, составленном в присутствии законного представителя ООО "Елена" - директора Лавырева В.Ю.
По факту выявленных нарушений в присутствие директора Общества должностным лицом административного органа 16.10.2012 составлен протокол об административном нарушении требований в области пожарной безопасности N 196.
17 октября 2012 года по результатам рассмотрения материалов об административном правонарушении требований пожарной безопасности в присутствии законного представителя юридического лица - директора В.Ю. Лавырева, вынесено постановление N 196 о назначении административного наказания, которым ООО "Елена" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ и назначено административного наказания в виде штрафа в размере 150 000, 00 рублей.
Общество, полагая, что указанное постановление противоречит действующему законодательству, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением. Одновременно заявителем заявлено ходатайство о восстановлении срока, установленного для обжалования оспариваемого постановления.
Арбитражный суд области счел причины пропуска обращения в суд уважительными и восстановил пропущенный Обществом процессуальный срок. Вместе с тем, суд пришел к выводам о доказанности административным органом в бездействии Общества состава вмененного правонарушения, об отсутствии процессуальных нарушений при проведении в отношении Общества проверки и в ходе осуществления административного преследования Общества. Суд области также указал на отсутствие оснований для применения в рассматриваемом случае положений
ст. 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции находит данную позицию суда первой инстанции верной, исходя из следующего.
В соответствии с
ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого
решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое
решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Полномочия заместителя начальника отдела надзорной деятельности по Бобровскому району Полозова А.В. по составлению протокола об административном правонарушении N 196 от 16.10.2012 и по вынесению оспариваемого постановления, предоставленные указанному должностному лицу
ч. 1 ст. 28.3,
ч. 1 ст. 23.34 КоАП РФ,
Положением о федеральном государственном пожарном надзоре, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 N 290,
Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), утв. Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004 N 868, проверены судами первой и апелляционной инстанций. Нарушений в указанной части не установлено.
Частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность должностных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
В соответствии со
ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Арбитражным судом установлено, что проверяемое помещение ООО "Елена" использует на основании договора N 25/377 о передаче в аренду недвижимого имущества, являющегося федеральной собственностью, закрепленного за организацией на праве хозяйственного ведения от 22.04.2003, заключенного с ФГУП ППЗ "Большевик".
Указанный договор действует с момента подписания акта приема-передачи объекта (24.04.2003) по 30.12.2028, зарегистрирован 11.07.2003, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации аренды N 36-02-10/2003-116.
Согласно п. 2.1.4 договора арендодатель обязуется обеспечивать нормальное функционирование и техническое состояние инженерно - технических коммуникаций, охранной, противопожарной сигнализации, а также телефонной сети (в случае если таковые имеются и их функционирование зависит от Арендодателя).
Вместе с тем, в силу п. 2.2.4 договора арендатор обязуется нести расходы на содержание арендуемых помещений, следить за функционированием и техническим состоянием инженерно-технических коммуникаций, противопожарной сигнализации, телефонной сети. Обеспечивать их сохранность.
Также согласно п. 2.2.5 арендатор обязуется соблюдать правила пожарной безопасности и техники безопасности, Госсанэпидемнадзора, а также отраслевых правил и норм, действующих в сфере деятельности в отношении арендуемого им объекта.
В соответствии с актом приема-передачи от 24.04.2003 ООО "Елена" приняло помещение, технические характеристики и техническое состояние которого соответствовало условиям договора аренды N 25/377 от 22.04.2003.
ООО "Елена" осуществляет фармацевтическую деятельность.
В соответствии с
пунктом 47 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "О лицензировании отдельных видов деятельности", фармацевтическая деятельность подлежит лицензированию.
Лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены
Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее -
Положение о лицензировании).
В соответствии с
пунктом 4 Положения, соискатель лицензии для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать ряду требований, в том числе иметь в наличие помещения и оборудование, принадлежащие ему на праве собственности или на ином законном основании, необходимые для выполнения работ (услуг), которые составляют фармацевтическую деятельность, соответствующие установленным требованиям (за исключением медицинских организаций и обособленных подразделений медицинских организаций).
Кроме того, согласно
п. 3.7 Отраслевого стандарта 91500.05.0007-2003 "Правила отпуска (реализации) лекарственных средств в аптечных организациях. Основные положения", утвержденного приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 N 80, помещения аптечных организаций должны отвечать техническим, санитарным, противопожарным и другим лицензионным требованиям и условиям.
Общество получило лицензию на осуществление фармацевтической деятельности 28.12.2007 N 36-02-000149, что косвенно также свидетельствует о наличии на момент оформления лицензии системы пожаротушения и оповещения в арендованном им помещении.
Таким образом, в рассматриваемом случае Общество несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности и является субъектом административной ответственности, предусмотренной
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Административным органом и судом установлено, что ООО "Елена" допущено нарушение обязательных правил пожарной безопасности, установленных
ст. 37 Федерального закона РФ от 21.12.1994 "О пожарной безопасности",
ст. 54,
91 Федерального закона РФ N 123-ФЗ от 22.07.2008 "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", приказ МЧС России от 18.06.2003 N 315,
нормы пожарной безопасности НПБ 110-03 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией", которое выразилось в следующем бездействии Общества:
эксплуатируемые ООО "Елена" помещения аптеки, расположенные по адресу: Воронежская область, Бобровский район, п. Ясенки, микрорайон Юбилейный, д. 1А, не оборудованы системами автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей на случай пожара.
Допущенные нарушения зафиксированы актом проверки от 16.10.2012 N 234, протоколом об административном правонарушении от 16.10.2012 N 196 (л.д. 18 - 21) и подтверждаются всеми материалами административного дела. Представленные административным органом доказательства отвечают критериям достоверности и достаточности и в полной мере подтверждают событие вмененного Обществу правонарушения.
Согласно
ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении административного правонарушения заключается в том, что у него имелась возможность устранить выявленные нарушения, но им не были приняты все возможные меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению Обществом требований пожарной безопасности, в материалы дела не представлено. Доводы Общества о не исполнении арендодателем обязанности по обеспечению нормального функционирования и технического состояния противопожарной сигнализации противоречат фактическим обстоятельствам, установленным по делу.
В рассматриваемом случае административным органом в ходе проведения плановой проверки были обнаружены достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Пунктом 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ установлено, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении является, в том числе, непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.
Протокол об административном правонарушении от 16.10.2012 составлен в отношении Общества надлежащим должностным лицом в рамках предоставленных ему полномочий. Законный представитель Общества Лавырев В.Ю. присутствовал при составлении протокола, а также при вынесении оспариваемого постановления N 196 от 17.10.2012, что обеспечило соблюдение процессуальных прав Общества. Копия оспариваемого постановления вручена Лавыреву В.Ю. 17.10.2012, о чем имеется его подпись (л.д. 22 об.).
Апелляционная коллегия также делает вывод о соблюдении ГУ МЧС России требований Федерального
закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее -
Закон N 294-ФЗ).
Указанным
Законом N 294-ФЗ устанавливаются порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля
(часть 2 статьи 1).
Частью 12 статьи 9 Закона N 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо, индивидуальный предприниматель уведомляются органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения посредством направления копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.
Поскольку законодатель употребляет в указанной
норме формулировку "в течение трех рабочих дней", а не "за три рабочих дня", днем уведомления можно считать любой из дней, входящих в установленный
пунктом 12 статьи 9 Федерального закона N 294-ФЗ срок.
Указанный вывод суда согласуется со сложившейся судебной практикой (
постановление ФАС ЦО от 10.09.2012 по делу N А62-8000/2011 по заявлению ООО "Коммунальные системы "Жуково" к Центральному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору о признании незаконными результатов проверки, оформленной актом от 24.10.2011 N 6.5-1777пл-А/0289-2011, постановления от 28.10.2011 N 6.5-1777пл-Пс/0263-2011 о назначении административного наказания, предусмотренного
частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ).
Арбитражным судом первой и апелляционной инстанций установлено, что в соответствии с распоряжением от 10.10.2012 N 234 Отделом надзорной деятельности по Бобровскому району определен период проведения плановой выездной проверки с 16.10.2012 по 19.10.2012. Таким образом, о проведении проверки Общество должно было быть уведомлено не позднее 15.10.2012.
Как следует из материалов дела и не оспаривается заявителем, представитель Общества - директор Лавырев В.Ю. 12.10.2012 ознакомлен с распоряжением о проведении проверки от 10.10.2012 N 234, о чем свидетельствует его подпись на указанном распоряжении (л.д. 83).
Поскольку Общество было уведомлено о проведении проверки в течение трех рабочих дней до начала ее проведения, следовательно, административным органом не нарушен установленный
ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 294-ФЗ срок уведомления юридического лица о проведении проверки.
Оснований для оценки совершенного ООО "Елена" правонарушения в качестве малозначительного апелляционный суд не усматривает.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в
пункте 18 Постановления от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В рассматриваемом случае совершенное Обществом административное правонарушение связано с отсутствием в эксплуатируемых им аптеках систем автоматической пожарной сигнализации, оповещения людей на случай пожара, в связи с чем, свидетельствует о существенной угрозе охраняемым общественным отношениям. Доказательств исключительности совершенного правонарушения Обществом не представлено. В связи с этим правонарушение не может быть признано малозначительным.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено. Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ.
На основании изложенного, суд области правильно отказал ООО "Елена" в удовлетворении требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь
ч. 1 ст. 269,
ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
постановил:
решение Арбитражного суда Воронежской области от 29.12.2012 по делу N А14-18357/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно
части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья
П.В.ДОНЦОВ
Судьи
Н.Д.МИРОНЦЕВА
А.И.ПРОТАСОВ