Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Уральского округа от 25.01.2013 N Ф09-13961/12 данное постановление отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Свердловской области.
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 N 17АП-10428/2012-АК по делу N А60-17320/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено.


Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.10.2012 N 17АП-10428/2012-АК по делу N А60-17320/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: Требование удовлетворено.

СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 октября 2012 г. N 17АП-10428/2012-АК
Дело N А60-17320/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 октября 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Риб Л.Х.,
судей Варакса Н.В., Васевой Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя (товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21-23") (ОГРН 1056603199190, ИНН 6659120445): Гаврилова Т.А., председатель правления, Гаврилов О.А., доверенность от 11.01.2012, предъявлены паспорта;
от заинтересованного лица (Главное управление МЧС России по Свердловской области в лице Отдела надзорной деятельности Железнодорожного района муниципального образования "Город Екатеринбург"): 1. Жарков Н.Н., доверенность от 15.05.2012, удостоверение; 2. не явились;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица Главного управления МЧС России по Свердловской области в лице Отдела надзорной деятельности Железнодорожного района муниципального образования "Город Екатеринбург" на решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2012 года
по делу N А60-17320/2012,
принятое судьей Сергеевой М.Л.,
по заявлению Товарищества собственников жилья "Челюскинцев 21-23"
к Главному управлению МЧС России по Свердловской области в лице отдела надзорной деятельности Железнодорожного района муниципального образования "Город Екатеринбург"
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
Товарищество собственников жилья "Челюскинцев 21-23" (далее - ТСЖ "Челюскинцев 21-23", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконными и отмене постановления от 13.03.2012 N 123 о привлечении к административной ответственности, представления от 13.03.2012, вынесенных отделом надзорной деятельности Железнодорожного района муниципального образования "Город Екатеринбург" (далее - орган госпожнадзора, административный орган).
Решением арбитражного суда от 02.08.2012 (резолютивная часть решения объявлена 26.07.2012) требования удовлетворены, оспариваемые постановление и представление органа госпожнадзора признаны незаконными и отменены.
Не согласившись с вынесенным по делу судебным актом, административный орган обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, просит решение суда отменить, в удовлетворении требований отказать.
В апелляционной жалобе, уточнениях к жалобе ее подателем приведены доводы о доказанности нарушения заявителем правил пожарной безопасности. По мнению апеллянта, установленное без согласования с компетентными органами металлическое ограждение вокруг территории домов N 21, 23 по ул. Челюскинцев в г. Екатеринбурге закрывает единственный проезд к домовой территории, препятствует проезду к жилым домам машин пожарной техники, не обеспечивает доступ пожарных с автолестниц автоподъемников в помещение указанных зданий, что подтверждается расчетами органа госпожнадзора. Расчеты товарищества не могут быть приняты во внимание, поскольку предполагают использование техники - автолестницы АЛ 30 на базе "Изудзу", которой не имеется в Екатеринбургском гарнизоне.
В судебном заседании представитель административного органа на доводах жалобы настаивал.
Товарищество с доводами жалобы не согласно, возражения на жалобу изложены в письменном отзыве, нарушение правил пожарной безопасности заявитель не признает.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 24.01.2012 по 31.01.2012 органом госпожнадзора проведена внеплановая выездная проверка по соблюдению ТСЖ "Челюскинцев 21-23" требований пожарной безопасности, по результатам которой в отношении заявителя возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ, вынесено определение о проведении административного расследования.
В ходе административного производства в деятельности товарищества установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1) не обеспечен свободный проезд для пожарной техники; 2) не обеспечен доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение зданий (выполнено ограждение территории).
Установленные нарушения послужили основанием для составления в отношении товарищества 28.02.2012 протокола об административном правонарушении по ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ (т. 1 л.д. 73).
По результатам рассмотрения материалов административного производства административным органом вынесены постановление от 13.03.2012 о привлечении заявителя к административной ответственности по ч. 8 ст. 20.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей, а также представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (т. 1 л.д. 34. 82).
Не согласившись с постановлением и представлением, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными и отмене.
При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Обсудив доводы жалобы, заслушав представителей сторон в судебном заседании, оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения жалобы по следующим основаниям.
Частью 8 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности об обеспечении проходов, проездов и подъездов к зданиям, сооружениям и строениям в виде административного штрафа для юридических лиц в размере от ста двадцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ), принятым в целях защиты жизни, здоровья, имущества граждан и юридических лиц, государственного и муниципального имущества от пожаров, определены основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и установлены общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, промышленным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1 Закона N 123-ФЗ).
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности возлагается на административный орган (ч. 4 ст. 210 АПК РФ).
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: некорректно указана дата Федерального закона N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", имеется в виду 30.12.2009.
Оспариваемым постановлением товариществу вменяется нарушение, выразившееся в необеспечении доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение здания (выполнено металлическое ограждение, в зоне установки пожарной техники, препятствующее проведению аварийно-спасательных работ и эвакуации людей из здания в нарушение п. 3, 23 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России N 313 от 18.06.2003 (ППБ 01-03), ч. 1 ст. 80 Закона N 123-ФЗ, п. 5 ст. 8 Федерального закона от 30.12.209 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
В соответствии с ч. 1 ст. 80 Закона N 123-ФЗ конструктивные, объемно-планировочные и инженерно-технические решения зданий и сооружений должны обеспечивать в случае пожара: эвакуацию людей в безопасную зону до нанесения вреда их жизни и здоровью вследствие воздействия опасных факторов пожара; возможность проведения мероприятий по спасению людей; возможность доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение зданий и сооружений; возможность подачи огнетушащих веществ в очаг пожара; нераспространение пожара на соседние здания и сооружения.
Согласно п. 5. ст. 8 Закона N 384-ФЗ здание или сооружение должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе их эксплуатации исключалась возможность возникновения пожара, обеспечивалось предотвращение или ограничение опасности задымления здания или сооружения при пожаре и воздействия опасных факторов пожара на людей и имущество, обеспечивались защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и(или) ограничение последствий воздействия опасных факторов пожара на здание или сооружение, а также чтобы в случае возникновения пожара соблюдались требования в частности касающиеся возможности доступа личного состава подразделений пожарной охраны и доставки средств пожаротушения в любое помещение здания или сооружения.
Пунктом 23 ППБ 01-03 (действовавших на момент вынесения постановления) предусмотрено требование о том, что дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, открытым складам, наружным пожарным лестницам и водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда.
Как следует из материалов административного производства и пояснений представителя административного органа, доступ пожарных с автолестниц или автоподъемников в любую квартиру или помещение здания не обеспечен по причине наличия металлического ограждения в зоне установки пожарной техники, которое препятствует проведению аварийно-спасательных работ и эвакуации людей из здания.
Факт ограничения проезда пожарной и иной техники непосредственно к зданиям жилых домов опровергается представленным в материалы дела решением Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-3249/2010 от 25.08.2010, которым установлена возможность проезда как легкового, так и грузового автотранспорта через сквозную арку во двор между домами N 19 и N 21 по ул. Челюскинцев (т. 2 л.д. 54).
Об отсутствии ограничений для проезда пожарной техники к зданиям жилых домов свидетельствует тот факт, что установленное металлическое ограждение не является сплошным, в нем предусмотрены сплошные распашные ворота, через которые обеспечен беспрепятственный проезд спецтранспорта, в том числе пожарной техники.
Инструкцией к договору на оказание охранных услуг от 23.12.2011, согласованной с ТСЖ, предусмотрены положения об обеспечении в любое время суток беспрепятственного проезда специального автотранспорта, в том числе пожарной безопасности, МЧС (п. 2.20).
Таким образом материалами дела не подтверждается нарушение требований об обеспечении беспрепятственного проезда пожарной техники к жилым домам.
По результатам оценки материалов административного дела и доводов, заявленных административным органом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о недоказанности органом госпожнадзора нарушения, выразившегося в необеспечении доступа пожарных с автолестниц или автоподъемников в квартиры и помещения зданий.
Металлическое ограждение установлено на расстоянии 6 метров от стены ближайшего здания, что соответствует требованиям подп. 1 п. 8 ст. 67 Закона N 123-ФЗ (действовавших в спорный период) и обеспечивает пожарный проезд и подъезд автоподъемников и автолестниц до 8 метров от стены здания.
Органом госпожнадзора в рамках производства по административному делу выполнены расчеты для определения реальных возможностей для установки пожарной лестницы и установлено, что наличие забора препятствует доступу, движению и маневрированию техники, а также своевременной и экстренной эвакуации граждан (т. 2 л.д. 138-140).
В опровержение доводов административного органа товариществом выполнен расчет максимальной точки эвакуации с использованием ГОСТ Р 52284-2004. Национальный стандарт Российской Федерации. Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний.
Согласно расчету ограничением доступа явилось неверно избранная органом госпожнадзора зона установки АЛ, в результате чего эвакуация жильцов заведомо не может быть обеспечена.
Согласно заключению ООО "КОМПАНИЯ БИЗНЕС МИР", имеющего лицензию на право осуществления деятельности по тушению пожаров, металлическое ограждение, установленное на расстоянии 6-и метров от жилого дома не является препятствием для эвакуационно-спасательных работ с западной торцевой стены многоквартирного жилых домов по ул. Челюскинцев, 21, 25 до уровня балконов (окон) последнего этажа (т. 2 л.д. 103-122).
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции полагает, что доказательств, неопровержимо свидетельствующих о нарушении заявителем требований пожарной безопасности административным органом не представлено.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания и представления по административному делу.
Оснований для переоценки выводов арбитражного суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены судебного акта судом первой инстанции не допущено.
Таким образом оснований для отмены решения суда не имеется, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 августа 2012 года по делу N А60-17320/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отдела надзорной деятельности Железнодорожного района муниципального образования "Город Екатеринбург" Главного управления Министерства Российской Федерации по ликвидации последствий стихийных бедствий по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Х.РИБ
Судьи
Н.В.ВАРАКСА
Е.Е.ВАСЕВА