Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 N 17АП-6442/2012-АК по делу N А60-14674/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления ОНД Режевского городского округа России по Свердловской области о назначении административного наказания по ч.ч.
Решение: Требование удовлетворено.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.08.2012 N 17АП-6442/2012-АК по делу N А60-14674/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления ОНД Режевского городского округа России по Свердловской области о назначении административного наказания по ч.ч.
Решение: Требование удовлетворено.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 17 августа 2012 г. N 17АП-6442/2012-АК
Дело N А60-14674/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 августа 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л.Ю.,
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя - ООО "Режевское предприятие "Элтиз"(ОГРН 1026601688300, ИНН 6628002794): Миронова Е.А., паспорт, представитель по доверенности, личность, полномочия и возможность участия которой в судебном заседании установлены арбитражным судом, осуществляющим организацию видеоконференц-связи,
от заинтересованного лица - ОНД Режевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица - ОНД Режевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области
на
решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2012 года
по делу N А60-14674/2012,
принятое судьей Плюсниной С.В.,
по заявлению ООО "Режевское предприятие "Элтиз"
к ОНД Режевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ООО "Режевское предприятие "Элтиз" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления ОНД Режевского городского округа ГУ МЧС России по Свердловской области (далее - заинтересованное лицо) от 06.03.2012 N 6/7 о назначении административного наказания по
ч.ч. 1,
3 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 155 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2012 года заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым по делу судебным
актом, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит
решение суда отменить.
Доводы жалобы сводятся к доказанности в действиях заявителя вины в совершении вменяемых административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило, что в порядке
ч. 3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не является препятствием для рассмотрения дела в его отсутствие.
Заявитель по мотивам, изложенным в отзыве на жалобу, просит
решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного
акта.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Судебное заседание в суде апелляционной инстанции проведено в порядке
ст. 153.1 Арбитражного процессуального кодекса РФ путем использования систем видеоконференц-связи, организованной в порядке судебного поручения Арбитражным судом Свердловской области, которым проверены полномочия участвующих в судебном заседании лиц.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного
акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
статьями 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, обсудив доводы жалобы, отзыва на нее, проверив правильность применения судом положений законодательства, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемого судебного
акта и удовлетворения жалобы.
Как следует из материалов дела, административным органом проведена плановая проверка соблюдения ООО "Режевское предприятие "Элтиз") требований пожарной безопасности при эксплуатации объекта - помещения по адресу г. Реж, пер. Советский, 44.
В ходе проведения проверки здания (договор аренды N 145-03) установлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: 1) на потолке имеется нарушение огнезащитного покрытия (штукатурки) (участок пластмасс здание электроучастка) (ППБ 01-03
п. 36 абз. 1), 2) не проводится проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) деревянных конструкций помещения (здание электроучастка, здание электромеханического цеха) (ППБ 01-03
п. 36 абз. 3), 3) пожарная мотопомпа находится в неисправном состоянии (ППБ 01-03
п. 106), 4) за пожарной мотопомпой не закреплен моторист, прошедший специальную подготовку (ППБ 01-03
п. 107), 5) не проведены эксплуатационные испытания наружных пожарных лестниц (ППБ 01-03
п. 41), что образует событие административного правонарушения, предусмотренного
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.
Кроме того, проверкой установлено, что 1) светильники эксплуатируются со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренные конструкцией светильника (электромеханический цех, участок пластмасс, склад, участок ПРА) (ППБ 01-03
п. 60); 2) пожарные щиты не укомплектованы
необходимым инвентарем (электромеханический цех, склад) (ППБ 01-03
п. 108 прил. 3
табл. 4) 3) не проводится проверка работоспособности внутреннего противопожарного водопровода (участок пластмассы, компрессорная, административное здание) (ППБ 01-03
п. 89); 4) на территории отсутствует указатель местонахождения пожарного водоема (ППБ 01-03
п. 90), что образует событие административного правонарушения, предусмотренного
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ.
По факту совершения правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 3 ст. 20.4 КоАП РФ, составлены протоколы об административных правонарушениях N 6 и 7 от 24.02.2012.
Установив в действиях заявителя состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена
ч.ч. 1,
3 статьи 20.4 КоАП РФ, административным органом вынесено постановление N 6/7 от 06.03.2012, согласно которому обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 155 000 рублей.
Считая постановление незаконным, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из доказанности административным органом в действиях заявителя составов правонарушений по
ч. 1 и
ч. 3 статьи 20.4 КоАП РФ и признания правонарушения малозначительным.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Согласно
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 настоящего Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Частью 3 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии со
ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 69-ФЗ) установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции (
ст. 38 Федерального закона N 69-ФЗ).
Действующим на момент проверки Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 утверждены
Правила пожарной безопасности (ППБ-01-03), согласно которым собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору
(пункт 10).
Пунктом 3 ППБ установлено, что наряду с настоящими
Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Факты нарушения заявителем выявленных во время проведения проверки требований пожарной безопасности, подтверждаются материалами дела, что свидетельствует о наличии событий вменяемых административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена
частями 1,
3,
ст. 20.4 КоАП РФ.
Согласно
части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным
Кодексом или законами субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина общества в совершении правонарушения выразилась в том, что у заявителя имелась возможность устранить выявленные нарушения, но им не были приняты все меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности.
Нарушений процессуального порядка привлечения к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено. Заявителю предоставлена возможность воспользоваться правами лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. О времени и месте составления протокола об административном правонарушении, вынесения постановления по делу об административном правонарушении заявитель извещен надлежащим образом.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока, установленного
ст. 4.5 КоАП РФ. Наказание в виде штрафа в размере
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции считает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о малозначительности совершенных правонарушений.
В соответствии со
статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В
пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление Пленума ВАС РФ) разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
В силу
пункта 18.1 Постановления Пленума ВАС РФ при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что
статья 2.9 КоАП РФ не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным
КоАП РФ. Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в
КоАП РФ конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность. Так, не может быть отказано в квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного только на том основании, что в соответствующей статье
Особенной части КоАП РФ ответственность определена за неисполнение какой-либо обязанности и не ставится в зависимость от наступления каких-либо последствий.
Согласно
пункту 17 Постановления Пленума ВАС РФ если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь
частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и
статьей 2.9 КоАП РФ, принимает решение о признании этого постановления незаконным и о его отмене.
При рассмотрении вопроса о малозначительном характере нарушений судом первой инстанции учтено, что мероприятия по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указанных в предписании административного органа от 20.02.2012, проводились обществом до проведения проверки, на момент вынесения
решения суда выполнено 8 пунктов предписания из 9, что подтверждается представленными заявителем в материалы дела доказательствами, а на момент рассмотрения дела судом апелляционной инстанции - в полном объеме, что подтверждается представленным суду апелляционной инстанции актом, правонарушение совершено юридическим лицом впервые (доказательств обратного в материалах дела не имеется), правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, в организации работают инвалиды по зрению.
Несмотря на формальное наличие всех признаков состава правонарушения, степень общественной опасности допущенного обществом правонарушения, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что применительно к обстоятельствам настоящего дела выявленные органом надзорной деятельности правонарушения не носят существенного и систематического характера, вредных последствий не повлекло, не причинило существенного вреда интересам государства.
Оценив все обстоятельства дела в их совокупности, суд апелляционной инстанции отмечает, что в данном случае взыскание суммы наложенного штрафа не будет отвечать конституционным принципам соразмерности и справедливости назначения наказания. В настоящем случае обстоятельства совершения и характер рассматриваемого правонарушения, при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, позволяют квалифицировать правонарушение как малозначительное.
Доказательств, свидетельствующих о наличии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, наступлении негативных последствий, административным органом в материалы дела не представлено.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно признал совершенные правонарушения малозначительными, оснований для переоценки указанного вывода суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены
решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 02 мая 2012 года по делу N А60-14674/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу отделения надзорной деятельности Режевского городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Л.Ю.ЩЕКЛЕИНА
Судьи
О.Г.ГРИБИНИЧЕНКО
Л.Х.РИБ