Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 N 17АП-6370/2012-АК по делу N А60-15205/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2012 N 17АП-6370/2012-АК по делу N А60-15205/2012
Требование: О признании незаконным и отмене постановления.
Решение: В удовлетворении требования отказано.
СЕМНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 июля 2012 г. N 17АП-6370/2012-АК
Дело N А60-15205/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 24 июля 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 июля 2012 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Варакса Н.В.,
судей Васевой Е.Е., Риб Л.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Черепановой Ю.С.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Здравница" (ОГРН 1026602232007, ИНН 6654008665): представители не явились,
от заинтересованного лица Отдела надзорной деятельности Талицкого городского округа Главного Управления МЧС России по Свердловской области: представители не явились,
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке
статей 121,
123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда),
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Здравница"
на
решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 мая 2012 года по делу N А60-15205/2012,
принятое судьей Евдокимовым И.В.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Здравница"
к Отделу надзорной деятельности Талицкого городского округа Главного Управления МЧС России по Свердловской области
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Здравница" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отдела надзорной деятельности Талицкого городского округа Главного управления МЧС России по Свердловской области (далее - административный орган) от 13.03.2012 N 48/49 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 21.05.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с
решением суда первой инстанции, Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит
решение суда отменить, ссылаясь на наличие оснований для признания правонарушения малозначительным и для применения
ст. 2.9 КоАП РФ.
Административный орган по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просит
решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Ссылается на отсутствие оснований для признания правонарушения малозначительным и применения
ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку нарушения требований пожарной безопасности создают непосредственную угрозу для жизни и здоровья людей.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, что в силу
ч. 2 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в отсутствие их представителей.
На основании
ч. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к материалам делам приобщены приложенные к отзыву на апелляционную жалобу копии протоколов об административном правонарушении от 28.02.2012 N 48, от 28.02.2012 N 49.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного
акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном
ст. 266,
268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 25.01.2012 N 57 (л.д. 43-44) 28.02.2012 государственным инспектором по пожарному надзору Талицкого городского округа проведена плановая проверка в отношении ООО "Здравница" в помещении аптеки по адресу: Свердловская область, г. Талица, ул. Васильева, 7Е.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 28.02.2011 N 57 (л.д. 44 оборот, 45).
По факту выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности уполномоченным должностным лицом административного органа в отношении Общества 28.02.2012 составлены протоколы об административных правонарушениях N 48 (по
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ), N 49 (по
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ) и 13.03.2012 вынесено постановление N 48/49, которым Общество признано виновным в совершении правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и с учетом положений
ст. 4.4 КоАП РФ Обществу назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000 руб.
Указанным постановлением Общество привлечено к административной ответственности за следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение
п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) отсутствуют знаки пожарной безопасности в здании аптеки (места размещения, нахождения средств пожарной безопасности);
- в нарушение
п. 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97* двери основного эвакуационного выхода открываются не по направлению движения людей при эвакуации;
- в нарушение
п. 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97* двери запасного эвакуационного выхода открываются не по направлению движения людей при эвакуации;
- в нарушение
п. 53 ППБ 01-03 отделка стен путей эвакуации общего коридора, ведущего из торгового зала к запасному эвакуационному выходу, выполнена из горючих материалов (стены окрашены масляной краской);
- в нарушение
п. 53 ППБ 01-03 отделка стен тамбура основного эвакуационного выхода выполнена из горючих материалов (древесноволокнистые плиты с декоративным пленочным покрытием).
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводам о наличии в действиях Общества состава административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, и отсутствии оснований для применения
ст. 2.9 КоАП РФ.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и в отзыве на апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции полагает, что оснований для отмены
решения суда первой инстанции не имеется.
В соответствии с
ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных
статьями 8.32,
11.16 названного Кодекса и
частями 3-
8 настоящей статьи, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений, в виде административного штрафа для юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Согласно
ст. 37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению; незамедлительно сообщать в пожарную охрану о возникших пожарах, неисправностях имеющихся систем и средств противопожарной защиты, об изменении состояния дорог и проездов.
В соответствии со
ст. 1,
ст. 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на
Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный
закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Нормативные документы по пожарной безопасности - национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила), правила пожарной безопасности, а также действовавшие до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов нормы пожарной безопасности, стандарты, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности;
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденные Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313, утратили силу в связи с изданием
Приказа МЧС России от 31.05.2012 N 306.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, вступившим в силу с 15.05.2012, утверждены
Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
В
п. 27 ППБ 01-03, действовавших на момент обнаружения нарушений, установлено, что места размещения (нахождения) средств пожарной безопасности и специально оборудованные места для курения должны быть обозначены знаками пожарной безопасности, в том числе знаком пожарной безопасности "Не загромождать". Сигнальные цвета и знаки пожарной безопасности должны соответствовать требованиям нормативных документов по пожарной безопасности.
В
п. 4.2.3 СП 9.13130.2009 установлено, что в помещениях, насыщенных производственным или другим оборудованием, заслоняющим огнетушители, должны быть установлены указатели их местоположения. Указатели должны быть выполнены по ГОСТ 12.4.026 и располагаться на видных местах на высоте 2,0-2,5 м от уровня пола с учетом условий их видимости (ГОСТ 12.4.009).
Согласно
п. 43 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, руководитель организации обеспечивает исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы.
В соответствии с
п. 53 ППБ 01-03, действовавших на момент обнаружения нарушений, при эксплуатации эвакуационных путей и выходов запрещается, в том числе, применять горючие материалы для отделки, облицовки и окраски стен и потолков, а также ступеней и лестничных площадок на путях эвакуации (кроме зданий V степени огнестойкости).
Согласно
ч. 6 ст. 134 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в
таблицах 28 и
29 приложения к настоящему Федеральному закону.
В
п. 4.1.3,
п. 4.3.2 СП 1.13130.2009 предусмотрено, что пожарная опасность строительных материалов поверхностных слоев конструкций (отделок и облицовок) в помещениях и на путях эвакуации за пределами помещений должна ограничиваться в зависимости от функциональной пожарной опасности помещения и здания с учетом других мероприятий по защите путей эвакуации, а также функционирования систем противопожарной защиты. В зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе.
В
п. 52 ППБ 01-03, действовавших на момент обнаружения нарушений, установлено, что двери на путях эвакуации должны открываться свободно и по направлению выхода из здания, за исключением дверей, открывание которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности.
В соответствии с
п. 33.
п. 34 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, двери на путях эвакуации открываются наружу по направлению выхода из здания, за исключением дверей, направление открывания которых не нормируется требованиями нормативных документов по пожарной безопасности или к которым предъявляются особые требования. При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности).
Согласно п. 6.17 СНиП 21-01-97* двери эвакуационных выходов и другие двери на путях эвакуации должны открываться по направлению выхода из здания.
Как следует из материалов дела, здание, расположенное по адресу: Свердловская область, г. Талица, ул. Васильева, дом 7, корпус Е, передано ООО "Здравница" в аренду на основании договора аренды здания, заключенного с ОАО "Уралбиофарм" 29.10.2009. В соответствии с п. 2.2.3 указанного договора Общество (арендатор) обязано обеспечивать пожарную безопасность (л.д. 45-46).
Из содержания оспариваемого постановления о привлечении Общества к административной ответственности следует, что Обществу вменяются следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в нарушение
п. 27 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) отсутствуют знаки пожарной безопасности в здании аптеки (места размещения, нахождения средств пожарной безопасности);
- в нарушение
п. 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97* двери основного эвакуационного выхода открываются не по направлению движения людей при эвакуации;
- в нарушение
п. 52 ППБ 01-03, п. 6.17 СНиП 21-01-97* двери запасного эвакуационного выхода открываются не по направлению движения людей при эвакуации;
- в нарушение
п. 53 ППБ 01-03 отделка стен путей эвакуации общего коридора, ведущего из торгового зала к запасному эвакуационному выходу, выполнена из горючих материалов (стены окрашены масляной краской);
- в нарушение
п. 53 ППБ 01-03 отделка стен тамбура основного эвакуационного выхода выполнена из горючих материалов (древесноволокнистые плиты с декоративным пленочным покрытием).
Факт нарушения Обществом вышеперечисленных требований пожарной безопасности подтвержден материалами дела (актом проверки от 28.02.2011 N 57, протоколами об административном правонарушении от 28.02.2012 N 48, протоколом об административном правонарушении от 28.02.2012 N 49) и по существу Обществом не опровергнут, что свидетельствует о наличии в действиях Общества событий административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
В соответствии с
ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых
Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вина Общества в совершении административного правонарушения административным органом установлена и в оспариваемом постановлении отражена. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что Обществом своевременно предпринимались все зависящие от него меры по соблюдению вышеназванных требований пожарной безопасности.
Таким образом, наличие в действиях Общества составов административных правонарушений, предусмотренных
ч. 1,
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ, подтверждено материалами дела.
Доводы Общества о возможности признания правонарушения малозначительным отклоняются судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии со
ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В
п. 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу
ч. 2,
ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
В силу
п. 18.1 названного Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений
п. 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивированным.
Обстоятельств, позволяющих признать совершенное Обществом правонарушение малозначительным, судом первой и судом апелляционной инстанции не установлено. Материалы дела не содержат доказательств того, что фактические обстоятельства дела могут свидетельствовать об исключительности ситуации, позволяющей применить
ст. 2.9 КоАП РФ, как это сформулировано в
п. 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".
Характер совершенного правонарушения и степень его общественной опасности свидетельствуют об отсутствии малозначительности, поскольку выявленное административным органом нарушение законодательства в сфере общественной безопасности посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в части безопасности граждан, создает угрозу для жизни и здоровью граждан, как работников Общества, так и сторонних лиц.
С учетом конкретных обстоятельств дела, характера и степени общественной опасности правонарушения, суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным и применения
ст. 2.9 КоАП РФ, не имеется. Оснований для переоценки данного вывода суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
В силу вышеизложенного доводы, указанные в апелляционной жалобе, судом апелляционной инстанции отклоняются.
Существенных нарушений процедуры привлечения к административной ответственности, влекущих отмену оспариваемого постановления, судом не установлено. Процессуальных нарушений закона, не позволивших объективно, полно и всесторонне рассмотреть материалы дела об административном правонарушении и принять правильное решение, административным органом не допущено. Протоколы об административном правонарушении от 28.02.2012 составлены и постановление о назначении административного наказания от 13.03.2011 вынесено в присутствии законного представителя Общества - директора Николаевой Г.В.
Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в рамках установленного
ст. 4.5 КоАП РФ срока давности привлечения к административной ответственности.
Наказание за совершенные правонарушения назначено с учетом положений
ст. 4.4 КоАП РФ и соответствует минимальному размеру санкции
ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в силу
ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены судебного
акта, судом первой инстанции не допущено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены
решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь
ст. 176,
258,
266,
268,
269,
271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 мая 2012 года по делу N А60-15205/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Здравница" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий
Н.В.ВАРАКСА
Судьи
Е.Е.ВАСЕВА
Л.Х.РИБ