Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2010 по делу N А63-489/2010 данное постановление отменено, дело передано на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Название документа
Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 N 16АП-1317/10(1) по делу N А63-489/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.


Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 N 16АП-1317/10(1) по делу N А63-489/2010
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ст. 8.32 КоАП РФ за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.

ШЕСТНАДЦАТЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ АПЕЛЛЯЦИОННЫЙ СУД
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 июня 2010 г. N 16АП-1317/10(1)
Дело N А63-489/2010
Резолютивная часть постановления оглашена 16 июня 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 июня 2010 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Фриева А.Л.,
судей Белова Д.А. (докладчик), Джамбулатова С.И.,
при ведении протокола судебного заседания судьей - докладчиком Беловым Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.10 по делу N А63-489/2010
по заявлению ГУ СК "Ипатовский лесхоз"
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.12.09 N 10-15/26/01 по делу об административном правонарушении, (судья Алиева А.К.),
при участии в судебном заседании:
от ГУ СК "Ипатовский лесхоз" - Новиков Ю.В. по дов. от 11.01.10,
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю: Зинченко О.В. по дов. N ФССК-ИК-03-17/26 от 27.01.10, Оноприенко Л.Г. по дов. N ФССК-ДШ-03-17/47 от 07.06.10
установил:
Государственное учреждение Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарии и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания от 18.12.2009 г. N 10-15/26/01.
Заявление мотивировано тем, что заявитель считает, что осуществлял мероприятия по охране лесов от пожаров в соответствии с заданием Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края и плана ГУ "Дивенское лесничество". Все работы согласно плану выполнены в полном объеме. Оперативность тушения пожара произошедшего 15.07.2009 г. была обеспечена заявителем своевременно. Считает, что учреждение невиновно в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2010 года по делу N А63-489/2010 заявление Государственного учреждения Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" удовлетворено и признано незаконным и отменено постановление Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю от 18.12.2009 г. о назначении административного наказания по делу N 10-15/26/01 о привлечении Государственного учреждения Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 20 000 рублей. Этим же решением взыскано с Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю в пользу Государственного учреждения Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что поскольку административным органом при привлечении заявителя к административной ответственности, допущены многочисленные нарушения, то постановление о назначении административного наказания от 18.12.2009 г. N 10-15/26/01 вынесенное в отношении заявителя не может быть признано законным.
Не согласившись с принятым решением, административный орган обратился в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2010 года по делу N А63-489/2010 и принять новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении заявленных требований.
Апеллянт ссылается на нарушение судом первой инстанции норм материального права, выразившиеся в неполном исследовании фактических обстоятельств дела. По мнению административного органа, судом не дана надлежащая оценка представленным доказательствам, выводы, изложенные в решении суда, не соответствуют обстоятельствам и материалам дела, что привело к принятию неправомерного решения.
Учреждение представило отзыв на жалобу, в котором просило оставить решение суда без изменения, полагая, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
В судебном заседании представители административного органа поддержали заявленные требования, просили отменить решение суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.
Представители учреждения против удовлетворения апелляционной жалобы возражали и просили решение суда оставить без изменения, полагая, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2010 года по делу N А63-489/2010 проверена в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, ГУ СК "Ипатовский лесхоз" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1022602624021. Распоряжением N 550 от 01.10.2007 г. ГУ СК "Ипатовский лесхоз" реорганизован путем присоединения к нему ГУ СК "Дивенский лесхоз" и ГУ СК "Петровский лесхоз". Заявитель является подведомственным учреждением министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края.
На основании распоряжения N 11 -51/10/2154-в от 16.07.2009 г. (т. 2 л.д. 138) в отношении ГУ СК "Ипатовский лесхоз", расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Рабочая, дом 5, с 17.07.2009 г. по 27.07.2009 г. сотрудниками управления проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности в лесах.
В ходе проверки было выявлено правонарушение выразившееся в ненадлежащем содержании систем предупреждения тушения лесных пожаров, не обновлении минерализованных полос, не осуществлении патрулирования по маршрутам, не обеспечении оперативности при тушении пожара, в результате чего 15.07.2009 г. в 17 час. 00 мин. в 6 км от с.Константиновское в квартале 3 выделе 20 Петровского участкового лесничества (урочище "Пески") произошел пожар на площади 16,1 га и нанесен ущерб Государственному лесному фонду Российской Федерации в размере 2 921 827,36 рублей.
По данному факту управлением составлен акт проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя N 11 -15/10/2154-В от 27.07.2009 г. (т. 2 л.д. 142-145), протокол N 10-15/26/01 об административном правонарушении от 17.11.2009 г. (т. 1 л.д. 113-14).
Действия ГУ СК "Ипатовский лесхоз" квалифицированы по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
По итогам рассмотрения материалов проверки 18.12.2009 г. заместителем руководителя Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю Ракоед В.В. вынесено постановление N 10-15/26/01 о назначении административного наказания (т. 1 л.д. 110) о привлечении учреждения к административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Оспаривая постановление административного органа, используя право на судебную защиту, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Объективная сторона указанного правонарушения выражается в действии или бездействии, нарушающих требования и правила пожарной безопасности в лесах.
Субъектом правонарушения может быть гражданин, должностное лицо, а также юридическое лицо.
С субъективной стороны возможно как умышленное, так и неосторожное совершение указанных деяний.
Ответственность по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает тогда, когда виновное лицо допускает нарушение правил пожарной безопасности в лесах. В этих случаях закон не связывает ответственность с наступлением каких-либо вредных последствий.
Согласно подпунктам "б", "в" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горючесмазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах.
В силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения норм и правил, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Согласно постановлению N 10-15/26/03 от 18.12.2009 г. (т. 1 л.д. 110) учреждением не были приняты все зависящие от него меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах, а именно: не обновлена минерализованная полоса, не осуществлено патрулирование по маршрутам, не обеспечена оперативность при тушении пожара.
Приказом министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края N 77 от 02.03.2009 г. (т. 2 л.д. 43) определено, что выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда в границах ГУ "Дивенское лесничество", расположенного на территории Апанасенковского, Ипатовского, Петровского, Туркменского муниципальных районов Ставропольского края возложено на ГУ СК "Ипатовский лесхоз".
В материалы дела представлены:
задание ГУ СК "Ипатовский лесхоз" к приказу министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края N 77 от 02.03.2009 г. (т. 1 л.д. 10), Приказ N 274 от 05.08.2009 г. (т. 2 л.д. 8) и План работ по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда ГУ "Дивенское лесничество" на 2009 г., утвержденный лесничим ГУ СК "Дивенское лесничество" 05.02.2009 г. (том 2, л.д. 43-58). Согласно данному плану определен объем работ по Петровскому району. Названные работы были сданы учреждением и приняты ГУ СК "Дивенское лесничество" в соответствии с актом приемки выполненных работ за июль 2009 г. (т. 3 л.д. 52-57);
учетный лист работы тракториста от 01.07.2009 г. выполнения работ по уходу за минерализованными полосами (том 1 л.д. 39), путевой лист легкового автомобиля от 13.07.2009 г. N 45 (том 1 л.д. 40), наряд-акты на производство работ, связанных с тушением лесного пожара от 16.07.2009 г. N 1 и N 2 (т. 3 л.д. 21-24).
- письмо N 61 от 31.03.2010 г. из которого следует, что ГУ учреждение "10 - го отряда федеральной противопожарной службы по СК" ПЧ N 18 на территории Константиновского МО проводилось тушение полей ООО "Хлебороб", лесонасаждений и прилегающих территорий 15.07.2009 г. с 14 час. 20 мин. до 19 час. 40 мин. (т. 3 л.д. 60).
Согласно протоколу о лесном пожаре N 2 от 16.07.2009 г. (т. 3 л.д. 3-4) 15.07.2009 г. в 17 час. 00 мин. обнаружен лесной пожар в урочище "Пески" квартале 3 выделе 20 Петровского участкового лесничества ГУ "Дивенское лесничество" в 6 км от с. Константиновское; пожар обнаружен лесником обхода N 1 Петровского участкового лесничества ГУ "Дивенское лесничество" Коршуновым Д.Н., сообщение получено 15.07.2009 г. помощником лесничего Петровского участкового лесничества ГУ "Дивенское лесничество" Гетманцевым В.В. в 17 час. 00 мин.; приняты меры по тушению - заливание водой из РЛО, окапывание, захлестывание огня резиновыми хлопушками, заливание водой из пожарной автомашины.
Из докладной помощника лесничего Петровского участкового лесничества Гетманцева В.В. следует, что тушение пожара (т. 3 л.д. 2) осуществлялось с 17 час. 30 мин. до 22 час. 00 мин., окарауливание с 22 час. 00 мин. до 24 час. 00 мин. пожарная дружина составляла 17 человек и 5 единиц техники.
О выполнении работ по тушению пожара в квартале 3 выдел 20 Петровского участкового лесничества в материалы дела представлены также приказ N 16-1 от 15.07.2009 г. лесничего ГУ "Дивенское лесничество" В.А.Щербатюк (т. 3 л.д. 17)о направлении пожарной дружины на тушение пожара, табель учета использования рабочего времени (т. 3 л.д. 18-20), наряд-акты на производство работ, связанных с тушением лесного пожара от 16.07.2009 г. N 1 и N 2 (т. 3 л.д. 21 -24), путевые листы трактора и легковых автомобилей о выполнении работ по тушению пожара и окарауливанию 15.07.2009 г. (т. 3 л.д. 36-45).
Полагаясь на изложенное суд первой инстанции переоценил возражения, заявителя по поводу его ссылки на указанные доказательства в подтверждение принятия всех зависящие от него мер по обеспечению пожарной безопасности на подведомственной ему территории.
Допрошенный в качестве свидетеля об обстоятельствах пожара гражданин -Парахин Дмитрий Николаевич (т. 3 л.д. 71 -74), показал, что в 19 час. 00 мин. был на месте пожара, горели трава и деревья, видел следы в лесонасадке примыкающей к лесу, свидетельствующие о том, что пожар кто-то уже тушил, но людей не было, на месте пожара видел лесника Коршунова Д.Н. и автомашину "Жигули", Коршунов Д.Н. сообщал кому-то о пожаре.
Судом первой инстанции свидетель Коршунов Д.Н. не был допрошен.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования учреждения, исходил из того, что в соответствии со статьей 26.2 Кодекса доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).
В соответствии со статьей 65, пунктами 4, 5 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Обоснованно суд первой инстанции указывает, что административный орган должен доказать: соответствие оспоренного решения (постановления) закону; правомочия органа или должностного лица на принятие обжалованного решения (постановления); соблюдение порядка привлечения общества к административной ответственности; факт совершения обществом административного правонарушения, за которое законодательством установлена соответствующая ответственность; вину общества в совершении правонарушения; обстоятельства совершения правонарушения; соблюдение сроков давности наложения взыскания; иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Представленные в материалы дела доказательства должны позволять сделать вывод о событии административного правонарушения и вины лица, привлекаемого к административной ответственности, в его совершении. В силу части 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в его пользу.
При этом суд первой инстанции указывает, что управление не представило надлежащих доказательств нарушения учреждением Правил пожарной безопасности в лесах. Сам факт возникновения пожара на территории Петровского участкового лесничества и причинения Государственному лесному фонду Российской Федерации ущерба на сумму 2 921 827, 36 рублей не может быть доказательством вины учреждения в нарушении Правил пожарной безопасности в лесах, потому как выходит за рамки состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Состав рассматриваемого правонарушения является формальным, следовательно, правонарушение считается оконченным с момента нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
Суд первой инстанции, оценивая в соответствии со статьями 64, 71 АПК РФ имеющиеся в деле доказательства, установил не доказанным факт нарушения ГУ СК "Ипатовский лесхоз" п. п. "б", "в" пункта 3 раздела 1 "Правил пожарной безопасности в лесах", утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417.
Вместе с тем, судом первой инстанции не в полной мере учтены те обстоятельства, что своевременно, в период подготовки к пожароопасному сезону, ГУ СК "Ипатовский лесхоз" не предприняты меры по совершенствованию организации производства, не исполнены обязанности по руководству возглавляемым участком. В период проведения уборочной компании ООО "Хлебороб", на территории государственного лесного фонда прилегающего к полям сельхозпроизводителя не было организовано патрулирование. Отсутствовал мониторинг пожароопасной ситуации. Причиной возгорания государственного лесного фонда явилось отсутствие минерализованных полос именно на этой территории, прилегающей к полям ООО "Хлебороб", где производилось выжигание сухой растительности (стерни). Кроме того перебрасыванию огня на государственный лесной фонд способствовало наличие сухой растительности вблизи государственного лесного фонда.
Указанные обстоятельства подтверждаются: актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица, индивидуального предпринимателя от 27.07.2009 г. N 11-15/10/2154В, протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов: от 27.07.2009 г. N 11-15/10/2154В; от 17.11.2009 г. 10-15/26/01, протоколом об административном правонарушении N 10-15/26/01 от 17 ноября 2009 года.
Согласно п. п. "б", "в" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. N 417, в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются следующие мероприятия: создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах. Данные мероприятия направлены на пресечение возникновение пожароопасных ситуаций в лесах. Однако, они не были выполнены в полном объеме ГУ СК "Ипатовский лесхоз" либо их выполнение не способствовало предупреждению возникновения пожара.
Объективная сторона указанного правонарушения выразилась в бездействии ГУ СК "Ипатовский лесхоз", в совокупности приведшего к нарушению Правил пожарной безопасности в лесах (отсутствие минерализованных полос, отсутствие патрулирования пожароопасных участков, не обеспечена оперативность).
Субъект правонарушения - ГУ СК "Ипатовский лесхоз" (Приказ министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.03.2009 г. N 77).
Субъективная сторона - умышленное совершение указанного правонарушения (Отсутствие мониторинга и патрулирования пожароопасных участков в пожароопасный период, отсутствие минерализованных полос, неоперативность в тушении пожара - отсутствие людей и техники, письменные объяснения данные старшему государственному инспектору Е.И. Маслиеву, лицами присутствовавшими в момент пожара государственного лесного фонда Коршунова Д.Н. от 17.07.2009 г. и Парахина Д.Н. от 22.07.2009 г.).
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ указывается, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Кроме того, судом первой инстанции сделаны неубедительные выводы о допущении административным органом при привлечении заявителя к административной ответственности, многочисленных нарушений, и как следствие было принято не правильное решение, что постановление о назначении административного наказания от 18.12.2009 г. N 10-15/26/01 вынесенное в отношении заявителя не может быть признано законным.
Так в материалах дела имеется распоряжение N 11 -51/10/2154-в от 16.07.2009 г. (т. 2 л.д. 138) согласно которому в отношении ГУ СК "Ипатовский лесхоз", расположенного по адресу: Ставропольский край, Ипатовский район, г. Ипатово, ул. Рабочая, дом 5, с 17.07.2009 г. по 27.07.2009 г. сотрудниками управления проведена внеплановая выездная проверка на предмет соблюдения требований нормативных правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности в лесах.
Кроме того, в соответствии со ст. 28.2 КоАП РФ протокол не преследует цель сбора паспортных данных понятых. Вместе с тем, понятой может быть опрошен в качестве свидетеля (ч. 5 ст. 25.7 КоАП РФ), но такого ходатайства заявлено не было, кроме того, сам факт составления протокола в присутствии понятых не оспаривается заявителем.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что поскольку ГУ СК "Ипатовский лесхоз" допустило нарушение правил пожарной безопасности в лесах, то данное учреждение подлежит административной ответственности по статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В связи с отказом в удовлетворении требований учреждения в части отмены постановления об административном наказании соответственно не подлежат удовлетворению требования учреждения в части распределения судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в размере 5 000 (пять тысяч) рублей.
При таких обстоятельствах решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2010 года по делу N А63-489/2010 подлежит отмене.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 110, 266 - 268, 270 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.04.2010 года по делу N А63-489/2010 отменить.
В удовлетворении требований ГУ СК "Ипатовский лесхоз" о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю о назначении административного наказания от 18.12.09 N 10-15/26/01 по делу об административном правонарушении - отказать.
Постановление апелляционного суда вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня принятия через суд первой инстанции.
Председательствующий
А.Л.ФРИЕВ
Судьи
Д.А.БЕЛОВ
С.И.ДЖАМБУЛАТОВ