Главная // Пожарная безопасность // ПостановлениеСПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Определением ВАС РФ от 29.10.2010 N ВАС-14423/10 отказано в передаче дела N А63-489/2010 в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора данного постановления.
Название документа
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2010 по делу N А63-489/2010
Дело направлено на новое рассмотрение, так как вывод суда апелляционной инстанции подлежит дополнительному исследованию в целях установления вины лесхоза в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 30.08.2010 по делу N А63-489/2010
Дело направлено на новое рассмотрение, так как вывод суда апелляционной инстанции подлежит дополнительному исследованию в целях установления вины лесхоза в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 августа 2010 г. по делу N А63-489/2010
Резолютивная часть постановления объявлена 24 августа 2010 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 августа 2010 г.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Волкова Я.Е. и Дорогиной Т.Н., при участии в судебном заседании от заявителя - государственного учреждения Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" - директора Санюковича Н.И. (приказ от 29.12.2007 N 174) и Новиковой Ю.А. (доверенность от 22.03.2010), от заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю - Кожина А.В. (доверенность от 01.07.2010) и Зинченко О.В. (доверенность от 23.08.2010), рассмотрев кассационную жалобу государственного учреждения Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 (судьи Фриев А.Л., Белов Д.А., Джамбулатов С.И.) по делу N А63-489/2010, установил следующее.
Государственное учреждение Ставропольского края "Ипатовский лесхоз" (далее - лесхоз) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ставропольскому краю (далее - управление) от 18.12.2009 N 10-15/26/01 о привлечении к ответственности по
статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением суда от 19.04.2010 требования удовлетворены на том основании, что в действиях лесхоза отсутствует состав правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Лесхоз принял все зависящие от него меры по обеспечению пожарной безопасности на подведомственной ему территории, а управление не представило доказательства нарушения лесхозом
правил пожарной безопасности в лесах, вина лесхоза в совершении правонарушения не доказана. Суд сослался на процессуальные нарушения, допущенные управлением при привлечении лесхоза к административной ответственности.
Постановлением апелляционной инстанции от 21.06.2010 решение суда от 19.04.2010 отменено, в удовлетворении требований лесхозу отказано. Судебный акт мотивирован наличием в действиях лесхоза состава административного правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и отсутствием процессуальных нарушений со стороны административного органа.
В Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратился лесхоз с кассационной жалобой, просит постановление апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. По мнению лесхоза, суд апелляционной инстанции сделал необоснованный вывод о том, что суд первой инстанции не в полной мере учел обстоятельства неисполнения лесхозом обязанностей по обеспечению пожарной безопасности на подведомственной ему территории. Сам факт возникновения пожара не может служить доказательством вины лесхоза. Не обоснован вывод суда апелляционной инстанции об отсутствии нарушения порядка привлечения лесхоза к административной ответственности.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить постановление апелляционной инстанции без изменения как законное и обоснованное, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители лесхоза и управления поддержали доводы кассационной жалобы и отзыва.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителей лесхоза и управления, считает, что постановление апелляционной инстанции надлежит отменить, а дело - направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 16.07.2009 N 11-51/10/2154 управление провело внеплановую проверку лесхоза по соблюдению требований нормативно-правовых актов в области обеспечения пожарной безопасности в лесах, по результатам которой составило акт от 27.07.2009 N 11-15/10/2154-В, протокол осмотра от 27.07.2009 N 11-15/10/2154В и протокол об административном правонарушении от 17.11.2009 N 10-15/26/01, где зафиксировано ненадлежащее содержание лесхозом систем предупреждения тушения лесных пожаров, необновление минерализованных полос, неосуществление патрулирования по маршрутам, необеспечение оперативности при тушении пожара, в результате чего 15.07.2009 в 17 часов 00 минут в 6 км от с. Константиновское в квартале N 3 выдела 20 Петровского участкового лесничества (урочище "Пески") произошел пожар на площади 16,1 га, которым государственному лесному фонду Российской Федерации нанесен ущерб в размере 2 921 827 рублей 36 копеек.
Управление приняло постановление от 18.12.2009 N 10-15/26/01 о привлечении лесхоза к ответственности по
статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 20 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со
статьями 207 и
208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лесхоз обжаловал постановление управления в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции отказал лесхозу в удовлетворении требований без учета следующего.
С соответствии с
частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое
Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно
статье 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение
правил пожарной безопасности в лесах влечет административную ответственность.
Правила пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила пожарной безопасности в лесах) устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно
подпунктам "б",
"в" пункта 3 Правил пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются: создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, содержание этих систем и средств, а также формирование запасов горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; мониторинг пожарной опасности в лесах.
Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.03.2009 N 77 определено, что выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда в границах ГУ "Дивенское лесничество", расположенного на территории Апанасенковского, Ипатовского, Петровского, Туркменского муниципальных районов Ставропольского края возложено на государственное учреждение Ставропольского края "Ипатовский лесхоз".
Как указано в постановлении управления от 18.12.2009 N 10-15/26/01, лесхоз не принял меры по обеспечению пожарной безопасности в лесах, а именно: имеет место ненадлежащее содержание системы предупреждения и тушения лесных пожаров, необновление минерализованных полос, неосуществление патрулирования по маршрутам, необеспечение оперативности при тушении пожара, что явилось следствием возникновения пожара, которым государственному лесному фонду Российской Федерации причинен ущерб в размере 2 921 827 рублей 36 копеек.
На основании представленных в материалы дела доказательств (задание лесхозу к приказу Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 02.03.2009 N 77, приказ от 05.08.2009 N 274, план работ по охране, защите, воспроизводству лесов на землях лесного фонда ГУ "Дивенское лесничество", учетный лист тракториста от 01.10.2009 о выполнении работ по уходу за минерализованными полосами, путевой лист, наряды-акты на производство работ и т.д.) и в соответствии со
статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суд первой инстанции сделал вывод о том, что лесхоз принял все необходимые меры по обеспечению пожарной безопасности на подведомственной ему территории. При этом суд указал, что сам факт возникновения пожара на территории Петровского участкового лесничества и причинение пожаром государственному лесному фонду Российской Федерации ущерба не является доказательством вины лесхоза в нарушении
правил пожарной безопасности в лесах, поскольку выходит за рамки состава правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции указал, что представленные лесхозом доказательства не подтверждают отсутствие его вины в совершении правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, сославшись на то, что в период подготовки к пожароопасному сезону лесхоз не принял меры по совершенствованию организации производства, ненадлежащее исполнил обязанности по руководству вверенным участком. В период проведения уборочной компании ООО "Хлебороб" на территории государственного лесного фонда прилегающего к полям сельхозпроизводителя не было организовано патрулирование. Причиной возгорания государственного лесного фонда явилось отсутствие минерализованных полос на территории, прилегающей к полям ООО "Хлебороб", где производилось выжигание сухой растительности (стерни). Перебрасыванию огня с поля ООО "Хлебороб" на государственный лесной фонд способствовало наличие сухой растительности вблизи государственного лесного фонда, что свидетельствует о ненадлежащей и несвоевременной организации работы лесхоза, необеспечении оперативности в работе.
Данный вывод суда апелляционной инстанции подлежит дополнительному исследованию в целях установления вины лесхоза в совершении правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом следующего.
Как видно из приговора мирового суда судебного участка N 3 Петровского района Ставропольского края от 16.12.2009 по делу N 1-41-29-512/2009, по указанию заместителя исполнительного директора по сельхозпроизводству ООО "Хлебороб" Селеменева А.И. на убранных полях ООО "Хлебороб" в 2-х км севернее с. Константиновское в районе автодороги Константиновское - Благодатное 15.07.2009 производилось сжигание стерни. В результате распространения огня с убранных полей на неубранные уничтожены посевы озимой пшеницы на площади 110 га. В ходе горения посевов пшеницы огонь перебросился на лесные насаждения ГУ "Дивенское лесничество" Петровского участкового лесничества в квартале N 3, выделы N 15 - 20, что привело к уничтожению лесонасаждений на площади 16,1 га и ущербу в размере 2 921 827 рублей 36 копеек. Виновными в совершении преступлений по
статьям 168 и
261 Уголовного кодекса Российской Федерации признаны Моногаров В.В. и Селеменев А.И.
В соответствии со
статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции проверяет законность судебных актов, принятых судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы лесхоза обоснованны, поэтому постановление апелляционной инстанции подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
При новом рассмотрении дела суду необходимо выполнить указания суда кассационной инстанции, установить все фактические обстоятельства по делу, в совокупности оценить представленные в дело доказательства и доводы участвующих в деле лиц и результаты оценки отразить в судебном акте, правильно применить нормы права и принять законный и обоснованный судебный акт.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа
постановил:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.06.2010 по делу А63-489/2010 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.Н.ДРАБО
Судьи
Я.Е.ВОЛКОВ
Т.Н.ДОРОГИНА