Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2012 по делу N А33-2755/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично, размер штрафа снижен, поскольку административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, доказательств наличия неучтенных смягчающих обстоятельств не представлено.


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.11.2012 по делу N А33-2755/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по частям 1, 4 статьи 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: Требование удовлетворено частично, размер штрафа снижен, поскольку административным органом соблюдена процедура привлечения общества к административной ответственности, оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, доказательств наличия неучтенных смягчающих обстоятельств не представлено.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 ноября 2012 г. N А33-2755/2012
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Брюхановой Т.А.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелега Д.И.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Форавто" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2012 года по делу N А33-2755/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции - Чурилина Е.М.; суд апелляционной инстанции: Севастьянова Е.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Форавто", ОГРН 1022402296883 (далее - ООО "Форавто", общество) обратилось в арбитражный суд с жалобой, расцененной судом как соответствующее заявление, к отделу надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю, ОГРН 1072466011936 (далее - административный орган) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 27.12.2011 N 3440/3441.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24.04.2012 постановление административного органа от 27.12.2011 N 3440/3441 о назначении административного наказания за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в части назначения обществу административного штрафа в размере 160 000 рублей изменено, обществу назначен административный штраф в размере 150 000 рублей.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2012 года решение суда оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, заявленные требования удовлетворить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, рассмотрев материалы административного дела в отсутствие руководителя ООО "Форавто", должностное лицо нарушило действующее законодательство, а также права лица, привлекаемого к административной ответственности. При этом рассмотрев материалы в отсутствие законных представителей юридического лица, должностное лицо не выяснило, были ли предприняты необходимые зависящие от предприятия меры для соблюдения правил пожарной безопасности. Кроме того при назначении наказания не были учтены некоторые смягчающие обстоятельства, а именно: совершение правонарушения впервые, отсутствие вреда, принятие мер по устранению нарушений, тяжелое финансовое положение общества.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения настоящего дела, своих представителей на судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемых судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом апелляционной инстанции норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Форавто" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1022402296883.
На основании распоряжения от 21.11.2011 N 1667 ответчиком проведена проверка по соблюдению обществом требований пожарной безопасности.
По результатам проверки должностными лицами административного органа составлены: акт проверки от 15.12.2011 N 1667, фототаблица к акту проверки от 15.12.2011 N 1667, протокол от 15.12.2011 N 3440 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, протокол от 15.12.2011 N 3441 об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отразившие факт нарушения обществом требований и норм пожарной безопасности в Российской Федерации, установленных стандартами, нормами и правилами.
Согласно протоколу об административном правонарушении от 15.12.2011 N 3440 обществом допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- в противопожарном расстоянии между зданиями ремонтного бокса и зданием склада складируются различные предметы, материалы и оборудование, а также осуществляется стоянка автотранспорта (нарушен пункт 22 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 313 (далее по тексту - ППБ 01-03);
- размещены временные строения у складского здания (металлические контейнеры) на расстоянии менее 15 метров (составляет от 1 до 3 метров) (нарушен пункт 24 ППБ 01-03);
- в складском помещении устроены антресоли из горючих материалов (нарушен пункт 40 ППБ 01-03);
- автоматическая пожарная сигнализация в административном здании, в новом складском помещении и ремонтной мастерской эксплуатируется без технического обслуживания и планово-предупредительного ремонта, который должен выполняться специализированной организацией, имеющей лицензию (нарушен пункт 96 ППБ 01-03);
- аппарат, предназначенный для отключения электроснабжения склада, располагается внутри складского помещения (нарушен пункт 507 ППБ 01-03).
В соответствии с протоколом об административном правонарушении от 15.12.2011 N 3441 заявителем допущены следующие нарушения требований пожарной безопасности:
- автоматическая пожарная сигнализация в ремонтной мастерской ремонтного бокса находится в неисправном состоянии (шлейф N 2 отключен, при включении выдает сигнал о пожаре) (нарушен пункт 34 ППБ 01-03);
- помещения склада (старое складское помещение) и ремонтного бокса (моторный участок) не защищены соответствующими автоматическими установками обнаружения пожара (нарушены пункт 3 ППБ 01-03 и пункт 4 НПБ 110-03).
Постановлением о назначении административного наказания от 27.12.2011 N 3440/3441 общество с ограниченной ответственностью "Форавто" признано виновным в совершении административных правонарушений по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях; заявителю назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 160 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований частично, суд первой инстанции исходил из того, что административным органом соблюдена установленная законом процедура привлечения общества к административной ответственности.
Суд апелляционной инстанции поддержал позицию суда первой инстанции.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как установлено судами, в соответствии с частью 1 статьи 28.3, статьей 23.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Перечнем должностных лиц органов Государственного пожарного надзора Федеральной противопожарной службы, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 06.02.2006 N 68, протоколы об административных правонарушения от 15.12.2011 N 3440, 3441 составлены, постановление по делу об административном правонарушении от 27.12.2011 N 3440/3441 вынесено должностными лицами административного органа в пределах предоставленных законом полномочий.
Протоколы от 15.12.2011 N 3440, 3441 об административных правонарушениях составлены государственным инспектором г. Красноярска по пожарному надзору Яковлевым Э.И., постановление от 27.12.2012 N 3440/3441 о назначении административного наказания вынесено заместителем главного государственного инспектора г. Красноярска по пожарному надзору Федорченко А.М. в присутствии законного представителя общества - директора общества Васина А.В.
Факт составления протоколов об административном правонарушении в присутствии законного представителя юридического лица подтверждается соответствующими отметками в протоколах, заверенными подписью законного представителя общества, и не оспаривается заявителем.
Согласно части 1 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
Исходя из части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Согласно части 3 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктами 2 и 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу, и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно определению о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 15.12.2011, полученному директором Васиным А.В. 15.12.2011 (о чем свидетельствует его подпись на определении), рассмотрение дела об административном правонарушении N 3440/3441 в отношении заявителя по частям 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначено на 27.12.2011 в 14 часов 30 минут по адресу г. Красноярск, пр. Мира, 68, отдел надзорной деятельности по г. Красноярску.
Из материалов дела (в том числе из содержания оспариваемого постановления, приложения к постановлению) и пояснений представителей лиц, участвующих в деле, следует, что рассмотрение материалов проверки состоялось 27.12.2012 в присутствии законного представителя общества - директора общества Васина А.В. Права и обязанности, предусмотренные статьями 25.1 и 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законному представителю общества (директору Васину А.В.) разъяснены, что подтверждается приложением к постановлению о назначении административного наказания от 27.12.2011 N 3440/3441, подписанным Васиным А.В. Постановление по делу об административном правонарушении N 3440/3441 было объявлено законному представителю общества по окончании рассмотрения дела, копия постановления направлена в адрес общества на следующий день - 28.12.2012.
Доказательств того, что рассмотрение дела происходило в отсутствие явившегося представителя общества, в материалах дела не содержится.
Положения статьи 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, как установлено судами, ответчиком соблюдены.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции поддерживает выводы судов о том, что административным органом соблюдена установленная законом процедура привлечения общества к административной ответственности.
Совершение вменяемых ООО "Форавто" правонарушений обществом не оспаривается, подтверждается материалами дела.
Довод общества о том, что при рассмотрении дела не были учтены все смягчающие обстоятельства по делу, в том числе отсутствие вреда, принятие мер по устранению нарушений до вынесения оспариваемого постановления, тяжелое финансовое положение общества, рассмотрен судом апелляционной инстанции и обоснованно отклонен на том основании, что в данном случае размер штрафа уменьшен судом до минимального размера, предусмотренного санкциями частей 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах суда кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 апреля 2012 года по делу N А33-2755/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 4 сентября 2012 года по тому же делу оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Т.А.БРЮХАНОВА
Судьи:
Л.А.КАДНИКОВА
Д.И.ШЕЛЕГ