Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2010 по делу N А19-1183/10
Судебные акты об удовлетворении требований о признании незаконными действий по отказу в согласовании вырубки просеки оставлены без изменения, поскольку эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов, для которой не является обязательным заключение договора аренды.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.09.2010 по делу N А19-1183/10
Судебные акты об удовлетворении требований о признании незаконными действий по отказу в согласовании вырубки просеки оставлены без изменения, поскольку эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов, для которой не является обязательным заключение договора аренды.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 сентября 2010 г. N А19-1183/10
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 сентября 2010 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
агентства лесного хозяйства Иркутской области - Бакленева Р.С. (доверенность от 11.01.2010),
территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому району - Емельянова В.С. (доверенность N 120 от 05.05.2010),
открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" - Каляновой Н.В. (доверенность N 320/494 от 05.10.2009),
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому району, агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2010 года по делу N А19-1183/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Назарьева Л.В., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О.),
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Восточно-Сибирская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому району (далее - территориальное управление) о признании незаконными действий по отказу в согласовании вырубки просеки на участке Ангасолка-Выдрино, выраженных в письме от 07.10.2009 N 197.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено агентство лесного хозяйства Иркутской области.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2010 года заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому району, агентство лесного хозяйства Иркутской области ставят вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения
статей 9,
21,
45 Лесного кодекса Российской Федерации, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
В судебном заседании представители территориального управления и агентства лесного хозяйства Иркутской области поддержали доводы кассационных жалоб.
Представитель ОАО "РЖД" считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационных жалоб.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационных жалоб, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как следует из материалов дела, 28.09.2009 ОАО "РЖД" (Мысовая дистанция электроснабжения филиала "Восточно-Сибирская железная дорога") обратилось в территориальное управление с заявлением о согласовании вырубки деревьев в охранной зоне линии электропередачи ВЛ-6 кВ с 5284 км пк8 - 5383 км пк5, принадлежащей обществу на праве собственности, в связи с необходимостью выполнения соответствующих работ на участке Ангасолка-Выдрино в целях обеспечения жизни и здоровья людей и обеспечения безопасности движения поездов.
Территориальное управление письмом от 07.10.2009 N 197 сообщило обществу о несогласовании вырубки просеки на указанном месте. При этом территориальное управление сослалось на
пункт 6 постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", а также указало на необходимость заключения договора аренды лесных участков для очистки охранных зон высоковольтных линий.
Суды двух инстанций, признавая по заявлению ОАО "РЖД" незаконными действия территориального управления по отказу в согласовании вырубки просеки, исходили из несоответствия оспариваемых действий Лесному
кодексу Российской Федерации и нарушения прав и законных интересов общества.
Суды посчитали, что эксплуатация линий электропередач является самостоятельным видом использования лесов, для которой не является обязательным заключение договора аренды.
Выводы судов двух инстанций постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права, с учетом фактических обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств.
Правоотношения сторон возникли в связи с отказом органа исполнительной власти (территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области по Слюдянскому району) в согласовании вырубки просеки на участке Ангасолка-Выдрино.
Согласно
пункту 6 Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, утвержденных письмом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 17.04.2007 N 99, в охранных и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линейных объектов, рубка лесных насаждений осуществляется в соответствии с установленным режимом указанных зон, по согласованию с предоставившими в пользование лесной участок органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их компетенции, определенной в соответствии со
статьями 81 -
84 Лесного кодекса Российской Федерации.
Территориальное управление, не соглашаясь с выводами судов о признании незаконными действий территориального управления по отказу в согласовании вырубки просеки, указало, что в материалах дела не имеется доказательств, объективно свидетельствующих о том, что спорная рубка необходима обществу именно в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередач. Кроме того, по мнению управления, суд не исследовал обстоятельства дела в части наличия либо отсутствия условий, свидетельствующих о необходимости рубки лесных насаждений без предоставления лесного участка.
Агентство лесного хозяйства, заявляя о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, ссылается на то, что судами первой и апелляционной инстанций не учтено существенное обстоятельство, влияющее на правильное рассмотрение дела, - непредставление Слюдянскому лесничеству данных о площади вырубки, объеме, породном составе вырубаемой древесины, о месте осуществления рубки.
Данные доводы заявителей кассационных жалоб проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции.
В соответствии с
пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатация линий электропередачи является самостоятельным видом использования лесов.
В целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков (
часть 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 22.07.2008 N 143-ФЗ).
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ОАО "РЖД" осуществляет деятельность по передаче электрической энергии по принадлежащей обществу на праве собственности линии электропередачи ВЛ-6 кВ с 5284 кв пк8 - 5383 кв пк5 на участке Ангасолка-Выдрино. Право собственности подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.03.2004 серии 03 АА N 163651. На ОАО "РЖД" возложена обязанность по обеспечению надлежащей и безопасной эксплуатации линий электропередачи.
Из заявления общества усматривается, как указали суды, необходимость вырубки просеки на участке Ангасолка-Выдрино именно в целях обеспечения жизни и безопасности людей и обеспечения безопасности движения поездов при эксплуатации линии электропередачи, а не в иных целях.
В соответствии с
частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого
решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
ОАО "РЖД" обязано на основании
пункта 8 Правил использования лесов осуществлять периодическую расчистку трасс линий электропередачи и связи от древесной и кустарниковой растительности высотой более 4 метров путем ее вырубки, уничтожения химическим или комбинированным способом. Отдельные деревья или группы деревьев, растущие вне просеки и угрожающие падением на провода или опоры ЛЭП и связи, должны своевременно вырубаться. В опушках леса, примыкающих к ЛЭП или линиям связи (охранных зонах), в обязательном порядке убираются зависшие деревья.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов (
пункт 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417).
Следовательно, иное (использование леса в других целях) подлежало доказыванию органом, совершившим оспариваемые действия. Кроме того, приведенные выше доводы управления не указывались в числе оснований для отказа в согласовании вырубки.
Не основан на действующем законодательстве и отказ территориального управления со ссылкой на
постановление Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон".
Согласно
пункту 2 постановления N 160
Правила, утвержденные настоящим постановлением, не распространяются на объекты, размещенные в границах охранных зон объектов электросетевого хозяйства до даты вступления в силу настоящего постановления.
Учитывая, что линия электропередачи ВЛ-6 кВ с 5284 кв пк8 - 5383 кв пк5 на участке Ангасолка-Выдрино строилась в 1950 - 1970 годах,
постановление N 160 применению не подлежало.
Территориально управление указывает также, что станция Выдрино расположена вне границ Слюдянского лесничества (на территории Республики Бурятия). Однако из отказа лесничества согласовать вырубку древесины на участке Ангасолка-Выдрино не видно, что согласование такой вырубки находится вне компетенции Слюдянского лесничества.
Ссылка агентства лесного хозяйства и территориального управления на непредставление лесничеству при уведомлении о согласовании вырубки данных о площади вырубки, объеме, породах древесины учтена быть не может, так как эти данные у общества оспариваемым письмом не запрашивались.
Агентство лесного хозяйства указывает в кассационной жалобе, что системное толкование
статей 9,
21,
частей 1,
2,
2.1 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в совокупности с
подпунктом 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации, позволяет сделать вывод о том, что по общему правилу все лесные участки, на территории которых расположены линейные объекты, должны быть предоставлены собственникам таких объектов на предусмотренных законом правах, поименованных в
статье 9 Лесного кодекса Российской Федерации, и только в исключительных случаях, когда такие права не оформлены в соответствии с действующим законодательством (по объективным обстоятельствам), однако в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи возникла необходимость оперативно осуществить рубку лесных насаждений, законодатель предусмотрел возможность использования лесов без предоставления лесных участков -
часть 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с
пунктом 13 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации эксплуатация линий электропередачи является самостоятельным видом использования лесов.
Одной из основных задач функционирования энергетической системы Российской Федерации является обеспечение энергетической безопасности и бесперебойного и надежного функционирования объектов электроэнергетики.
Согласно
пункту 2.2 статьи 45 Лесного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, в том числе в охранных зонах указанных линейных объектов, осуществляется использование лесов для вырубки деревьев, кустарников и лиан без предоставления лесных участков.
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что общество не обязано было заключать договор аренды, и обоснованно признали незаконными действия территориального управления по отказу в согласовании вырубки.
С учетом изложенного кассационные жалобы удовлетворению не подлежат.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что
решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2010 года по делу N А19-1183/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании
пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 1 апреля 2010 года по делу N А19-1183/10, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 9 июня 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Л.И.СМОЛЯК
М.М.ШЕЛЕМИНА