Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 по делу N А19-16316/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждением были допущены нарушения требований действующего законодательства в части ненадлежащего содержания и использования в эксплуатируемых помещениях автоматической установки пенного пожаротушения.


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2014 по делу N А19-16316/2013
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждением были допущены нарушения требований действующего законодательства в части ненадлежащего содержания и использования в эксплуатируемых помещениях автоматической установки пенного пожаротушения.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 19 июня 2014 г. по делу N А19-16316/2013
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июня 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Шелега Д.И.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Прибайкалье" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу - Шипчина Вячеслава Юрьевича (доверенность от 10.01.2014 N 11), Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области - Микушина Александра Валерьевича (доверенность от 16.05.2014 N 2-5-11-4161), Иванова Сергея Викторовича (доверенность от 12.08.2013 N 2-3-11-6128),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного казенного учреждения комбинат "Прибайкалье" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2014 года по делу N А19-16316/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Куклина Л.А., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
Федеральное государственное казенное учреждение комбинат "Прибайкалье" Управления Федерального агентства по государственным резервам по Сибирскому федеральному округу (ОГРН 1023802141681, г. Усолье-Сибирское, далее - учреждение, ФГКУ комбинат "Прибайкалье") обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Иркутской области (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 31.10.2013 N 2-5-146 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2014 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2014 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, учреждение обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя, суды не учли факт повторного привлечения учреждения к ответственности за совершение одного административного правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители учреждения и административного органа поддержали правовые позиции, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее соответственно.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматривается, что на основании распоряжения от 22.07.2013 N 206 в период с 09.08.2013 по 16.08.2013 проведена внеплановая выездная проверка ФГКУ комбинат "Прибайкалье" на предмет контроля исполнения ранее выданного предписания от 03.10.2012 N 140/1/1 об устранении учреждением нарушений требований законодательства Российской Федерации в области пожарной безопасности, результаты которой отражены в акте проверки от 16.08.2013 N 206.
По факту выявленных нарушений административным органом составлен протокол от 22.08.2013 N 2-5-149 об административном правонарушении.
Постановлением от 29.08.2013 N 2-5-149 учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 09 декабря 2013 года по делу N А19-13408/2013 постановление от 29.08.2013 N 2-5-149 признано незаконным и отменено.
В ходе проведения проверки были выявлены новые нарушения учреждением требований пожарной безопасности, административным органом составлен протокол от 18.10.2013 N 2-5-146 об административном правонарушении.
Постановлением от 31.10.2013 N 2-5-146 учреждение привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Данное обстоятельство явилось основанием для обращения учреждения в арбитражный суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о наличии в действиях ФГКУ комбинат "Прибайкалье" состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации и соблюдения процедуры привлечения к административной ответственности. Также суды указали на отсутствие доказательств своевременности принятия учреждением необходимых мер по соблюдению требований пожарной безопасности.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене по следующим основаниям.
В силу требований статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно статье 38 указанного Закона собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Судами установлено, что учреждением были допущены нарушения требований Закона N 69-ФЗ, Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, в части ненадлежащего содержания и использования в эксплуатируемых помещениях автоматической установки пенного пожаротушения.
Оценив представленные доказательства, в том числе акт проверки от 16.08.2013 N 206, протокол об административном правонарушении от 18.10.2013, постановление от 31.10.2013 N 2-5-146 о назначении административного наказания, и учитывая вышеприведенные нормы права, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о доказанности административным органом наличия в действиях учреждения состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации. Данный вывод основан на установленных по данному делу фактических обстоятельствах при правильном применении норм права.
При таких обстоятельствах арбитражные суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Довод учреждения о повторном привлечении к административной ответственности получил надлежащую правовую оценку арбитражных судов, указавших, что основаниями для вынесения постановления от 29.08.2013 N 2-5-149 и постановления от 31.10.2013 N 2-5-146 о привлечении к административной ответственности послужили отдельные нарушения требований пожарной безопасности.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения от 22 января 2014 года и постановления от 7 марта 2014 года, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2014 года по делу N А19-16316/2013, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 7 марта 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Д.И.ШЕЛЕГ
Судьи
Л.А.КАДНИКОВА
М.М.ШЕЛЕМИНА