Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2009 N А33-7778/08-Ф02-432/09, А33-7778/08-Ф02-428/09 по делу N А33-7778/08
Дело по иску об обязании демонтировать рекламные конструкции передано на новое рассмотрение, поскольку судебные акты были приняты в отношении прав и законных интересов третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2009 N А33-7778/08-Ф02-432/09, А33-7778/08-Ф02-428/09 по делу N А33-7778/08
Дело по иску об обязании демонтировать рекламные конструкции передано на новое рассмотрение, поскольку судебные акты были приняты в отношении прав и законных интересов третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2009 г. N А33-7778/08-Ф02-432/09,
А33-7778/08-Ф02-428/09
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь" и общества с ограниченной ответственностью "Темплтон" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года по делу N А33-7778/08 (суд первой инстанции: Ермакова И.И., суд апелляционной инстанции: Гурова Т.С., Магда О.В., Хасанова И.А.),
установил:
Управление архитектуры администрации города Красноярска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Темплтон" (далее - ООО "Темплтон"), уточненным в порядке
статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании демонтировать рекламные конструкции, расположенные в городе Красноярске по адресам: Октябрьский район, проспект Свободный, 44 "а" район АЗС, Железнодорожный район, ул. Бограда, 140, район АЗС, Кировский район, ул. Семафорная, 271.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 августа 2008 года к участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
| | ИС МЕГАНОРМ: примечание. В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" имеет дату 16.10.2006, а не 16.01.2006. | |
Судебные акты приняты со ссылкой на
статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации,
пункты 1,
2 статьи 3,
статью 16,
пункты 1,
9,
10 статьи 19,
статью 39 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе",
статью 16 Федерального закона от 16.01.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе",
часть 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года мотивированы тем, что сведения на рекламных щитах носили рекламный характер и не являются по форме и содержанию обязательными на основании закона или обычая делового оборота, а также тем, что рекламные конструкции установлены без разрешения.
С кассационными жалобами обратилось ООО "Темплтон" и лицо, не участвующее в деле - общество с ограниченной ответственностью "Агродеталь" (далее - ООО "Агродеталь").
В кассационных жалобах ООО "Темплтон" и ООО "Агродеталь" просят проверить законность и обоснованность принятых судебных актов в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г", в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
По мнению ООО "Темплтон", обжалуемые судебные акты в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г", приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, с неправильным толкованием Федерального
закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", неприменением подлежащих применению норм материального права.
ООО "Агродеталь" не согласен с принятыми судебными актами в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г", так как и ценовое табло и земельный участок, на котором оно расположено, принадлежат ему на праве собственности.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Темплтон" и Управление отклонило доводы, изложенные в ней, указав на законность обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 62455, N 62456, N 62453, N 6257), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о демонтаже двух рекламных щитов и ценового табло в виде стел, расположенных в районах АЗС и содержащие информацию об ассортименте и ценах на отпускаемые на этих АЗС нефтепродукты.
Основанием истец указал на самовольное размещение рекламных конструкций без получения в установленном порядке разрешения.
Исходя из предмета иска, в предмет судебного исследования входит установление фактов: размещения рекламных конструкций и наличия (отсутствие) разрешений их на установку.
Удовлетворяя исковые требования суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что размещенные возле заправочных станций конструкции являются наружной рекламой и установлены с нарушением
статьи 19 Федерального закона "О рекламе", без разрешения.
Данные выводы судов обеих инстанций в части того, что конструкции являются рекламой, недостаточно обоснованны и сделаны без применения подлежащих применению следующих норм материального права.
В соответствии со
статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно
статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.
Статьей 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу
пункта 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, с изменениями, внесенными Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226, принятых во исполнение
Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" обозначение местонахождения, вида (профиля) деятельности, режима работы, товарного знака является информацией, которая не относится к рекламе, но является обязательной на основании закона и обычая делового оборота.
Согласно этому же
пункту 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС помимо прочего, наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг.
В соответствии с
пунктом 3.3 названных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В
пункте 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, указано, что при въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).
Согласно рекомендациям, содержащимся в
пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Вместе с тем, с учетом требований вышеназванных Законов и нормативных актов судами не включен в предмет судебного исследования вопрос о том, является ли информация, содержащаяся на щитах и табло, рекламой либо она является информацией о товарах, предлагаемых потребителям.
Выводы судов обеих инстанций о том, что ценовое табло, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 271 "г", принадлежит ООО "Темплтон" сделаны без исследования обстоятельств принадлежности данного табло и земельного участка, на котором оно расположено, на каком-либо вещном праве ответчику.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что названный земельный участок принадлежит ООО "Агродеталь".
Таким образом, были приняты судебные акты в отношении прав и законных интересов третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу
части 1 и
пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные нарушения материальных и процессуальных норм права являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с
частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку в отношении двух щитов, расположенных в районах АЗС города Красноярска по адресам: Октябрьский район, проспект Свободный, 44 "а", Железнодорожный район, ул. Бограда, 140, в материалах дела имеются сведения, аналогичные по содержанию информации на ценовом табло, которая по форме и содержанию является для юридического лица обязательной на основании требований закона, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в полном объеме, несмотря на то, в кассационных жалобах ООО "Анродеталь" и ООО "Темплтон" заявили об отмене обжалуемых судебных актов в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г".
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года приняты с нарушением материальных и процессуальных норм права и на основании
пункта 3 статьи 287 и
частей 1,
2 и
3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Красноярского края следует привлечь ООО "Агродеталь" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, применить соответствующие установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам нормы материального права и принять законный судебный акт, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.РУДЫХ
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
Л.М.СОКОЛОВА