Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2009 N А33-7778/08-Ф02-432/09, А33-7778/08-Ф02-428/09 по делу N А33-7778/08
Дело по иску об обязании демонтировать рекламные конструкции передано на новое рассмотрение, поскольку судебные акты были приняты в отношении прав и законных интересов третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.03.2009 N А33-7778/08-Ф02-432/09, А33-7778/08-Ф02-428/09 по делу N А33-7778/08
Дело по иску об обязании демонтировать рекламные конструкции передано на новое рассмотрение, поскольку судебные акты были приняты в отношении прав и законных интересов третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 марта 2009 г. N А33-7778/08-Ф02-432/09,
А33-7778/08-Ф02-428/09
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Кулакова В.И., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Агродеталь" и общества с ограниченной ответственностью "Темплтон" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года по делу N А33-7778/08 (суд первой инстанции: Ермакова И.И., суд апелляционной инстанции: Гурова Т.С., Магда О.В., Хасанова И.А.),
установил:
Управление архитектуры администрации города Красноярска (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Темплтон" (далее - ООО "Темплтон"), уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании демонтировать рекламные конструкции, расположенные в городе Красноярске по адресам: Октябрьский район, проспект Свободный, 44 "а" район АЗС, Железнодорожный район, ул. Бограда, 140, район АЗС, Кировский район, ул. Семафорная, 271.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 27 августа 2008 года к участию в деле в качестве лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года исковые требования удовлетворены.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
ИС МЕГАНОРМ: примечание.
В тексте документа, видимо, допущена опечатка: Федеральный закон N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе" имеет дату 16.10.2006, а не 16.01.2006.
Судебные акты приняты со ссылкой на статью 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункты 1, 2 статьи 3, статью 16, пункты 1, 9, 10 статьи 19, статью 39 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", статью 16 Федерального закона от 16.01.2006 N 160-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О рекламе", часть 1 статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей".
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года мотивированы тем, что сведения на рекламных щитах носили рекламный характер и не являются по форме и содержанию обязательными на основании закона или обычая делового оборота, а также тем, что рекламные конструкции установлены без разрешения.
С кассационными жалобами обратилось ООО "Темплтон" и лицо, не участвующее в деле - общество с ограниченной ответственностью "Агродеталь" (далее - ООО "Агродеталь").
В кассационных жалобах ООО "Темплтон" и ООО "Агродеталь" просят проверить законность и обоснованность принятых судебных актов в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г", в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
По мнению ООО "Темплтон", обжалуемые судебные акты в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г", приняты о правах и обязанностях лица, не привлеченного к участию в деле, с неправильным толкованием Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе", неприменением подлежащих применению норм материального права.
ООО "Агродеталь" не согласен с принятыми судебными актами в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г", так как и ценовое табло и земельный участок, на котором оно расположено, принадлежат ему на праве собственности.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Темплтон" и Управление отклонило доводы, изложенные в ней, указав на законность обжалуемых судебных актов.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 62455, N 62456, N 62453, N 6257), однако своих представителей в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем дело рассматривается без их участия.
Проверив правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска является требование о демонтаже двух рекламных щитов и ценового табло в виде стел, расположенных в районах АЗС и содержащие информацию об ассортименте и ценах на отпускаемые на этих АЗС нефтепродукты.
Основанием истец указал на самовольное размещение рекламных конструкций без получения в установленном порядке разрешения.
Исходя из предмета иска, в предмет судебного исследования входит установление фактов: размещения рекламных конструкций и наличия (отсутствие) разрешений их на установку.
Удовлетворяя исковые требования суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, что размещенные возле заправочных станций конструкции являются наружной рекламой и установлены с нарушением статьи 19 Федерального закона "О рекламе", без разрешения.
Данные выводы судов обеих инстанций в части того, что конструкции являются рекламой, недостаточно обоснованны и сделаны без применения подлежащих применению следующих норм материального права.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирования или поддержание интереса к нему и его продвижению на рынке. Объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари) на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование своей организации, место ее нахождения и режим ее работы. Продавец размещает указанную информацию на вывеске.
Статьей 10 вышеуказанного Закона предусмотрено, что изготовитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора.
В силу пункта 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций (РД 153-39.2-080-01), утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 01.08.2001 N 229, с изменениями, внесенными Приказом Минэнерго РФ от 17.06.2003 N 226, принятых во исполнение Закона Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" обозначение местонахождения, вида (профиля) деятельности, режима работы, товарного знака является информацией, которая не относится к рекламе, но является обязательной на основании закона и обычая делового оборота.
Согласно этому же пункту 3 Правил технической эксплуатации автозаправочных станций, при осуществлении контроля и надзора проверяется наличие на АЗС помимо прочего, наименование организации, перечень реализуемой продукции с указанием розничных цен и оказываемых услуг.
В соответствии с пунктом 3.3 названных Правил допускается нанесение фирменных знаков, символов, логотипов на зданиях, сооружениях, конструкциях АЗС. Вся информация должна быть хорошо различима и читаема.
В пункте 759 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03), утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313, указано, что при въезде на территорию АЗК (АЗС) должны быть установлены щит с инструкцией, регламентирующей меры пожарной безопасности для водителей и пассажиров, и информационное табло с указанием ассортимента отпускаемых нефтепродуктов с условием, что их может прочитать каждый въезжающий на территорию АЗК (АЗС).
Согласно рекомендациям, содержащимся в пункте 18 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.12.1998 N 37 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе", сведения, распространение которых по форме и содержанию является для юридического лица обязательным на основании закона или обычая делового оборота, не относятся к рекламной информации независимо от манеры их исполнения на соответствующей вывеске.
Вместе с тем, с учетом требований вышеназванных Законов и нормативных актов судами не включен в предмет судебного исследования вопрос о том, является ли информация, содержащаяся на щитах и табло, рекламой либо она является информацией о товарах, предлагаемых потребителям.
Выводы судов обеих инстанций о том, что ценовое табло, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Семафорная, 271 "г", принадлежит ООО "Темплтон" сделаны без исследования обстоятельств принадлежности данного табло и земельного участка, на котором оно расположено, на каком-либо вещном праве ответчику.
Из представленных в материалы дела доказательств следует, что названный земельный участок принадлежит ООО "Агродеталь".
Таким образом, были приняты судебные акты в отношении прав и законных интересов третьих лиц, не привлеченных к участию в деле.
В силу части 1 и пункта 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации указанные нарушения материальных и процессуальных норм права являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
В соответствии с частью 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Поскольку в отношении двух щитов, расположенных в районах АЗС города Красноярска по адресам: Октябрьский район, проспект Свободный, 44 "а", Железнодорожный район, ул. Бограда, 140, в материалах дела имеются сведения, аналогичные по содержанию информации на ценовом табло, которая по форме и содержанию является для юридического лица обязательной на основании требований закона, обжалуемые судебные акты подлежат отмене в полном объеме, несмотря на то, в кассационных жалобах ООО "Анродеталь" и ООО "Темплтон" заявили об отмене обжалуемых судебных актов в части ценового табло, расположенного по адресу: г. Красноярск, Кировский район, ул. Семафорная, 271 "г".
По результатам рассмотрения кассационных жалоб Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 года приняты с нарушением материальных и процессуальных норм права и на основании пункта 3 статьи 287 и частей 1, 2 и 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
При новом рассмотрении дела Арбитражному суду Красноярского края следует привлечь ООО "Агродеталь" в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, с учетом доводов и возражений лиц, участвующих в деле установить обстоятельства, входящие в предмет доказывания, применить соответствующие установленным обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам нормы материального права и принять законный судебный акт, а также распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 13 октября 2008 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 декабря 2008 отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
А.И.РУДЫХ
Судьи:
В.И.КУЛАКОВ
Л.М.СОКОЛОВА