Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2012 по делу N А74-915/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в здании заявителя отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа, все возможные меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности заявителем приняты не были.


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.09.2012 по делу N А74-915/2012
Требование: Об отмене постановления о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку в здании заявителя отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа, все возможные меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности заявителем приняты не были.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 11 сентября 2012 г. N А74-915/2012
Резолютивная часть постановления объявлена 4 сентября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 сентября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Пущиной Л.Ю.,
судей: Шелеминой М.М., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного комитета по занятости населения Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2012 года по делу N А74-915/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2012 года по тому же делу (суд первой инстанции: Каспирович Е.В.; суд апелляционной инстанции: Колесникова Г.А., Морозова Н.А., Севастьянова Е.В.),
установил:
Государственный комитет по занятости населения Республики Хакасия (ИНН 1901076977, ОГРН 1071901000247, г. Абакан, далее - заявитель, комитет, Госкомзанятости Хакасии) обратился в арбитражный суд с заявлением к Отделу надзорной деятельности г. Абакана Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Республике Хакасия (далее - административный орган, Отдел государственного пожарного надзора) о признание незаконным и отмене постановления от 03.02.2012 N 45 о наложении административного наказания на основании части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 150 000 рублей за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным выходам.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "ЮЖСИБСТРОЙ" (далее - ООО "ЮЖСИБСТРОЙ", общество).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2012 года по делу N А74-915/2012, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Госкомзанятости Хакасии обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и на неправильное применение норм материального и процессуального права, просит отменить решение и постановление судов и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Отдел государственного пожарного надзора с ее доводами не соглашается, считает их необоснованными, просит решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления о вручении почтовых отправлений N 14517, N 14518, N 14520), однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов Арбитражного суда Республики Хакасия и Третьего арбитражного апелляционного суда о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанции, Государственный комитет по занятости Республики Хакасия зарегистрирован в качестве юридического лица путем реорганизации в форме преобразования 18 января 2007 года Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 1 по Республике Хакасия, о чем выдано свидетельство серии 19 N 000642046.
9 февраля 2011 года административным органом выдано предписание N 33/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, в том числе, пункта 6.13 СНиП 21-01-97* Пожарная безопасность зданий и сооружений (далее - СНиП 21-01-97*), пункта 3 статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", которым заявителя обязали до 1 января 2012 года оборудовать второй эвакуационный выход со второго этажа занимаемого Госкомзанятости Хакасии здания.
22 августа 2011 года заявитель обратился к министру финансов Республики Хакасия с письмом N 270-1026-ИА о внесении изменений в Закон Республики Хакасия от 23 декабря 2010 года N 132-ЗРХ "О республиканском бюджете Республики Хакасия на 2011 год" в целях увеличения средств на содержание Госкомзанятости Хакасии.
3 октября 2011 года Госкомзанятости Хакасии заключил с индивидуальным предпринимателем Валинецким О.М. договор на выполнение проектной документации на обустройство наружной открытой эвакуационной лестницы со второго этажа здания, расположенного по адресу: г. Абакан, ул. Хакасская, д. 73а, в соответствии с заданием на проектирование.
14 октября 2011 года Госкомзанятости Хакасии заключил с индивидуальным предпринимателем Рихтер Г.С. договор оказания услуг по выполнению сметной документации к проекту на устройство пожарного выхода и эвакуационной лестницы.
22 декабря 2011 года между Госкомзанятости Хакасии и ООО "ЮЖСИБСТРОЙ" на основании протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение работ по устройству пожарного выхода и эвакуационной лестницы заключен соответствующий государственный контракт.
Срок выполнения работ по государственному контракту обозначен с момента заключения контракта до 28 декабря 2011 года (пункт 1.3).
26 декабря 2011 года главным государственным инспектором г. Абакана по пожарному надзору вынесено распоряжение N 15 о проведении внеплановой выездной проверки Госкомзанятости Хакасии. Цель проверки - контроль исполнения предписания от 9 февраля 2011 года N 33/1/1 об устранении выявленных нарушений обязательных требований пожарной безопасности. Срок проверки - 20 рабочих дней с 18 января по 13 февраля 2012 года. Указанное распоряжение получено Госкомзанятости Хакасии 29 декабря 2011 года, что подтверждается входящим штемпелем на сопроводительном письме от 26 декабря 2011 года N 1276-2-5-14.
В период с 18 января по 3 февраля 2012 года проведена проверка заявителя, по результатам которой составлен акт от 3 февраля 2012 года N 15. В акте зафиксировано нарушение в виде отсутствия второго эвакуационного выхода со второго этажа здания.
3 февраля 2012 года заявителю выдано предписание N 15/1/1 по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности.
31 января 2012 года старшим инженером Отдела государственного пожарного надзора - государственным инспектором города Абакана по пожарному надзору Сагалаковым А.С. в присутствии председателя Госкомзанятости Хакасии Ахметовой И.В. составлен протокол об административном правонарушении требований пожарной безопасности N 45. В протоколе указано, что в здании заявителя, расположенном по адресу: г. Абакан, ул. Хакасская, д. 73 "а", отсутствует второй эвакуационный выход со второго этажа, чем нарушены статья 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статья 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункт 6.13 СНиП 21-01-97*.
3 февраля 2012 года заместителем главного государственного инспектора города Абакана по пожарному надзору Пцаревым А.И. в присутствии представителя Госкомзанятости Хакасии Попова О.В., действующего на основании доверенности от 3 февраля 2012 года N 2, рассмотрено административное дело и вынесено постановление о наложении административного взыскания за нарушение правил пожарной безопасности N 45.
Указанным постановлением Госкомзанятости Хакасии привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 150.000 руб. за нарушение статьи 4 Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", пункта 6.13 СНиП 21-01-97*, выразившееся в отсутствие второго эвакуационного выхода со второго этажа.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды исходили из доказанности материалами дела наличия в действиях Госкомзанятости Хакасии состава административного правонарушения, соблюдением административным органом процедуры привлечения к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты законными и обоснованными ввиду следующего.
Согласно пунктам 2 и 3 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ) к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03) устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
В соответствии с пунктом 3 ППБ 01-03 наряду с названными ППБ 01-03 следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке.
Согласно статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут в числе прочего собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.
В соответствии с частью 1 статьи 53 Закона N 123-ФЗ каждое здание, сооружение или строение должно иметь объемно-планировочное решение и конструктивное исполнение эвакуационных путей, обеспечивающие безопасную эвакуацию людей при пожаре. Пунктами 1 и 2 части 2 этой же статьи Закона N 123-ФЗ установлено, что для обеспечения безопасной эвакуации людей должны быть: установлены необходимое количество, размеры и соответствующее конструктивное исполнение эвакуационных путей и эвакуационных выходов; обеспечено беспрепятственное движение людей по эвакуационным путям и через эвакуационные выходы.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет административную ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судами на основании материалов дела установлен и Госкомзанятости Хакасии не оспаривается факт нарушения правил пожарной безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Соблюдение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности заявителем не оспаривается.
В кассационной жалобе заявитель оспаривает свою вину в совершении вмененного правонарушения, указывая на то, что им были предприняты все необходимые меры в целях недопущения правонарушения.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследовав и оценив материалы дела, суды пришли к обоснованному выводу, что вина Госкомзанятости Хакасии в совершении вменяемого административного правонарушения заключается в том, что комитетом не были приняты все возможные меры по соблюдению правил и норм пожарной безопасности, с учетом отсутствия в материалах дела доказательств наличия обстоятельств, объективно препятствующих надлежащему выполнению комитетом требований пожарной безопасности.
В данном случае вина комитета заключается в том, что им не была проявлена та степень заботливости и осмотрительности, которая необходима при соблюдении требований законодательства о пожарной безопасности.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций установлено, что Госкомзанятости Хакасии не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых оно привлечено к ответственности, вина Госкомзанятости Хакасии в совершенном нарушении имеется.
При таких обстоятельствах, доводы подателя кассационной жалобы не опровергают как факт допущенных нарушений требований пожарной безопасности, так и указанные выше выводы судебных инстанций.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2012 года по делу N А74-915/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2012 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 апреля 2012 года по делу N А74-915/2012, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 7 июня 2012 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.Ю.ПУЩИНА
Судьи:
М.М.ШЕЛЕМИНА
Л.А.КАДНИКОВА