Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2010 по делу N А19-27706/09
Правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, так как материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ, не проведена очистка мест рубок от порубочных остатков.
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2010 по делу N А19-27706/09
Правомерно отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за нарушение правил пожарной безопасности в лесах, так как материалами дела подтвержден факт нарушения заявителем Правил пожарной безопасности, утвержденных постановлением Правительства РФ, не проведена очистка мест рубок от порубочных остатков.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 июня 2010 г. N А19-27706/09
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кадниковой Л.А.,
судей: Смоляк Л.И., Шелеминой М.М.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ИлимСибЛес" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 декабря 2009 года по делу N А19-27706/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года по тому же делу (суд первой инстанции: Чемезова Т.Ю., суд апелляционной инстанции: Рылов Д.Н., Ячменев Г.Г., Доржиев Д.Н.),
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "ИлимСибЛес" (далее - ООО "ИлимСибЛес", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Территориальному управлению агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству (далее - территориальное управление, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной
статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Группа Илим" (далее - ОАО "Группа Илим").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 декабря 2009 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ИлимСибЛес" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения
статьи 8.32 КоАП Российской Федерации.
В отзыве на кассационную жалобу Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству считает судебные акты законными, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном
главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене судебных актов.
Как установлено материалами дела, должностным лицом территориального управления проведена проверка деятельности ОАО "Группа Илим" по соблюдению требований лесного законодательства. Составлен акт проверки от 10.09.2009 N 004-1/09.
Территориальным управлением в ходе проверки было установлено, что ОАО "Группа Илим", являясь арендатором по договору аренды лесного участка от 24.12.2008 N 91-22-20/08, передало ООО "ИлимСибЛес" в субаренду на основании договора от 21.12.2008 N 033/122 лесной участок для использования в целях заготовки древесины. На основании договора субаренды ООО "ИлимСибЛес" в Зелиндинско-Катинском участковом лесничестве Капаевской дачи проведена рубка лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины.
11.09.2009 должностным лицом административного органа в отношении ООО "ИлимСибЛес" составлен протокол об административном правонарушении N 025-38-19/09. Протоколом зафиксировано, что в нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 в квартале 130 деляна 1 площадью 20,4 га и деляна 3 площадью 15,9 га ООО "ИлимСибЛес" не проведена очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 15,4 га.
26.10.2009 Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Северному лесничеству постановлением N 023-38-19/09 привлекло ООО "ИлимСибЛес" к административной ответственности, предусмотренной
статьей 8.32 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Суды двух инстанций, отказывая ООО "ИлимСибЛес" в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления от 26.10.2009 N 023-38-19/09, исходили из наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 КоАП Российской Федерации.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций являются правильными в связи со следующим.
В соответствии с
пунктом 16 Правил пожарной безопасности в лесах при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно
статье 8.32 КоАП Российской Федерации нарушение правил пожарной безопасности в лесах влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (
статья 26.2 КоАП Российской Федерации).
Нарушение ООО "ИлимСибЛес" правил пожарной безопасности в лесах подтверждается материалами дела - протоколом об административном правонарушении от 11.09.2009, постановлением о привлечении к административной ответственности от 26.10.2009, актом проверки от 10.09.2009.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что акт проверки составлен в отношении ОАО "Группа Илим" и не может являться документом, фиксирующим совершение правонарушения другим юридическим лицом - ООО "ИлимСибЛес".
Данная ссылка судом кассационной инстанции проверена, однако учтена быть не может.
ОАО "Группа Илим" заключило с ООО "ИлимСибЛес" договор субаренды лесного участка от 21.12.2008 N 033/122, согласно которому передало в субаренду лесной участок для использования в целях заготовки древесины, в том числе при проведении рубок спелых и перестойных насаждений. Согласно пункту 12 договора ООО "ИлимСибЛес" (субарендатор) обязано использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим договором.
Таким образом, как правильно посчитали суды двух инстанций, из материалов дела следует, что фактически рубку лесных насаждений в целях заготовки древесины осуществлял субарендатор лесного участка - ООО "ИлимСибЛес". Следовательно, акт проверки от 10.09.2009 с учетом иных доказательств подтверждает совершение ООО "ИлимСибЛес" административного правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 КоАП Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суды пришли к правильному выводу о том, что административный орган правомерно привлек ООО "ИлимСибЛес" к административной ответственности за нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах (не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что административным органом не установлено время и место совершения правонарушения, вменяемого ООО "ИлимСибЛес", проверен, однако также не может быть учтен.
Из акта проверки N 004-1/09 видно, что в ходе проверки, проведенной с 01.09.2009 по 10.09.2009, установлено нарушение
пункта 16 Правил пожарной безопасности в лесах в квартале 130 деляна 1 площадью 20,4 га и деляна 3 площадь 15,9 га Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества, при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины не произведена очистка мест рубок от порубочных остатков на площади 15,4 га. К акту проверки приложены чертежи, содержащие данные о границах и площадях допущенного нарушения. Из протокола об административном правонарушении от 11.09.2009 следует, что правонарушение, совершенное ООО "ИлимСибЛес" в квартале 130 деляна 1 и деляна 3 Капаевской дачи Зелендинско-Катинского участкового лесничества, обнаружено 01.09.2009 в ходе проведения внеплановой выездной проверки ОАО "Группа Илим".
Таким образом, материалами административного дела зафиксированы номера лесосек, кварталы, размер неочищенных мест рубок от порубочных остатков.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на то, что Северное лесничество не уведомило законного представителя юридического лица о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, в связи с чем административным органом нарушен порядок привлечения ООО "ИлимСибЛес" к административной ответственности, проверена.
В соответствии с
пунктом 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными
статьей 28.2 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, извещение N 868 от 04.09.2009 о том, что 11.09.2009 в офисе Северного лесничества состоится составление протокола об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного
статьей 8.32 КоАП Российской Федерации, административным органом было направлено в адрес юридического лица ООО "ИлимСибЛес" и получено им 07.09.2009, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления (заказного письма N 868).
При таких обстоятельствах суды пришли к правильному выводу о том, что административным органом приняты необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении.
Заявитель жалобы указывает на то, что служебная записка начальника отдела Зелиндинско-Катинского участкового лесничества В.М.Терещенко не может являться законным основанием для проведения внеплановой проверки ОАО "Группа Илим" в силу
статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)".
Между тем, заявителем жалобы не учтено следующее.
Федеральный
закон N 294-ФЗ (в редакции Федерального закона от 17.07.2009 N 164-ФЗ) не применим в данном случае, поскольку проверка
Правил пожарной безопасности в лесах проводилась в рамках
КоАП Российской Федерации.
Суд правильно посчитал, что основанием для проведения проверки послужила служебная записка должностного лица органа государственного контроля, которым были выявлены нарушения
Правил пожарной безопасности при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины, выразившиеся в не проведении очистки мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судом кассационной инстанции не установлено нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции и постановления апелляционной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что
решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 декабря 2009 года по делу N А19-27706/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании
пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь
статьями 274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 декабря 2009 года по делу N А19-27706/09, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 5 марта 2010 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Л.И.СМОЛЯК
М.М.ШЕЛЕМИНА