Главная // Пожарная безопасность // Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2010 по делу N А58-9342/09
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, удовлетворены правомерно, поскольку административный орган не представил доказательств того, что заявитель осуществляет использование лесов и, следовательно, на нем лежит обязанность по соблюдению требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.


Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.03.2010 по делу N А58-9342/09
Требования о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности, предусмотренной за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, удовлетворены правомерно, поскольку административный орган не представил доказательств того, что заявитель осуществляет использование лесов и, следовательно, на нем лежит обязанность по соблюдению требований, предусмотренных Правилами пожарной безопасности в лесах.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 9 марта 2010 г. N А58-9342/09
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего судьи Кадниковой Л.А.,
судей: Пущиной Л.Ю., Шелеминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей:
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) - Гатаулина А.В. (доверенность N УФС-АЯ03/354 от 27.02.2010),
Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) - Буртовой П.А. (доверенность от 12.10.2010),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2009 года по делу N А58-9342/09 (суд первой инстанции: Григорьева В.Э.),
установил:
Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) (далее - Департамент) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Республике Саха (Якутия) (далее - Управление Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия), административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 21.10.2009 N 54-ПН по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2009 года заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.
В кассационной жалобе Управление Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия) ставит вопрос о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения судом норм материального права, неприменения статьи 8.32 КоАП Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Управления Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия) поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Департамента по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) считает судебный акт законным, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы, представлен отзыв.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив правильность применения норм материального права и норм процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований к отмене решения суда первой инстанции.
Как усматривается из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки деятельности Департамента и подведомственных ему государственных учреждений должностным лицом Управления Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия) выявлены нарушения статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "в", "г" пункта 3, подпунктов "д", "е" пункта 13, пункта 14 Правил пожарной безопасности в лесах. Составлен сводный акт проверки от 07.10.2000 N 29-ПН.
19.10.2009 должностным лицом административного органа в отношении Департамента составлен протокол N 54-ПН об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.32 КоАП Российской Федерации. Протоколом зафиксированы следующие нарушения: не проводится противопожарное обустройство лесов (отсутствуют дороги противопожарного назначения, посадочные авиационные площадки, противопожарные барьеры, минерализованные полосы, противопожарные разрывы); не создаются системы, средства предупреждения и тушения лесных пожаров, не формируются запасы горюче-смазочных материалов на период высокой пожарной опасности; не проводится патрулирование лесных участков в пожароопасный период; не разрабатываются планы тушения лесных пожаров на территории ООПТ; не проводится тушение лесных пожаров на территориях ООПТ; не проводится инструктаж работников о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров.
21.10.2009 постановлением N 54-ПН Департамент привлечен к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.32 КоАП Российской Федерации, в виде штрафа в размере 20000 рублей.
Признавая по заявлению Департамента незаконным постановление от 21.10.2009 N 54-ПН и отменяя его, арбитражный суд исходил из недоказанности в действиях Департамента состава вменяемого ему административного правонарушения. Суд также учел, что административным органом в нарушение требований части 2 статьи 28.2, части 1 статьи 29.10 КоАП Российской Федерации в протоколе и постановлении не указано время совершения административного правонарушения.
Выводы суда по делу являются правильными.
Статьей 8.32 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, иными документами (статья 26.2 КоАП Российской Федерации).
Согласно статье 28.2 КоАП Российской Федерации в протоколе об административном правонарушении указываются место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
В соответствии с частью 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Требования данных норм административным органом исполнены не были.
Как следует из актов проверок и установлено судом, Управление Россельхознадзора по Республике Саха (Якутия) проводило проверки в отношении лесничеств, в результате которых выявлены несоблюдения требований статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации, подпунктов "а", "в", "г" пункта 3, подпунктов "д", "е" пункта 13, пункта 14 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 (далее - Правила).
Привлекая Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) к административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах, административный орган, как правильно посчитал суд, не разделил границы ответственности по неисполнению мероприятий пожарной безопасности между Департаментом, являющимся органом исполнительной власти, организующим проведение противопожарных мероприятий, и государственными учреждениями - лесничествами, подведомственными Департаменту.
Таким образом, административным органом не установлено фактов нарушения именно Департаментом Правил пожарной безопасности в лесах.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако не могут быть учтены судом кассационной инстанции.
Заявитель кассационной жалобы указывает на то, что Департамент осуществляет полномочия по организации охраны лесов от пожаров и их тушение, организует работу по охране и защите лесов, осуществляя свою деятельность через специально образованные для этих целей государственные учреждения.
Вменяя Департаменту нарушение подпунктов "а", "в", "г" пункта 3, подпунктов "д", "е" пункта 13, пункта 14 Правил пожарной безопасности в лесах, заявитель кассационной жалобы не учел следующее.
Обязанность немедленно принимать меры к ликвидации лесных пожаров, возникших в местах использования лесов, а также оповещать о пожаре органы государственной власти или органы местного самоуправления, указанные в пункте 4 настоящих Правил (подпункт "д" пункт 13 Правил); направлять работников (для юридических лиц), пожарную технику, транспортные и другие средства на тушение лесных пожаров в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (подпункт "е" пункт 13 Правил); проводить перед началом пожароопасного сезона инструктаж своих работников, а также участников массовых мероприятий, проводимых ими в лесах, о соблюдении требований пожарной безопасности в лесах, а также о способах тушения лесных пожаров (пункт 14 Правил) возложена на юридических лиц, осуществляющих использование лесов.
Статьей 25 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрены виды использования лесов: заготовка древесины; заготовка живицы; заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов; заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений; ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты; ведение сельского хозяйства; осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности; осуществление рекреационной деятельности; создание лесных плантаций и их эксплуатация; выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений; выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых и другие.
Административный орган не представил доказательств того, что Департамент осуществляет использование лесов, и, следовательно, на нем лежит обязанность по соблюдению требований, предусмотренных пунктами 13, 14 Правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно пункту 3.4 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 26.01.2007 N 38, Департамент по лесным отношениям Министерства охраны природы Республики Саха (Якутия) осуществляет полномочия по организации охраны лесов от пожаров и их тушение.
Согласно пункту 3 Правил пожарной безопасности в лесах в целях обеспечения пожарной безопасности в лесах осуществляются противопожарное обустройство лесов, создание систем, средств предупреждения и тушения лесных пожаров, а также осуществляются иные меры пожарной безопасности.
Однако из протокола об административном правонарушении и постановления по делу об административном правонарушении не усматривается, какие меры пожарной безопасности и в какие сроки должны исполняться Департаментом. Административным органом также не определена объективная сторона правонарушения с учетом перечня мероприятий по обеспечению охраны, защиты, воспроизводства лесов, основных направлений деятельности в области использования, охраны, защиты лесов, содержащихся в лесном плане (статья 86 Лесного кодекса Российской Федерации), приложение N 15 к типовой форме лесного плана субъекта Российской Федерации "планируемые мероприятия по охране лесов от пожаров").
Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о том, что в протоколе об административном правонарушении, сводном акте проверки отсутствуют сведения о времени совершения административного правонарушения, поскольку в сводном акте проверки от 07.10.2009 года указано время составления акта - 10 часов.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП Российской Федерации постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Таким образом, отсутствие в протоколе об административном правонарушении, сводном акте проверки сведений о времени совершения административного правонарушения, как правильно посчитал суд, не позволяет проверить соблюдение сроков давности привлечения к административной ответственности.
С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2009 года по делу N А58-9342/09 основано на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принято с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 2 декабря 2009 года по делу N А58-9342/09 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий
Л.А.КАДНИКОВА
Судьи:
Л.Ю.ПУЩИНА
М.М.ШЕЛЕМИНА