Главная //
Пожарная безопасность //
Постановление
СПРАВКА
Источник публикации
Документ опубликован не был
Примечание к документу
Название документа
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2015 N Ф02-6753/2014 по делу N А33-5614/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждением было допущено перекрытие предусмотренного объемно-планировочным решением эвакуационного выхода на лестничную площадку. Однако размер назначенного учреждению административного штрафа снижен.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.01.2015 N Ф02-6753/2014 по делу N А33-5614/2014
Требование: Об отмене постановления о привлечении к ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за несоблюдение требований пожарной безопасности.
Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку учреждением было допущено перекрытие предусмотренного объемно-планировочным решением эвакуационного выхода на лестничную площадку. Однако размер назначенного учреждению административного штрафа снижен.
АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 21 января 2015 г. по делу N А33-5614/2014
Резолютивная часть объявлена 20 января 2015 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2015 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Рудых А.И.,
судей: Левошко А.Н., Парской Н.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу муниципального бюджетного учреждения "Городской центр социальной помощи населению "Родник" на
решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2014 года по делу N А33-5614/2014 и
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2014 года по тому же делу (суд первой инстанции: Раздобреева И.А., суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Белан Н.Н., Морозова Н.А.),
установил:
муниципальное бюджетное учреждение "Городской центр социальной помощи населению "Родник" (ИНН 2462017330, ОГРН 1022402063232, г. Красноярск) (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к отделу надзорной деятельности по г. Красноярску Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Красноярскому краю (ИНН 2466154948, ОГРН 1072466011936, г. Красноярск) (далее - ОНД по г. Красноярску ГУ МЧС России по Красноярскому краю, административный орган) об отмене постановления N 664 от 11.03.2014.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2014 года, оставленным без изменения
постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2014 года, постановление административного органа изменено в части размера административного наказания: снижен административный штраф до 150 000 рублей.
Судебные акты приняты со ссылкой на
статьи 2.1 (часть 1,) 20.4 (часть 4), 28.3 (
части 1,
4),
23.34,
28.2,
28.5,
29.6,
29.7,
29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
статьи 1,
20,
37,
38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности),
статьи 6,
64,
89 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ),
пункт 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390,
пункт 6.16 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", принятых и введенных в действие Постановлением Минстроя Российской Федерации от 13.02.1997 N 18-7 (далее - СНиП 21-01-97*),
статьи 71, 210 (
части 4,
6) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В кассационной жалобе учреждение просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований и отмене административного наказания в виде штрафа в сумме 150 000 рублей. По мнению учреждения, допущенные изменения объемно-планировочного решения (обустройство приемной) пути эвакуации не перекрывают, о чем свидетельствуют фотоматериалы, которые судом апелляционной инстанции необоснованно не приобщены к материалам дела.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомление о вручении почтовых отправлений N 07890, распечатка сведений о движении почтовых отправлений с официального сайта Почты России www.russianpost.ru, информация в сети "Интернет" на сайте суда - fasvso.arbitr.ru и на сайте Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в разделе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем дело рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке
главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения арбитражными судами норм материального и соблюдение норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и, исходя из доводов кассационной жалобы, суд кассационной инстанции приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам плановой выездной проверки соблюдения учреждением требований пожарной безопасности, административным органом составлены протокол осмотра помещений и территорий от 21.02.2014 и протокол об административном правонарушении от 24.02.2014 N 664 и принято постановление от 11.03.2014 N 664 о привлечении учреждения к административной ответственности по
части 4 статьи 20.4 КоАП РФ в связи с нарушением
пункта 6.16 СНиП 21-01-97*) и
пункта 33 Правил N 390.
Не согласившись с указанным постановлением, учреждение обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражные суды исходили из того, что административным органом соблюдены порядок и процедура привлечения учреждения к административной ответственности, доказаны вина учреждения в нарушении
пункта 33 Правил N 390 и совершении правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
Данные выводы судов являются правильными в связи со следующим.
Отношения в области обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации регулируются
Законом о пожарной безопасности, согласно
статье 1 которого требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.
Согласно
статье 20 Закона о пожарной безопасности нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов пожарной безопасности, к которым относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов (далее - объекты) в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с положениями
статьи 37 Закона о пожарной безопасности руководители организации обязаны, в том числе соблюдать требования пожарной безопасности.
Согласно
статье 38 Закона о пожарной безопасности лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители, несут ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством.
Согласно
пункту 33 Правил N 390 при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности, в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности, в соответствии с требованиями
статьи 84 Федерального закона N 123-ФЗ.
Нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного
частью 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации.
Из материалов дела судами установлено, учреждением при рассмотрении дела в суде первой инстанции не отрицалось и не опровергнуто, что на втором этаже западной части здания размещен кабинет (приемная), дверь которого перекрывает коридор к эвакуационному выходу на лестницу, то есть допущено перекрытие предусмотренного объемно-планировочным решением эвакуационного выхода на лестничную площадку в нарушение
пункта 33 Правил N 390.
Следовательно, выводы судов о верной квалификации данного нарушения административным органом по
части 4 статьи 20.4 КоАП Российской Федерации, доказанности вины учреждения в его совершении и отсутствии оснований для отмены обжалуемого постановления являются правильными.
Данные выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, при оценке которых требования
статей 65,
67,
68 и
71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации соблюдены.
Доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии фактов нарушения требований пожарной безопасности фактически направлены на переоценку доказательств, что недопустимо в суде кассационной инстанции в силу положений
главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод учреждения о необоснованном отказе апелляционного суда в приобщении к материалам дела дополнительных доказательств, свидетельствующих об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения, несостоятелен.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащимся в
пункте 26 Постановления от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", при решении вопроса о возможности принятия новых доказательств, суд определяет, была ли у лица, представившего доказательства, возможность их представления в суд первой инстанции или заявитель не представил их по не зависящим от него уважительным причинам.
Поскольку мотивированное ходатайство с обоснованием невозможности представления дополнительных доказательств в суд первой инстанции отсутствовало, протокольным определением от 21.10.2014 суд апелляционной инстанции обоснованно возвратил указанные доказательства заявителю апелляционной жалобы.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу
части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены принятых судебных актов, кассационным судом не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение и
постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права и на основании
пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Уплаченная при подаче кассационной жалобы по платежному поручению N 453324 от 9 декабря 2014 года государственная пошлина в сумме 2 000 рублей на основании
статьи 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату учреждению из федерального бюджета, поскольку в силу
части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь
статьями 104,
208,
274,
286 -
289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
постановил:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 августа 2014 года по делу N А33-5614/2014 и
постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 28 октября 2014 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить муниципальному бюджетному учреждению "Городской центр социальной помощи населению "Родник" из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 рублей, уплаченную по платежному поручению от 9 декабря 2014 года N 453324.
Выдать справку на возврат государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
А.И.РУДЫХ
Судьи
А.Н.ЛЕВОШКО
Н.Н.ПАРСКАЯ